Инклюзивный проект студии кукольного театра «Чемодан сказок» для детей с ограниченными возможностями здоровья и с расстройствами аутистического спектр...

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 10.01.2022 - 10.01.2023
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2022)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
409 318 руб.
Размер гранта
407 842 руб.
Cофинансирование
1 476 руб.

Целевые аудитории

  1. Дети с ограниченными возможностями здоровья и с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями от 1 года до 14 лет.

Описание проекта

Инклюзивный кукольный театр – уникальное направление в современном театральном искусстве, позволяющее детям с физическими и ментальными особенностями найти своё место на сцене.
На базе МАУК Белоярского района «ЦК и Д, КЗ «Камертон» работает студия кукольного театра «Рукавичка» под руководством Ольги Сергеевны Мюллер. Данное направление является актуальным и востребованным много лет в г. Белоярский.
С 2019 года студией успешно реализуется инклюзивный проект «Чемодан сказок». Как известно, сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особенность таких спектаклей состоит в том, что с помощью кукол и театрального действия доступно и наглядно актеры рассказывают юным зрителям об окружающем мире, природных явлениях, взаимоотношениях между животными и людьми. При разработке проекта «Чемодан сказок» авторы сделали уклон на максимальный интерактив и колабарацию детей. Совместное творчество всех участников бэби-спектаклей положительно влияет на процессы адаптации и интеграции особенных детей. Постановки проходят, как на базе учреждения, так имеют и выездной характер.
В результате тесного сотрудничества с местной общественной организацией «Коррекционно-Развивающий Центр «Логоплюс» и Белоярским комплексным центром социального обслуживания населения, учреждением разработан, и успешно реализуется инклюзив-кейс для детей с ограниченными возможностями здоровья и расстройством аутистического спектра. Кейс включает в себя порядка 20 мероприятий (концертные программы, благотворительные акции, выставки, мастер-классы, спектакли и многое другое).
Ребята с удовольствием мастерят пальчиковых, перчаточных кукол из подручного материала. По отзывам родителей особенных детей, приход актеров студии и участие сверстников в спектаклях в качестве героев, вносит разнообразие в замкнутую жизнь ребёнка, дарит радость общения, вызывает яркие позитивные эмоции. На второй встрече дети узнают артистов, реагируют на вопросы персонажей спектакля, смеются и подпевают, пробуют себя в роли кукловода.
За годы работы, студия кукольного театра «Рукавичка» завоевала доверие не только детей. Родители увидели своих особенных детей смеющимися, внимательными, увлечёнными, активными, сопереживающими, смелыми, весёлыми и самое главное – счастливыми! Взаимодействие кукол и детей – это мощный толчок к психоэмоциональному развитию особенного ребёнка и семьи в целом.

Обоснование социальной значимости

Аутизм или РАС (расстройства аутистического спектра) выявляется у детей в первые пять лет жизни и количество детей, далее живущих с этим диагнозом, составляет около 1% детской популяции (письмо Министерства здравоохранения РФ №15-3/10/1-2140 от 8 мая 2013).
По данным ВОЗ, статистика выявления аутизма растёт ежегодно во всём мире (CDC 2018 в 1 из 59 новорождённых - https://contact-autism.ru/news/statisticheskie-dannye-ob-autizme/attachment/2020-autism-rates_ru) и Россия не является исключением. По данным Министерства здравоохранения число людей с аутизмом в России выросло более чем вдвое за последние несколько лет https://ria.ru/20190402/1552305150.html .
Общее прогнозируемое количество детей с РАС в Москве составляет более 21 тыс., из них порядка 90% остаются невключенными в детское и взрослое сообщество в связи с низким распространением методик помощи, направленных на облегчение характерных для аутизма трудностей развития и сложных поведенческих реакций.
Специфика организации клубной работы с данной категорией детей заключается в подробной проработке психологического содержания, индивидуальном сопровождении участников, в учете их индивидуальных особенностей, в понимании специфики общения с людьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Условием для прохождения ребенком арт-терапии средствами клубной деятельности является степень его подготовленности к восприятию информации, новым видам деятельности, новым окружающим лицам (специалистам КДУ, другим участникам творческих процессов), его минимальные коммуникативные навыки и желание ориентироваться в клубной среде).
Проведение культурно-массовых мероприятий в их традиционном воплощении – с участием большого количества ролевых персонажей, громкой музыкой, неожиданными шумовыми эффектами, приемами активизации зрителей, их реакцией на происходящее и т.п. – не подходит для людей с расстройствами аутистического спектра. Поэтому для них, как для отдельной целевой аудитории, разрабатываются специальные мероприятия, ход которых учитывает психологические особенности целевой аудитории, и обязательно согласовывается с представителями таких детей, в первую очередь – с родителями или лицами их замещающими. В первую очередь инклюзивный проект кукольного театра "Чемодан сказок" необходим для повышения возможности социальной адаптации, индивидуального развития и формирования базового доверия к миру у особенных детей. Для этого необходимо использовать помещение театра как культурное пространство соответствующее всем рекомендациям для данной категории участников, также создать без барьерную и безопасную среду, разнообразить входную группу и более тщательно адаптировать репертуар.

Цели

  1. Социализация и реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями через творческую среду.

Задачи

  1. Организация комфортного и безопасного пространства для социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и с расстройством аутистического спектра средствами искусства и творчества
  2. Организация адаптированных творческих мероприятий для особенных детей и вовлечение их в процесс игры
  3. Обогащение детей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями знаниями об окружающем мире
  4. Развитие коммуникативных и познавательных процессов детей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями
  5. Привлечение внимания общества к теме интеграции детей с особенностями развития в общественную жизнь.

`