Инклюзивный музыкальный театр для детей с нарушением функций речи ФаСольки

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.09.2021 - 04.06.2022
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2021)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 855 912 руб.
Размер гранта
1 570 512 руб.
Cофинансирование
285 400 руб.

Целевые аудитории

  1. 1) Дети возраста 4-7 лет
  2. 2) Дети с речевыми расстройствами с 4 лет
  3. 3) Родители детей занимающихся в инклюзивном музыкальном театре
  4. 4) Зрители, посещающие и участвующие в спектаклях
  5. 5) Представители реабилитационных центров, сотрудники СО НКО, педагоги детских садов и начальной школы.

Описание проекта

В 2019 году, на базе семейного клуба здоровой беременности и раннего развития ребенка «Музыка сердца», был создан детский музыкальный театр «Соловушка» для детей 4-7 лет. Через год после начала реализации основного проекта появился запрос от родителей детей с различными ограничениями по здоровью, в основном с лого-речевыми нарушениями (заикание, задержка речи, алалия). Таким образом мы стали вводить ребят в театральную группу, к концу учебного года мы получили прекрасные результаты, как в речи, так и коммуникациях с другими ребятами и взрослыми педагогами, смогли выступить на фестивале с музыкальной сказкой.
Помимо социальной задачи, которую мы решаем на каждом занятии и мероприятии, мы убеждены, что ребята с нарушениями речевых функций имеют право на развитие в области культуры, каждый из них обладает талантом. Наша задача его раскрыть и дать возможность реализоваться в обществе, не только как гражданина, но и как человека причастного к творческой, культурной среде.
Руководствуясь положительным опытом и запросом родительского сообщества, родилась идея создания проекта инклюзивного музыкального театра для детей с речевыми нарушениями от 4 лет. На новый 2021-2022 учебный год записалось 35 детей из них 12 с нарушениями речевых функций.
Наш проект направлен на открытие постоянного инклюзивного музыкального театра для детей возраста 4-7 лет с различными нарушениями функций речи (задержка речевого развития, заикание, алалия, дислалия, дизартрия, задержка психо-эмоционального развития).
Семейный клуб «Музыка сердца» на протяжении 2 лет занимается раскрытием творческого потенциала детей дошкольного возраста, в том числе детей с речевыми нарушениями. За время практики, были получены положительные результаты, ребята более уверенно и грамотно стали пользоваться речью не только внутри занятий, на которых используется множество упражнений, направленных на коррекцию и укрепление речи маленьких артистов:
- артикуляционная гимнастика
- дыхательная гимнастика
- музыкально-ритмическая гимнастика на развитие и укрепление мелкой и крупной моторики
- музыкально-ритмические игры, для оттачивания чувства ритма
- вокально-речевые упражнения
- декламация
- игра на музыкальных инструментах
но и на публичных выступлениях, как сольных, так и групповых. Ребята с успехом демонстрируют приобретенные на занятиях навыки, комплексно поют, двигаются, аккомпанируют на детских музыкальных инструментах, соответственно образу своего героя.
За период существования данного направления в нашем клубе, прошли обучение 27 детей, 9 из которых с речевыми нарушениями. Каждый ребенок и что важно каждый родитель, получили те результаты, за которыми обратились в клуб.
Как результат занятий и выступлений, ребята с помощью педагогов, не только развиваются в творческом направлении, но и достигают результатов в социализации, коммуникации, а также в преодолении сложности речевого развития.

Обоснование социальной значимости

В 2019 году Министерство здравоохранения РФ сообщало о том, что за последние 5 лет выявляемость задержки речевого развития наблюдается у 80% детей, что является ростом более чем в 1,5 раза. По данным Департамента социального развития ХМАО-Югры в банке данных зарегистрировано почти 2000 детей с задержкой речевого развития. В регионе реализуется коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями, однако, предпринимаемые меры поддержки в большей степени направлены на образование и развитие детей с задержкой речи и не затрагивают социо-культурную сторону. А ведь это очень важно–быть включенным в культурную жизнь общества, иметь возможность развивать творческие способности, реализовывать потребность в самовыражении.
Главная проблема ребенка с нарушением речевых функций заключается в ограничении его самовыражения, недостаточности контактов с окружающими, проявление своих творческих способностей, доступа к культурным ценностям. Эта проблема является не только результатом отсутствия речевых коммуникационных навыков, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания.
Нам важно дать детям инструмент коммуникации, развить и укрепить его речевые функции по средствам игровой формы музыкального театра и публичных выступлений, чтобы ребенок не чувствовал дискомфорт и смущение в общении со сверстниками и окружающим его социумом.
Данный проект направлен на решение этой задачи путем развития речевых функций, творческого потенциала, постановки певческого голоса, самовыражение и развитие личности через призму искусства. Деятельность музыкального театра будет направлена на реабилитацию, социализацию детей с задержками функций речи для социальной, эмоциональной и психологической адаптации посредством сценической и театральной деятельности, по разработанной методистами специальной программе. Актуальность данной программы, в том, что она позволяет средствами и методами музыкальной театрализации формировать, развивать и укреплять функции речи, а также музыкальный, художественный и эстетический вкус ребят, создавать основу для образно-эмоционального, духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Проблема воспитания и развития, в том числе и культурного, «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации всей семьи.
Актуальность данного проекта сегодня как никогда высока, статистика ежегодно показывает большой процент детей с речевыми расстройствами, которым работа с квалифицированными педагогами поможет раскрыться, убрать «шероховатости» речи, научиться грамотно вести диалог и уверенно держаться в обществе.
Реализация проекта "Инклюзивный музыкальный театр для детей с речевыми нарушениями "ФаСольки"" обоснованна, значима и актуальна, для каждой группы целевой аудитории:
1. Творческое развитие и реализация детей 4-7 лет;
2. Творческое развитие, реализация, социализация и развитие коммуникационных навыков детей 4-7 лет имеющих речевые нарушения;
3. Публичные выступления театрального коллектива способствуют снятию социальной проблемы непринятия детей с логопедическими нарушениями и обретения родителями уверенности за судьбы своих детей;
4. Взаимодействие маленьких актеров со зрительской аудиторией посещающей постановки и полное или частичное вовлечение зрителей в процесс, стирает границы и улучшает экологичность социальных отношений.

Цели

  1. Привлечение внимания общественности к теме культурного развития и творческой реализации детей с нарушениями речевых функций через занятия в инклюзивном музыкальном театре. Раскрытие творческого потенциала детей с нарушениями речевых функций проживающих в городе Пыть-Яхе посредствам занятий в инклюзивном музыкальном театре ФаСольки, работающем на базе семейного клуба "Музыка сердца".

Задачи

  1. Организация инклюзивного музыкального театра ФаСольки и постановка модульного спектакля по мотивам русских народных сказок, и организация его показов на сценических площадках города Пыть-Яха.
  2. Способствовать развитию индивидуальных творческих способностей детей с нарушениями речевых функций посредством их участия в инклюзивном спектакле.
  3. Проведение практических занятий (открытые мастер-классы и репетиции, демонстрация модулей спектакля) для педагогов специализированных учреждений, школ, детских садов, специалистов НКО, занимающихся реабилитацией лиц с ограниченными возможностями здоровья на территории города Пыть-Яха.
  4. Освещение деятельности инклюзивного музыкального театра для детей с речевыми нарушениями ФаСольки.

`