Инклюзивный проект студии кукольного театра «Чемодан сказок» для детей с ограниченными возможностями здоровья и с расстройствами аутистического спектр...

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.11.2022 - 10.01.2023
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Второй конкурс 2022)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
173 309 руб.
Размер гранта
173 309 руб.

Целевые аудитории

  1. Дети с ограниченными возможностями здоровья и с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями от 1 года до 14 лет.

Описание проекта

Инклюзивный кукольный театр – уникальное направление в современном театральном искусстве, позволяющее детям с физическими и ментальными особенностями найти своё место на сцене. На базе МАУК Белоярского района «ЦК и Д, КЗ «Камертон» работает студия кукольного театра «Рукавичка» под руководством Ольги Сергеевны Мюллер. Данное направление является актуальным и востребованным много лет в г. Белоярский. С 2019 года студией успешно реализуется инклюзивный проект «Чемодан сказок». Как известно, сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особенность таких спектаклей состоит в том, что с помощью кукол и театрального действия доступно и наглядно актеры рассказывают юным зрителям об окружающем мире, природных явлениях, взаимоотношениях между животными и людьми. При разработке проекта «Чемодан сказок» авторы сделали уклон на максимальный интерактив и колабарацию детей. Совместное творчество всех участников бэби-спектаклей положительно влияет на процессы адаптации и интеграции особенных детей. Постановки проходят, как на базе учреждения, так имеют и выездной характер. В результате тесного сотрудничества с местной общественной организацией «Коррекционно-Развивающий Центр «Логоплюс» и Белоярским комплексным центром социального обслуживания населения, учреждением разработан, и успешно реализуется инклюзив-кейс для детей с ограниченными возможностями здоровья и расстройством аутистического спектра. Кейс включает в себя порядка 20 мероприятий (концертные программы, благотворительные акции, выставки, мастер-классы, спектакли и многое другое). Ребята с удовольствием мастерят пальчиковых, перчаточных кукол из подручного материала. По отзывам родителей особенных детей, приход актеров студии и участие сверстников в спектаклях в качестве героев, вносит разнообразие в замкнутую жизнь ребёнка, дарит радость общения, вызывает яркие позитивные эмоции. На второй встрече дети узнают артистов, реагируют на вопросы персонажей спектакля, смеются и подпевают, пробуют себя в роли кукловода. За годы работы, студия кукольного театра «Рукавичка» завоевала доверие не только детей. Родители увидели своих особенных детей смеющимися, внимательными, увлечёнными, активными, сопереживающими, смелыми, весёлыми и самое главное – счастливыми! Взаимодействие кукол и детей – это мощный толчок к психоэмоциональному развитию особенного ребёнка и семьи в целом.

Обоснование социальной значимости

Аутизм или РАС (расстройства аутистического спектра) выявляется у детей в первые пять лет жизни и количество детей, далее живущих с этим диагнозом, составляет около 1% детской популяции (письмо Министерства здравоохранения РФ №15-3/10/1-2140 от 8 мая 2013). По данным ВОЗ, статистика выявления аутизма растёт ежегодно во всём мире (CDC 2018 в 1 из 59 новорождённых - https://contact-autism.ru/news/statisticheskie-dannye-ob-autizme/attachment/2020-autism-rates_ru) и Россия не является исключением. По данным Министерства здравоохранения число людей с аутизмом в России выросло более чем вдвое за последние несколько лет https://ria.ru/20190402/1552305150.html . Общее прогнозируемое количество детей с РАС в Москве составляет более 21 тыс., из них порядка 90% остаются невключенными в детское и взрослое сообщество в связи с низким распространением методик помощи, направленных на облегчение характерных для аутизма трудностей развития и сложных поведенческих реакций. Специфика организации клубной работы с данной категорией детей заключается в подробной проработке психологического содержания, индивидуальном сопровождении участников, в учете их индивидуальных особенностей, в понимании специфики общения с людьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Условием для прохождения ребенком арт-терапии средствами клубной деятельности является степень его подготовленности к восприятию информации, новым видам деятельности, новым окружающим лицам (специалистам КДУ, другим участникам творческих процессов), его минимальные коммуникативные навыки и желание ориентироваться в клубной среде). Проведение культурно-массовых мероприятий в их традиционном воплощении – с участием большого количества ролевых персонажей, громкой музыкой, неожиданными шумовыми эффектами, приемами активизации зрителей, их реакцией на происходящее и т.п. – не подходит для людей с расстройствами аутистического спектра. Поэтому для них, как для отдельной целевой аудитории, разрабатываются специальные мероприятия, ход которых учитывает психологические особенности целевой аудитории, и обязательно согласовывается с представителями таких детей, в первую очередь – с родителями или лицами их замещающими. В первую очередь инклюзивный проект кукольного театра "Чемодан сказок" необходим для повышения возможности социальной адаптации, индивидуального развития и формирования базового доверия к миру у особенных детей. Для этого необходимо использовать помещение театра как культурное пространство соответствующее всем рекомендациям для данной категории участников, также создать без барьерную и безопасную среду, разнообразить входную группу и более тщательно адаптировать репертуар.

Цели

  1. Социализация и реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями через творческую среду.

Задачи

  1. Организация комфортного и безопасного пространства для социализации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и с расстройством аутистического спектра средствами искусства и творчества
  2. Развитие коммуникативных и познавательных процессов детей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями
  3. Организация адаптированных творческих мероприятий для особенных детей и вовлечение их в процесс игры
  4. Привлечение внимания общества к теме интеграции детей с особенностями развития в общественную жизнь.
  5. Обогащение детей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями знаниями об окружающем мире

`