Играть, общаться и учиться. Оказание ранней помощи семьям с детьми раннего возраста, имеющих расстройство аутистического спектра (РАС) и его черты

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.03.2022 - 30.09.2022
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2022)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
817 274 руб.
Размер гранта
490 000 руб.
Cофинансирование
327 274 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Семьи воспитывающие детей раннего возраста (от 1 до 5 лет) с РАС, проживающие в г. Сургуте
  2. Специалисты и студенты принимающие участие в оказании помощи с детям раннего возраста ( от 1 года до 5 лет) с РАС и его признаками и их семьям, проживающие г.Сургуте

Описание проекта

Проект "Играть, общаться и учиться" направлен на оказание ранней помощи семьям с детьми младшего возраста от 1 до 5 лет, имеющих расстройство аутистического спектра (РАС) и его черты. Его реализация будет осуществлена на базе АНО Центр развития речи и поведения «АВА+», г.Сургут. Для оказания помощи будет использована Денверская модель раннего вмешательства. В проекте примут участие 10 семей, воспитывающих детей группы риска.
ESDM - модель, которая построена на психологии развития Л.С. Выготского и прикладном анализе поведения. Она является всеобъемлющей программой раннего вмешательства, предназначенной для малышей в возрасте 1-5 лет. Это подход для работы с очень маленькими детьми с РАС и подозрением на него, который стимулирует детскую спонтанную склонность вступать в контакт и взаимодействовать с другими людьми, образуя «трамплин» для развития коммуникации. ESDM направлена на то, чтобы помочь детям с РАС стать активными участниками жизни. Раннее вмешательство помогает улучшить прогноз практически всех детей.
Обучение будет проходить в индивидуальном и групповом форматах, с участием родителей. Их научат эффективно взаимодействовать с детьми и заниматься в домашних условиях, самим обучать своего ребенка. Занятия с детьми будут проводить опытные педагоги, прошедшие обучение прикладному анализу поведения и ESDM. Специалисты регулярно будут участвовать в онлайн-супервизиях с сертифицированным тренером по ESDM, на которых будут обсуждать корректность и эффективность применения тех или иных процедур в отношении ребенка, что позволит улучшить качество жизни семьи.
В рамках проекта будут проведены следующие мероприятия:
1. Организация структурированных условий среды для проведения обучения;
2. Обучение 3-х специалистов (2-х первой ступени ESDM и 1-го прохождение сертификации)
3. Оказание помощи 10 семьям, которая включает:
- диагностику базовых навыков для 10 детей в начале вмешательства;
- составление 10 индивидуальных учебных плана для каждого ребенка;
- проведение 200 индивидуальных и групповых занятий с детьми ;
- проведение 220 консультаций для родителей, для поддержки работы по учебным планам в домашних условиях;
- мониторинг прогресса приобретаемых навыков по окончании проекта для 10 детей;
- регулярные супервизии для 3-х специалистов с сертифицированным тренером ESDM, по работе с семьями.
4. Проведение семинара для родителей, специалистов, а так же студентов смежных профессий принимающих участие в воспитании детей с РАС раннего возраста о приоритетных направлениях развития, методах и приемах формирования навыков, в котором примут участие не менее 25 человек. Информационное сопровождение проекта в социальных сетях.
Результатами проекта должны стать:
- оказание ранней помощи, для 10 семей воспитывающих детей группы риска;
- распространение новых практик раннего вмешательства.
Полученные результаты будут описаны в презентации, опубликованы на сайте и в социальных сетях.

Обоснование социальной значимости

В РФ многие семьи, воспитывающие маленького ребенка в возрасте до 3-х лет, имеющего ментальные нарушения, долго не попадают в поле зрения специалистов. Диагноз, подтверждающий наличие аутистического расстройства или других когнитивных нарушений ставится ребенку врачом психиатром после 3 лет. А значит, дети не имеют возможности получать своевременную эффективную помощь, а родители и люди принимающие участие в их воспитании не приобретают необходимых навыков в содействии социализации своим детям.
Аутизм часто влияет на способность ребенка проявлять инициативу. В частности, дети с аутизмом обычно реже инициируют взаимодействие с людьми и склонны заниматься лишь узким кругом деятельности. Эта особенность свойственна им с самого начала проявления расстройства и присуща людям с аутизмом на протяжении всей жизни, являясь одной из отличительных черт спектра. Для маленького ребенка ограниченное количество социальных инициатив приводит к уменьшению возможностей для обучения. В свою очередь количество возможностей научиться чему-либо сокращается из-за ограниченного и повторяющегося круга деятельности. Природа аутизма не позволяет ребенку обучаться каждое мгновение его жизни, сужает круг возможностей для его обучения, приводит к тому, что месяц за месяц и год за годом ребенок с РАС пропускает все больше таких возможностей. Таким образом, малыш с аутизмом обладает гораздо меньшим опытом, на основе которого он смог бы сконструировать свое представление о людях и событиях в мире. В результате у таких детей не формируются навыки социально одобряемого поведения, их семьи зачастую оказываются замкнутыми в своей проблеме из-за отсутствия у них нужных знаний, методов взаимодействия со своими детьми, их обучения и воспитания. Как следствие многие из них обучаются дома или в специальных садах и школах, не имея возможности расширять свои социальные контакты доступным для них способом.
Как правило работа с семьями начинается уже после достижения ребенком 3-х лет, а значит много времени упускается. Кроме того, в настоящий момент в государственных учреждениях не применяются новые эффективные практики, часто это обусловливается отсутствием специалистов владеющих новыми методиками. Высокая стоимость подготовки специалистов новым технологиям приводит к высокой стоимости реабилитации, что в свою очередь делает такую помощь недоступной большинству семей.
При поддержке Гранта губернатора ЮГРЫ для физических лиц, один из специалистов организации прошел обучение по ESDM, и начал использование данной модели с детьми раннего возраста. Результаты, которые мы увидели, полностью изменили представление о "Раннем вмешательстве".
Работа с ESDM и эффективность.
ESDM начинается с работы над взаимодействием ребенка с окружающими – даются способы, позволяющие вызвать интерес, заложить фундамент, подкрепить и расширить количество инициатив ребенка, помочь родителям и другим социальным партнерам расшифровать детские сигналы и продолжить взаимодействие. Немедленный эффект применения таких методик выражается в резко возрастающем количестве социальных возможностей для обучения, которые появляются у ребенка час за часом и день за днем. Отсутствие инициативы-ключевой для аутизма момент, лежащий в основе тех трудностей , которые возникают у ребенка с РАС в процессе обучения и развития. Вот почему ESDM начинается с построения у ребенка социальной инициативы и социальной включенности.
Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом в 2020 году была включена в клинические рекомендации Министерства здравоохранения РФ для расстройств аутистического спектра. http://cr.rosminzdrav.ru/#!/schema/1019

Цели

  1. Оказание своевременной ранней помощи, 10 семьям воспитывающих детей с РАС и его чертами в возрасте от 1 до 5 лет, проживающих в г.Сургуте, с использованием Денверской модели раннего вмешательства (ESDM)

Задачи

  1. Оказать для 10 детей раннего возраста с РАС и их семей, проживающих в Сургуте, доступную и своевременную помощь на основе технологии "Денверская модель раннего вмешательства« (ESDM)
  2. Распространить информацию о стратегиях и эффективности применения ESDM для семей, воспитывающих детей раннего возраста с РАС и специалистов в области раннего вмешательства, проживающих в Сургуте.

Похожие проекты

Браво, дети!

Проект не получил поддержку
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
1 286 000 руб.
Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2023)
АНО СОДЕЙСТВИЕ

Добро в формате 3D-перезагрузка

Реализуется
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Октябрьский район
1 472 944 руб.
Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2023)
ПМОО ВОИ
Всего сотрудников 1
Ирина С.

Создание Центра пробации по сопровождению осуждённых и освободившихся граждан для совершенствования постпенитенциарной системы

Реализуется
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
1 453 700 руб.
Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2023)
Логотип
АНО ЦСП ШАГ ВПЕРЕД
Всего сотрудников 9
Наталья П.
Дмитрий П.
Ирина З.
+7

"Поддержка во всем!" психологическая помощь участникам СВО и членам их семей с применением инновационного оборудования

Реализуется
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
1 695 399 руб.
Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2023)
АНО ЦЕНТР ДУШЕВНЫЕ ЛЮДИ
Всего сотрудников 1
Марина А.
Елена Д.
Ирина Г.
+2