Играть, общаться и учиться. Ранняя комплексная помощь детям группы риска с РАС 0+
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Дети группы риска с РАС в возрасте от 2 до 5 лет, проживающие в г.Сургуте, в том числе ХМАО
- Родители и люди принимающие участие в воспитании детей раннего возраста (от 2 до 5 лет) с РАС и его признаками
Описание проекта
Проект "Играть, общаться и учиться. Ранняя комплексная помощь детям группы риска с РАС 0+" направлен на создание пространства для оказания комплексной ранней помощи детям, с диагнозом РАС (расстройство аутистического спектра) и подозрением на него и вовлечение родителей и ближайшего окружения семьи в реабилитационный процесс, расширение их воспитательных возможностей.
Цель проекта- формирование ранних социальных и коммуникативных навыков у детей с РАС и группы риска для дальнейшего их успешного взаимодействия с окружающим миром.
Оказание помощи детям будет проходить в групповом формате, в группе кратковременного пребывания, где есть бесценный ресурс- сверстники. Такой формат будет способствовать увеличению количества и продолжительности эпизодов социального обучения и создаст условия при которых у ребенка c РАС сократится продолжительность времени одиночества. Помощь будет оказываться в максимально приближенных условиях среды к естественным, что поспособствует более легкому переносу приобретенных навыков в обычную жизнь. Для реализации поставленных целей будут применяться лучшие научно-доказанные поведенческие практики раннего вмешательства для детей с аутизмом включенные в клинические рекомендации Министерства здравоохранения РФ, а именно -Прикладной анализ поведения (АВА терапия) и «Денверская модель раннего вмешательства» (ESDM).
Кроме этого в проекте будут решаться дополнительные задачи ограничивающие повседневную жизнь детей, а именно мы сможем оказать содействие в решении рядя вопросов в освоении навыка туалета, решить вопросы, связанные с пищевой избирательностью, для этого будет использоваться эрготерапевтический подход.
Для снижения психоэмоционального и интеллектуального напряжения для детей будут проведены программы биоакустической коррекции на аппаратном комплексе «Синхро-С», использование которого позволит нормализовать психофизиологическое состояние и повысит эффективность психолого-педагогической работы.
В рамках проекта будут проведены обучающие очные и он-лайн консультации и семинары для родителей и ближайшего окружения семьи, которые позволят повысить компетенции родителей и расширят их воспитательные возможностей
Для тьюторской поддержки будут привлечены волонтеры их числа студентов помогающих профессий и людей неравнодушных к нашей проблеме.
Реализация проекта позволит повысить:
- социальную активность детей;
- уровень информированности семей в вопросах реабилитации и абилитации детей с РАС и подозрением на него;
- мотивированность родителей на выполнение реабилитационных мероприятий в связи с эмоциональным выгоранием.
Обоснование социальной значимости
Раннее детство – это период великих перемен и огромной «пластичности», то есть готовности ребенка к обучению. Чем младше ребенок, тем быстрее он обучается. Использование поведенческих практик в коррекции аутизма зарекомендовало себя как самые эффективные научно доказанные подходы. Применение таких подходов способствует улучшению когнитивных навыков, способностей к социальному взаимодействию и проявлению инициативы, а также способствует снижению тяжести симптомов аутизма.
Кроме этого, существует ряд других сложностей в развитии детей, которые ограничивают их повседневную жизнь. А именно это вопросы, связанные в освоении навыка туалета, пищевой избирательностью, жеванием и глотанием, повышенной тревожностью и гиперактивностью.
В период с 2021-2022 год при поддержке гранта Губернатора ЮГРЫ мы смогли начать применять новые поведенческие практики для маленьких детей- создали группу с 2-5 лет, научились использовать в комплексном подходе стратегии поведенческих практик и сенсорной интеграции. За это время 30 детей группы риска с РАС в возрасте от 2 до 5 лет получили совершенно бесплатную помощь! Результаты, которые мы получили в ходе реализации проекта были вдохновляющими! И в настоящий момент количество запросов на получение помощи в нашем проекте уже превысило 43 семьи из г.Сургута и близлежащих городов.
Совместная работа с родителями детей, которые включились в процесс обучения позволило нам работать над развитием их детей вместе с ними. Те результаты которые мы получили были во многом благодаря их доверию и сотрудничеству!
По данным информационно-статистического блока в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре количество детей с ОВЗ и детей инвалидов с различной нозологией составляет 11714 из них только детей с расстройством аутистического спектра 282, детей с задержкой психического развития 3076, детей с умственной отсталостью 1810. Это лишний раз подтверждает необходимость в оказании помощи детям на ранних этапах.
Не смотря на то, в государственных учреждениях г.Сургута и ХМАО представлен достаточно обширный объем услуг для оказания ранней помощи остается дефицит использования практик, основанных на прикладном анализе поведения, что по-прежнему связано с высокой стоимостью подготовки специалистов.
А тем временем с каждым днем жизнь ребенка с РАС все сильнее отличается от жизни его обычных сверстников и чем раньше мы можем начать оказывать такую помощь, тем больше шансов появляется у ребенка на успешную социализацию!
Цели
- Создание пространства для формирование ранних социальных и коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с РАС и подозрением на него
Задачи
- Оказание абилитационной помощи детям группы риска с РАС в возрасте от 2 до 5 лет
- Повышение компетенций родителей воспитывающих детей раннего возраста с 2 до 5 лет с РАС
- Распространение информации о новых эффективных практиках