Инклюзивная творческая студия "МЫ"
Реализуется
Сроки реализации
01.02.2023 - 31.01.2024
Источник финансирования
Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2023)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
4 139 942 руб.
Размер гранта
2 319 908 руб.
Cофинансирование
1 820 034 руб.
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Подростки и молодые взрослые с ОВЗ и инвалидностью, в т ч. с ментальными особенностями (расстройствами аутистического спектра, нарушениями интеллектуального развития и др.), проживающие на территории г. Сургута ХМАО-Югры
Описание проекта
В рамках проекта планируется создать пространство творческой реализации и социально-трудовой занятости для подростков и молодых взрослых с ОВЗ и инвалидностью. В инклюзивной творческой студии "МЫ" будет представлено 4 направления деятельности – театр, керамика, свече- и мыловарение, типографское дело. Целями занятости в студии будут являться:
1. Развитие социальных, адаптивных и трудовых навыков до уровня, позволяющего молодым людям в будущем претендовать на вакансии открытого рынка труда;
2. Развитие творческого потенциала, самореализация, интеграция в общество;
3. Получение регулярной полезной социально-трудовой занятости.
С 2016 года в нашей организации работает группа дневного пребывания для детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью (в частности, с ментальными особенностями - РАС, нарушениями интеллектуального развития и др.) по направлению формирования навыков самостоятельности. С 2020 года запущено направление оказания помощи в трудоустройстве людям с ОВЗ и инвалидностью на вакансии открытого рынка труда. В 2019 году появились собственные мастерские, которые на сегодняшний день используются для проведения творческих занятий в группе дневного пребывания и профессиональных проб и кратковременных стажировок при подготовке к трудоустройству. С 2021 года в организации появилась инклюзивная театральная студия, которая стала не только площадкой для развития творческого потенциала, но и местом для общения и взаимопонимания как для ребят, имеющих ОВЗ и инвалидность, так и для их обычных сверстников.
Проект позволит объединить мощности мастерских и театра, а также встроить их в общую систему сопровождения, реализуемую в организации, давая возможность для самореализации, интеграции в общество, получения полезной занятости для тех подростков и молодых людей, которые не охвачены более низкофункциональным проектом по формированию базовых навыков самостоятельности, а также более высокофункциональным проектом по трудоустройству в открытый рынок труда (подробнее - в презентации к проекту).
В рамках проекта планируется привлечь и обучить социальным, трудовым, адаптивным навыкам не менее 30 подростков и молодых взрослых с ОВЗ и инвалидностью, а также предоставить им регулярную полезную социально-трудовую занятость в формате трудовых сессий и театральных занятий. Будет привлечено не менее 10 добровольцев для расширения вариативности общения ребят. С целью достижения устойчивости проекта будет проведено 2 итоговых показа спектаклей с выставками-ярмарками изделий мастерских. Это позволит привлечь внимание общественности к деятельности проекта и способствовать реализации изделий мастерских, позволяя проекту выйти на частичную самоокупаемость. В итоговых мероприятиях примут участие не менее 10 участников студии в качестве актеров, выступающих на сцене, а также мастеров, представляющих изделия на выставке.
Инклюзивная творческая студия “МЫ” - это пространство, в котором каждый сможет найти занятие по душе, а также общаться, дружить, расти и развиваться.
1. Развитие социальных, адаптивных и трудовых навыков до уровня, позволяющего молодым людям в будущем претендовать на вакансии открытого рынка труда;
2. Развитие творческого потенциала, самореализация, интеграция в общество;
3. Получение регулярной полезной социально-трудовой занятости.
С 2016 года в нашей организации работает группа дневного пребывания для детей и подростков с ОВЗ и инвалидностью (в частности, с ментальными особенностями - РАС, нарушениями интеллектуального развития и др.) по направлению формирования навыков самостоятельности. С 2020 года запущено направление оказания помощи в трудоустройстве людям с ОВЗ и инвалидностью на вакансии открытого рынка труда. В 2019 году появились собственные мастерские, которые на сегодняшний день используются для проведения творческих занятий в группе дневного пребывания и профессиональных проб и кратковременных стажировок при подготовке к трудоустройству. С 2021 года в организации появилась инклюзивная театральная студия, которая стала не только площадкой для развития творческого потенциала, но и местом для общения и взаимопонимания как для ребят, имеющих ОВЗ и инвалидность, так и для их обычных сверстников.
Проект позволит объединить мощности мастерских и театра, а также встроить их в общую систему сопровождения, реализуемую в организации, давая возможность для самореализации, интеграции в общество, получения полезной занятости для тех подростков и молодых людей, которые не охвачены более низкофункциональным проектом по формированию базовых навыков самостоятельности, а также более высокофункциональным проектом по трудоустройству в открытый рынок труда (подробнее - в презентации к проекту).
В рамках проекта планируется привлечь и обучить социальным, трудовым, адаптивным навыкам не менее 30 подростков и молодых взрослых с ОВЗ и инвалидностью, а также предоставить им регулярную полезную социально-трудовую занятость в формате трудовых сессий и театральных занятий. Будет привлечено не менее 10 добровольцев для расширения вариативности общения ребят. С целью достижения устойчивости проекта будет проведено 2 итоговых показа спектаклей с выставками-ярмарками изделий мастерских. Это позволит привлечь внимание общественности к деятельности проекта и способствовать реализации изделий мастерских, позволяя проекту выйти на частичную самоокупаемость. В итоговых мероприятиях примут участие не менее 10 участников студии в качестве актеров, выступающих на сцене, а также мастеров, представляющих изделия на выставке.
Инклюзивная творческая студия “МЫ” - это пространство, в котором каждый сможет найти занятие по душе, а также общаться, дружить, расти и развиваться.
Обоснование социальной значимости
Дети с ОВЗ и инвалидностью охвачены различными видами занятости - это и школа, и развивающие, досуговые центры. Однако по мере взросления возможности быть активным членом общества у данной категории людей постепенно сужаются и практически сводятся на нет по достижению возраста окончания среднего образования (18 - 20 лет). С 2020 года АНДОО "Счастье" оказывает услуги по содействию трудоустройству людям с ОВЗ и инвалидностью. За это время в центр за помощью в трудоустройстве обратилось более 70 молодых взрослых с ОВЗ, инвалидностью. Отдельные молодые люди нуждались в проведении специальных подготовительных мероприятий для достижения необходимого уровня соответствия требованиям открытого рынка труда - тренингов по самопрезентации, профориентации, составлению резюме, тренировочных собеседований, помощи в поиске вакансий, предоставлении кратковременных стажировок и т. д. Данные виды помощи как раз и входят в работу по проекту "Сопровождаемое трудоустройство". Однако далеко не все обращающиеся за помощью в трудоустройстве могли в ближайшей перспективе претендовать на вакансии открытого рынка труда. Часть молодых людей не владела базовыми социально-бытовыми навыками, а часть - в связи с длительной социальной депривацией, гиперопекой со стороны семьи, сформированной иждивенческой позицией, не была готова к исполнению даже самых простых трудовых действий по инструкциям, не соблюдала дисциплину и границы в общении, однако владела базовыми навыками самостоятельности самообслуживания. Именно вторая часть ребят, имеющих условно средний уровень социализации, оказывается наиболее нуждающейся в социальном взаимодействии и в то же время "выключенной" из жизни общества. Такие ребята слишком взрослые во всех смыслах для творческих кружков, но в то же время слишком не готовые к работе на вакансиях открытого рынка труда.
АНДОО "Счастье" в соответствии со своими принципами не отказывала в оказании посильной помощи данной категории молодых людей. В зависимости от способностей и потребностей предлагались различные формы активности для таких людей, с целью того, чтобы интегрировать их в жизнь общество хотя бы в ограниченном объеме. Предлагалось посещение группы дневного пребывания для подростков и молодых взрослых "Я учусь жить", в рамках работы которой ребята учатся базовым социальным и бытовым делам (убираться, готовить, играть, осуществлять самообслуживание). Не смотря на то, что для молодых людей среднего уровня данная занятость не является актуальной и не соответствует зоне их ближайшего развития, некоторые соглашались и на этот вариант, лишь бы не сидеть дома. Но многие и отказывались. В таком случае молодые люди оказывались ограниченными в простом человеческом общении, в возможности развиваться и реализовывать себя, что часто приводило к регрессу, замыканию в себе, возникновению чувства собственной ненужности. Кроме варианта посещения группы дневного пребывания, предлагалось участие в проекте по сопровождаемому трудоустройству. Такие формы работ в рамках проекта как профессиональные пробы и кратковременные стажировки в мастерских оказались наиболее подходящими для данной категории и показали хорошую результативность в развитии коммуникации, соблюдении норм делового общения, навыков работать по инструкции. Однако данные формы работы по технологии сопровождаемого трудоустройства имеют ограниченность по времени (до 30 часов) и не могут стать сколь либо регулярной занятостью для молодых людей, кроме этого целью данных форм работы является подготовка к трудоустройству на вакансии открытого рынка труда в ближайшее время, что для молодых людей среднего уровня неактуально. Стоит также отметить, зачем вообще нужна регулярная занятость людям с ОВЗ и инвалидностью. Кроме аспекта развития самого человека и его становления полноценным членом общества, большое значение занятость имеет и для его семьи. “Занятость взрослого человека с инвалидностью в течение дня дает возможность его родителям на собственный труд, собственный отдых и, как следствие, изменение социального статуса всей семьи, где и родители, и взрослые дети живут не друг для друга в ситуации психологической изоляции и созависимости, а как активные члены социума, общаясь и развиваясь каждый в своей референтной среде” (из метод. пособия “Теория и практика “особого театра” РО МОО “Равные возможности”, 2020 г.).
Проанализировав данные диагностики социальных потребностей подростков и молодых взрослых, получающих услуги за последние 6 месяцев в АНДОО “Счастье”, можно сделать вывод о том, что почти для половины из них нет актуальной формы полезной занятости в центре и в г. Сургуте, соответствующей зоне их ближайшего развития (подтверждение в пункте 8.1 заявки). Таким образом, создание инклюзивной творческой студии “МЫ” позволит успешно реализовывать сопровождение неохваченных категорий подростков и молодых взрослых, ориентируясь на их индивидуальные потребности, способности и зону ближайшего развития, и предоставляя им возможность полезной занятости в социокультурной среде.
АНДОО "Счастье" в соответствии со своими принципами не отказывала в оказании посильной помощи данной категории молодых людей. В зависимости от способностей и потребностей предлагались различные формы активности для таких людей, с целью того, чтобы интегрировать их в жизнь общество хотя бы в ограниченном объеме. Предлагалось посещение группы дневного пребывания для подростков и молодых взрослых "Я учусь жить", в рамках работы которой ребята учатся базовым социальным и бытовым делам (убираться, готовить, играть, осуществлять самообслуживание). Не смотря на то, что для молодых людей среднего уровня данная занятость не является актуальной и не соответствует зоне их ближайшего развития, некоторые соглашались и на этот вариант, лишь бы не сидеть дома. Но многие и отказывались. В таком случае молодые люди оказывались ограниченными в простом человеческом общении, в возможности развиваться и реализовывать себя, что часто приводило к регрессу, замыканию в себе, возникновению чувства собственной ненужности. Кроме варианта посещения группы дневного пребывания, предлагалось участие в проекте по сопровождаемому трудоустройству. Такие формы работ в рамках проекта как профессиональные пробы и кратковременные стажировки в мастерских оказались наиболее подходящими для данной категории и показали хорошую результативность в развитии коммуникации, соблюдении норм делового общения, навыков работать по инструкции. Однако данные формы работы по технологии сопровождаемого трудоустройства имеют ограниченность по времени (до 30 часов) и не могут стать сколь либо регулярной занятостью для молодых людей, кроме этого целью данных форм работы является подготовка к трудоустройству на вакансии открытого рынка труда в ближайшее время, что для молодых людей среднего уровня неактуально. Стоит также отметить, зачем вообще нужна регулярная занятость людям с ОВЗ и инвалидностью. Кроме аспекта развития самого человека и его становления полноценным членом общества, большое значение занятость имеет и для его семьи. “Занятость взрослого человека с инвалидностью в течение дня дает возможность его родителям на собственный труд, собственный отдых и, как следствие, изменение социального статуса всей семьи, где и родители, и взрослые дети живут не друг для друга в ситуации психологической изоляции и созависимости, а как активные члены социума, общаясь и развиваясь каждый в своей референтной среде” (из метод. пособия “Теория и практика “особого театра” РО МОО “Равные возможности”, 2020 г.).
Проанализировав данные диагностики социальных потребностей подростков и молодых взрослых, получающих услуги за последние 6 месяцев в АНДОО “Счастье”, можно сделать вывод о том, что почти для половины из них нет актуальной формы полезной занятости в центре и в г. Сургуте, соответствующей зоне их ближайшего развития (подтверждение в пункте 8.1 заявки). Таким образом, создание инклюзивной творческой студии “МЫ” позволит успешно реализовывать сопровождение неохваченных категорий подростков и молодых взрослых, ориентируясь на их индивидуальные потребности, способности и зону ближайшего развития, и предоставляя им возможность полезной занятости в социокультурной среде.
Цели
- Интеграция подростков и молодых взрослых с ОВЗ и инвалидностью (в т ч. с ментальными особенностями: расстройствами аутистического спектра, нарушениями интеллектуального развития и др.) в жизнь общества, путем обеспечения их творческой и социально-трудовой занятости в созданном социокультурном пространстве инклюзивной творческой студии “МЫ”.
Задачи
- 1. Организовать условия (кадровые, материально-технические, стратегические, информационные) для создания Инклюзивной творческой студии "МЫ".
- 2. Обеспечить подростков и молодых взрослых с ОВЗ и инвалидностью регулярной полезной социально-трудовой занятостью, посредством проведения трудовых сессий и театральных занятий в созданной Инклюзивной творческой студии "МЫ".
- 3. Привлечь внимание общественности к работе Инклюзивной творческой студии "МЫ", продемонстрировав способности благополучателей и достигнутый социальный эффект.
Похожие проекты
" Адаптация и социализация детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"
Реализуется
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Нягань
368 258 руб.
Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2023 года)
Ступени здоровья! Оздоровительный центр Жемчужина
Заявлен на грант
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Когалым
173 000 руб.
Муниципальный грант / Субсидия (Когалым)
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКИХ ИНИЦИАТИВ ЮГРЫ ВЕЧЕ
Всего сотрудников
11
Социальный проект "Рука в руке" по сопровождению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Реализован успешно
«Мы вместе»
Сургут
362 730 руб.
Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2022 года)
Радуга красок 2.
Социальное обслуживание, социальная поддержка и защита отдельных категорий граждан
Нягань
275 129 руб.