Играть, общаться и учиться. Ранняя комплексная помощь детям группы риска с РАС 0+

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.09.2023 - 30.06.2024
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Второй конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
5 606 247 руб.
Размер гранта
2 999 230 руб.
Cофинансирование
2 607 017 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Дети группы риска с РАС в возрасте от 2 до 5 лет, проживающие в г.Сургуте, в том числе ХМАО
  2. Родители и люди принимающие участие в воспитании детей раннего возраста (от 2 до 5 лет) с РАС и его признаками

Описание проекта

Проект "Играть, общаться и учиться. Ранняя комплексная помощь детям группы риска с РАС 0+" направлен на создание пространства для оказания комплексной ранней помощи детям раннего возраста, с диагнозом РАС (расстройство аутистического спектра) и подозрением на него и их семьям, проживающих в г. Сургуте и в том числе и других близ лежащих городов..
Цель проекта- формирование ранних социальных и коммуникативных навыков у детей с РАС и группы риска для дальнейшего их успешного взаимодействия с окружающим миром.
Уникальность проекта состоит в формировании таких навыков на самых ранних этапах развития детей, начиная уже с 2-х лет. Основной акцент в проекте сделан на обучение детей социальному взаимодействию в групповом формате, где есть бесценный ресурс- сверстники, который в свою очередь способствуют увеличению количества и продолжительности эпизодов социального обучения, дает широкие возможности для получения обратной связи о целесообразности или эффективности поведения детей и создает условия при которых у ребенка РАС сокращается продолжительность времени одиночества. Такая помощь будет оказываться в максимально приближенных условиях среды к естественным, что поспособствует более легкому переносу приобретенных навыков в обычную жизнь. Кроме этого в проекте будут решаться дополнительные задачи ограничивающие повседневную жизнь детей, а именно мы сможем оказать содействие в решении рядя вопросов в освоении навыка туалета, одевания, решить вопросы, связанные с питанием дополнительно используя стратегии эрготерапии и сенсорной интеграции.
В проекте будут применяться лучшие научно-доказанные практики раннего вмешательства для детей с аутизмом включенные в клинические рекомендации Министерства здравоохранения РФ https://legalacts.ru/doc/klinicheskie-rekomendatsii-rasstroistva-autisticheskogo-spektra-utv-minzdravom-rossii/:
- «Денверская модель раннего вмешательства (ESDM) и ее групповой формат (G-ESDM)», которая относится к категории натуралистических поведенческих вмешательств, основанных на психологии развития и прикладном анализе поведения. Она может применяться как в инклюзивных группах, так и в группах где все дети входят в группу риска аутизма.
- эрготерапия и сенсорная интеграция, которая, в свою очередь, помогает раскрытию компенсаторных возможностей ребенка, необходимых для коррекции вторичных нарушений и способствует их дальнейшему гармоничному развитию.
В рамках проекта будет проведены ряд мероприятий:
- консультации и подготовка рекомендаций для родителей, диагностика детей , занятия с детьми в индивидуальном и групповом форматах.
- обучающие практические семинара для родителей по использованию эффективных методов взаимодействия со своими особыми детьми.
В качестве тьюторов будут привлечены волонтеры из числа студентов и специалистов, желающих приобрести опыт работы с детьми с РАС.
Ранняя интенсивная помощь помогает улучшить прогноз очень многих детей попадающих в группу риска с РАС и дает им шанс на успешную социализацию!

Обоснование социальной значимости

Раннее детство – это период великих перемен и огромной «пластичности», то есть готовности ребенка к обучению. Чем младше ребенок, тем быстрее он обучается. Использование поведенческих практик в коррекции аутизма зарекомендовало себя как самые эффективные научно доказанные подходы. Применение таких подходов способствует улучшению когнитивных навыков, способностей к социальному взаимодействию и проявлению инициативы, а также способствует снижению тяжести симптомов аутизма. С каждым днем жизнь ребенка с РАС все сильнее отличается от жизни его обычных сверстников и чем раньше мы можем начать оказывать такую помощь, тем больше шансов появляется у ребенка на успешную социализацию.
В Ханты-Мансийском автономном округе – Югре по данным информационно-статистического блока количество детей с ОВЗ и детей инвалидов с различной нозологией составляет 11714 из них только детей с расстройством аутистического спектра 282, детей с задержкой психического развития 3076, детей с умственной отсталостью 1810.
После внесения в 2020 году новых практик в клинические рекомендации Минздрава РФ в 2020 году педиатры и неврологи уже в раннем возрасте отмечая ряд дефицитов начали рекомендовать их семьям.
Таким образом уже на раннем этапе развития детей родители стали более осведомленными о возможных вариантах получения помощи. Но такая помощь чаще бывает недоступной для большинства семей, в силу ограниченного количества площадок, где могли бы применятся рекомендованные практики и высокой цены в частном секторе.
На сегодняшний день в государственных учреждениях г.Сургута и ХМАО представлен достаточно обширный объем услуг для оказания ранней помощи. Однако существует дефицит использования практик, основанных на прикладном анализе поведения, что связано с высокой стоимостью подготовки специалистов. Так в РФ на сегодняшний момент всего 65 сертифицированных специалистов в области прикладного анализа поведения по данным международной комиссии BACB и специалистов обучены на разных ступенях "Денверской модели раннего вмешательства ESDM" всего 56. На ХМАО приходится всего 2 специалиста имеющих подобную квалификацию, проживающих в г.Сургуте и работающих в АНО ЦРРП "АВА+".
В 2020 году наша команда начала реализацию проекта «АВА-садик»! Этот проект предполагал обучение детей с ментальными нарушениями ключевым функциональным навыкам в групповом и индивидуальном формате. На тот момент мы использовали в качестве основной методики АВА терапию (прикладной анализ поведения). Группа детей состояла из разновозрастных детей с 3 до 7 лет. К нам все чаще стали обращаться семьи с очень маленьким детьми, и мы начали поиск доказанных практик, базирующихся на прикладном анализе поведения применимые для очень раннего возраста.
В 2021 году при поддержке конкурса гранта Губернатора Югры для физических лиц мы смогли впервые применить на практике Денверскую модель раннего вмешательства (ESDM). Эта модель наиболее лучшим образом подходила для маленьких детей, ее можно было применять уже с 12 месяцев, она являлась натуралистической, гибкой и доказала свою эффективность! В проекте участвовало 10 детей группы риска с РАС в возрасте от 2 до 5 лет. Результаты, которые мы получили в ходе реализации проекта были вдохновляющими! Они дали надежду многим семьям и которые в последствии побудили нас апробировать эту практику и в групповом формате, который в свою очередь давал еще больше возможностей, так как имел драгоценный ресурс сверстников!
В 2022 году мы реализовали проект «АВА-садик Ранняя комплексная помощь детям группы риска с РАС», при поддержке гранта Губернатора Югры. Такая поддержка позволила 20 детям, получить своевременную помощь и дополнительно обучить специалистов тонкостям раннего гибкого вмешательства! Совместная работа с родителями детей, которые включились в процесс обучения позволило нам работать над развитием их детей вместе с ними. Родители рассказывали, что сработало, а что нет, приняли нас как участников рабочей группы. Те результаты которые мы получили были во многом благодаря их доверию и сотрудничеству!
Во время реализации проектов мы сталкивались с рядом дополнительных сложностей в развитии детей, которые ограничивали их повседневную жизнь. А именно это были вопросы, связанные в освоении навыка туалета, пищевой избирательностью, жеванием и глотанием. В некоторых случаях эти вопросы успешно решались с помощью поведенческих практик, в других требовалось дополнительное включение эрготерапии для получения желаемого результата.
Помимо этого, каждый проект имеет свое начало и конец, а между тем очень многим детям требуется помощь, и такая помощь как правило необходимо на длительной основе! В настоящий момент количество запросов на получение помощи в нашем проекте уже превысило 43 семьи из г.Сургута и близлежащих городов.
Применение подобных практик в самом раннем возрасте действительно дает шанс многим детям, и мы убедились в этом на своем опыте!

Цели

  1. Создание пространства для формирование ранних социальных и коммуникативных навыков у детей группы риска с РАС 0+.

Задачи

  1. Оказание абилитационной помощи детям группы риска с РАС в возрасте от 2 до 5 лет
  2. Повышение компетенций родителей воспитывающих детей раннего возраста с 2 до 5 лет с РАС
  3. Распространение информации о новых эффективных практиках

Похожие проекты

" Адаптация и социализация детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"

Реализуется
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Нягань
368 258 руб.
Премии Губернатора (Премия Признание 2023)

Ступени здоровья! Оздоровительный центр Жемчужина

Заявлен на грант
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Когалым
173 000 руб.
Муниципальный грант / Субсидия (Когалым)
Логотип
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ ЮГРЫ ВЕЧЕ
Всего сотрудников 11
Ольга Ф.

Социальный проект "Рука в руке" по сопровождению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Реализован успешно
«Мы вместе»
Сургут
362 730 руб.
Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2022 года)

Радуга красок 2.

Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Нягань
275 129 руб.
`