Играть, общаться и учиться. Оказание ранней помощи семьям с детьми раннего возраста, имеющих расстройство аутистического спектра (РАС) и его черты
Проект не получил поддержку
Сроки реализации
01.03.2022 - 30.09.2022
Источник финансирования
Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2022)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
817 274 руб.
Размер гранта
490 000 руб.
Cофинансирование
327 274 руб.
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Семьи воспитывающие детей раннего возраста (от 1 до 5 лет) с РАС, проживающие в г. Сургуте
- Специалисты и студенты принимающие участие в оказании помощи с детям раннего возраста ( от 1 года до 5 лет) с РАС и его признаками и их семьям, проживающие г.Сургуте
Описание проекта
Проект "Играть, общаться и учиться" направлен на оказание ранней помощи семьям с детьми младшего возраста от 1 до 5 лет, имеющих расстройство аутистического спектра (РАС) и его черты. Его реализация будет осуществлена на базе АНО Центр развития речи и поведения «АВА+», г.Сургут. Для оказания помощи будет использована Денверская модель раннего вмешательства. В проекте примут участие 10 семей, воспитывающих детей группы риска.
ESDM - модель, которая построена на психологии развития Л.С. Выготского и прикладном анализе поведения. Она является всеобъемлющей программой раннего вмешательства, предназначенной для малышей в возрасте 1-5 лет. Это подход для работы с очень маленькими детьми с РАС и подозрением на него, который стимулирует детскую спонтанную склонность вступать в контакт и взаимодействовать с другими людьми, образуя «трамплин» для развития коммуникации. ESDM направлена на то, чтобы помочь детям с РАС стать активными участниками жизни. Раннее вмешательство помогает улучшить прогноз практически всех детей.
Обучение будет проходить в индивидуальном и групповом форматах, с участием родителей. Их научат эффективно взаимодействовать с детьми и заниматься в домашних условиях, самим обучать своего ребенка. Занятия с детьми будут проводить опытные педагоги, прошедшие обучение прикладному анализу поведения и ESDM. Специалисты регулярно будут участвовать в онлайн-супервизиях с сертифицированным тренером по ESDM, на которых будут обсуждать корректность и эффективность применения тех или иных процедур в отношении ребенка, что позволит улучшить качество жизни семьи.
В рамках проекта будут проведены следующие мероприятия:
1. Организация структурированных условий среды для проведения обучения;
2. Обучение 3-х специалистов (2-х первой ступени ESDM и 1-го прохождение сертификации)
3. Оказание помощи 10 семьям, которая включает:
- диагностику базовых навыков для 10 детей в начале вмешательства;
- составление 10 индивидуальных учебных плана для каждого ребенка;
- проведение 200 индивидуальных и групповых занятий с детьми ;
- проведение 220 консультаций для родителей, для поддержки работы по учебным планам в домашних условиях;
- мониторинг прогресса приобретаемых навыков по окончании проекта для 10 детей;
- регулярные супервизии для 3-х специалистов с сертифицированным тренером ESDM, по работе с семьями.
4. Проведение семинара для родителей, специалистов, а так же студентов смежных профессий принимающих участие в воспитании детей с РАС раннего возраста о приоритетных направлениях развития, методах и приемах формирования навыков, в котором примут участие не менее 25 человек. Информационное сопровождение проекта в социальных сетях.
Результатами проекта должны стать:
- оказание ранней помощи, для 10 семей воспитывающих детей группы риска;
- распространение новых практик раннего вмешательства.
Полученные результаты будут описаны в презентации, опубликованы на сайте и в социальных сетях.
ESDM - модель, которая построена на психологии развития Л.С. Выготского и прикладном анализе поведения. Она является всеобъемлющей программой раннего вмешательства, предназначенной для малышей в возрасте 1-5 лет. Это подход для работы с очень маленькими детьми с РАС и подозрением на него, который стимулирует детскую спонтанную склонность вступать в контакт и взаимодействовать с другими людьми, образуя «трамплин» для развития коммуникации. ESDM направлена на то, чтобы помочь детям с РАС стать активными участниками жизни. Раннее вмешательство помогает улучшить прогноз практически всех детей.
Обучение будет проходить в индивидуальном и групповом форматах, с участием родителей. Их научат эффективно взаимодействовать с детьми и заниматься в домашних условиях, самим обучать своего ребенка. Занятия с детьми будут проводить опытные педагоги, прошедшие обучение прикладному анализу поведения и ESDM. Специалисты регулярно будут участвовать в онлайн-супервизиях с сертифицированным тренером по ESDM, на которых будут обсуждать корректность и эффективность применения тех или иных процедур в отношении ребенка, что позволит улучшить качество жизни семьи.
В рамках проекта будут проведены следующие мероприятия:
1. Организация структурированных условий среды для проведения обучения;
2. Обучение 3-х специалистов (2-х первой ступени ESDM и 1-го прохождение сертификации)
3. Оказание помощи 10 семьям, которая включает:
- диагностику базовых навыков для 10 детей в начале вмешательства;
- составление 10 индивидуальных учебных плана для каждого ребенка;
- проведение 200 индивидуальных и групповых занятий с детьми ;
- проведение 220 консультаций для родителей, для поддержки работы по учебным планам в домашних условиях;
- мониторинг прогресса приобретаемых навыков по окончании проекта для 10 детей;
- регулярные супервизии для 3-х специалистов с сертифицированным тренером ESDM, по работе с семьями.
4. Проведение семинара для родителей, специалистов, а так же студентов смежных профессий принимающих участие в воспитании детей с РАС раннего возраста о приоритетных направлениях развития, методах и приемах формирования навыков, в котором примут участие не менее 25 человек. Информационное сопровождение проекта в социальных сетях.
Результатами проекта должны стать:
- оказание ранней помощи, для 10 семей воспитывающих детей группы риска;
- распространение новых практик раннего вмешательства.
Полученные результаты будут описаны в презентации, опубликованы на сайте и в социальных сетях.
Обоснование социальной значимости
В РФ многие семьи, воспитывающие маленького ребенка в возрасте до 3-х лет, имеющего ментальные нарушения, долго не попадают в поле зрения специалистов. Диагноз, подтверждающий наличие аутистического расстройства или других когнитивных нарушений ставится ребенку врачом психиатром после 3 лет. А значит, дети не имеют возможности получать своевременную эффективную помощь, а родители и люди принимающие участие в их воспитании не приобретают необходимых навыков в содействии социализации своим детям.
Аутизм часто влияет на способность ребенка проявлять инициативу. В частности, дети с аутизмом обычно реже инициируют взаимодействие с людьми и склонны заниматься лишь узким кругом деятельности. Эта особенность свойственна им с самого начала проявления расстройства и присуща людям с аутизмом на протяжении всей жизни, являясь одной из отличительных черт спектра. Для маленького ребенка ограниченное количество социальных инициатив приводит к уменьшению возможностей для обучения. В свою очередь количество возможностей научиться чему-либо сокращается из-за ограниченного и повторяющегося круга деятельности. Природа аутизма не позволяет ребенку обучаться каждое мгновение его жизни, сужает круг возможностей для его обучения, приводит к тому, что месяц за месяц и год за годом ребенок с РАС пропускает все больше таких возможностей. Таким образом, малыш с аутизмом обладает гораздо меньшим опытом, на основе которого он смог бы сконструировать свое представление о людях и событиях в мире. В результате у таких детей не формируются навыки социально одобряемого поведения, их семьи зачастую оказываются замкнутыми в своей проблеме из-за отсутствия у них нужных знаний, методов взаимодействия со своими детьми, их обучения и воспитания. Как следствие многие из них обучаются дома или в специальных садах и школах, не имея возможности расширять свои социальные контакты доступным для них способом.
Как правило работа с семьями начинается уже после достижения ребенком 3-х лет, а значит много времени упускается. Кроме того, в настоящий момент в государственных учреждениях не применяются новые эффективные практики, часто это обусловливается отсутствием специалистов владеющих новыми методиками. Высокая стоимость подготовки специалистов новым технологиям приводит к высокой стоимости реабилитации, что в свою очередь делает такую помощь недоступной большинству семей.
При поддержке Гранта губернатора ЮГРЫ для физических лиц, один из специалистов организации прошел обучение по ESDM, и начал использование данной модели с детьми раннего возраста. Результаты, которые мы увидели, полностью изменили представление о "Раннем вмешательстве".
Работа с ESDM и эффективность.
ESDM начинается с работы над взаимодействием ребенка с окружающими – даются способы, позволяющие вызвать интерес, заложить фундамент, подкрепить и расширить количество инициатив ребенка, помочь родителям и другим социальным партнерам расшифровать детские сигналы и продолжить взаимодействие. Немедленный эффект применения таких методик выражается в резко возрастающем количестве социальных возможностей для обучения, которые появляются у ребенка час за часом и день за днем. Отсутствие инициативы-ключевой для аутизма момент, лежащий в основе тех трудностей , которые возникают у ребенка с РАС в процессе обучения и развития. Вот почему ESDM начинается с построения у ребенка социальной инициативы и социальной включенности.
Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом в 2020 году была включена в клинические рекомендации Министерства здравоохранения РФ для расстройств аутистического спектра. http://cr.rosminzdrav.ru/#!/schema/1019
Аутизм часто влияет на способность ребенка проявлять инициативу. В частности, дети с аутизмом обычно реже инициируют взаимодействие с людьми и склонны заниматься лишь узким кругом деятельности. Эта особенность свойственна им с самого начала проявления расстройства и присуща людям с аутизмом на протяжении всей жизни, являясь одной из отличительных черт спектра. Для маленького ребенка ограниченное количество социальных инициатив приводит к уменьшению возможностей для обучения. В свою очередь количество возможностей научиться чему-либо сокращается из-за ограниченного и повторяющегося круга деятельности. Природа аутизма не позволяет ребенку обучаться каждое мгновение его жизни, сужает круг возможностей для его обучения, приводит к тому, что месяц за месяц и год за годом ребенок с РАС пропускает все больше таких возможностей. Таким образом, малыш с аутизмом обладает гораздо меньшим опытом, на основе которого он смог бы сконструировать свое представление о людях и событиях в мире. В результате у таких детей не формируются навыки социально одобряемого поведения, их семьи зачастую оказываются замкнутыми в своей проблеме из-за отсутствия у них нужных знаний, методов взаимодействия со своими детьми, их обучения и воспитания. Как следствие многие из них обучаются дома или в специальных садах и школах, не имея возможности расширять свои социальные контакты доступным для них способом.
Как правило работа с семьями начинается уже после достижения ребенком 3-х лет, а значит много времени упускается. Кроме того, в настоящий момент в государственных учреждениях не применяются новые эффективные практики, часто это обусловливается отсутствием специалистов владеющих новыми методиками. Высокая стоимость подготовки специалистов новым технологиям приводит к высокой стоимости реабилитации, что в свою очередь делает такую помощь недоступной большинству семей.
При поддержке Гранта губернатора ЮГРЫ для физических лиц, один из специалистов организации прошел обучение по ESDM, и начал использование данной модели с детьми раннего возраста. Результаты, которые мы увидели, полностью изменили представление о "Раннем вмешательстве".
Работа с ESDM и эффективность.
ESDM начинается с работы над взаимодействием ребенка с окружающими – даются способы, позволяющие вызвать интерес, заложить фундамент, подкрепить и расширить количество инициатив ребенка, помочь родителям и другим социальным партнерам расшифровать детские сигналы и продолжить взаимодействие. Немедленный эффект применения таких методик выражается в резко возрастающем количестве социальных возможностей для обучения, которые появляются у ребенка час за часом и день за днем. Отсутствие инициативы-ключевой для аутизма момент, лежащий в основе тех трудностей , которые возникают у ребенка с РАС в процессе обучения и развития. Вот почему ESDM начинается с построения у ребенка социальной инициативы и социальной включенности.
Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом в 2020 году была включена в клинические рекомендации Министерства здравоохранения РФ для расстройств аутистического спектра. http://cr.rosminzdrav.ru/#!/schema/1019
Цели
- Оказание своевременной ранней помощи, 10 семьям воспитывающих детей с РАС и его чертами в возрасте от 1 до 5 лет, проживающих в г.Сургуте, с использованием Денверской модели раннего вмешательства (ESDM)
Задачи
- Оказать для 10 детей раннего возраста с РАС и их семей, проживающих в Сургуте, доступную и своевременную помощь на основе технологии "Денверская модель раннего вмешательства« (ESDM)
- Распространить информацию о стратегиях и эффективности применения ESDM для семей, воспитывающих детей раннего возраста с РАС и специалистов в области раннего вмешательства, проживающих в Сургуте.
Похожие проекты
" Адаптация и социализация детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"
Реализуется
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Нягань
368 258 руб.
Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2023 года)
Ступени здоровья! Оздоровительный центр Жемчужина
Заявлен на грант
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Когалым
173 000 руб.
Муниципальный грант / Субсидия (Когалым)
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ ЮГРЫ ВЕЧЕ
Всего сотрудников
11
Социальный проект "Рука в руке" по сопровождению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Реализован успешно
«Мы вместе»
Сургут
362 730 руб.
Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2022 года)
Радуга красок 2.
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Нягань
275 129 руб.