Интерактивное пространство школьного музея для патриотического воспитания "Здесь Память говорит"
Проект не получил поддержку
Сроки реализации
01.05.2025 - 01.04.2026
Источник финансирования
Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2025 года)
В рамках конкурса
Грант Губернатора Югры для физических лиц 2025
Подробнее
География проекта
Целевые аудитории
Общая сумма расходов на реализацию проекта
864 622 руб.
Размер гранта
772 314 руб.
Cофинансирование
92 308 руб.
Описание проекта
Проект предполагает реновацию школьного музея и включение в его оснащение интерактивных элементов (монофонов, аудиогидов) для создания атмосферного звукового фона и повышения интереса учащихся школы и города к историческому наследию нашей страны. Проект предполагает: • Реоснащение школьного музея в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении "Средняя общеобразовательная кадетская школа №4"; • Подготовку лекторской группы экскурсоводов музея. Создание аудиоэкскурсий по основным экспозициям музея. • организацию мероприятий патриотической направленности в рамках деятельности музея: запуск и реализация семейных проектов «Мой герой», и т.п. согласно плану проекта и плану воспитательной работы в ОО.
Обоснование социальной значимости
Актуальность проекта обусловлена острой потребностью гражданско-патриотического воспитания детей и подростков. Ценность Родины опирается на осведомленность ребенка о ее достижениях, о вкладе многих людей в ее свободу и независимость. При этом сведения должны быть максимально персонифицированы, иметь прямое отношение к реальной жизни подростка, его близким и родным. Однако современный школьник не обладает достоверными сведениями об исторических событиях, происходящих не только в мировых масштабах, но даже на территории своей малой Родины. В учебных программах на вопросы ВОВ, ее Героев отводится крайне мало времени и после ребенок уже оказывается вне воспитывающего контекста. Тогда как наличие в школе тематической экспозиции в школьном музее позволяет пролонгировать воспитательно-образовательный цикл на месяцы и годы. Любые образовательные и воспитательные цели нуждаются в грамотной реализации, которая возможна только с помощью современных образовательных средств. Педагоги школы (особенно в регионах) испытывают дефицит в качественном методическом и материально-техническом оснащении. Энтузиазма и увлеченности учителя порой оказывается недостаточно, чтобы донести до ребят важные вопросы исторической памяти. Особенно остро встает этот вопрос при воспитании ребят, которые спустя несколько лет встанут на защиту граждан и Отчизны. В семье практически каждого школьника-кадета есть родные, отдавшие жизнь за Родину. Крайне важно сделать эту информацию открытой для всех ребят и дать повод для гордости за соотечественников. Именно поэтому музейная педагогика так важна для решения воспитательных и образовательных задач. Школьные музеи создаются по всей стране, однако обычно они не соответствуют современным тенденциям. В музеях ребят остро привлекают интерактивные экспозиции, опирающиеся на современные средства хранения, переработки и трансляции информации. Причем эта информация может быть ориентирована на разные каналы восприятия: зрительный, слуховой, тактильный и т.п. Однако такого рода оборудование часто недоступно для школы. Музей обладает большим потенциалом, который мог бы быть значимым для всех детей школьного возраста, проживающих в Нефтеюганске и Нефтеюганском районе . Однако сегодня технические возможности музея не позволяют выйти на охват более широкой аудитории учащихся. В декабре 2004 года в историко-краеведческом музее МБОУ «СОКШ №4» была проведена масштабная реконструкция, после которой интерьер музея не обновлялся. Учащиеся нашей школы часто посещают музей, сотрудники проводят экскурсии для организованных групп из других школ города. Но за годы своего существования музей устарел технически, поэтому учащиеся остро ощущают необходимость его обновления, что показал опрос среди учащихся 2-11 классов (617 человек). Респонденты указывают на то, что школьному музею необходима модернизация и приводят в пример исторический парк «Россия – моя история», залы которого представляют собой масштабные мультимедийные экспозиции на новейших информационных носителях. Мы считаем, что реновация школьного музея и создание в нем интерактивных тематических экспозиций поможет максимально эффективно решить актуальные задачи. Естествоиспытатель Лоренц Окен говорил, что глаза вводят человека «в мир», а уши – мир в человека. Звук в музее может использоваться для создания атмосферного фона или как полноценный элемент экскурсии. Грамотно подобранный для каждого зала музея плейлист может настроить посетителей на нужный для восприятия лад, заставит сопереживать. Нужно, чтобы посетитель услышал что-то важное, без чего экспозиция не будет раскрыта в полном объеме – сводку с фронта, звуки боя, песни военных лет – причем услышал так, чтобы не отвлекать других экскурсантов и вовлечься в интерактивное взаимодействие с экспонатами, в этом случае помогает техническое оборудование, монофоны, устанавливающиеся рядом с витриной. Для того, чтобы школьный музей отвечал на современные вызовы, необходимо внедрять новые формы взаимодействия с аудиторией. Созерцательность и пассивное потребление информации ушли на второй план. В арсенале современного музея обязательно должны быть инструменты, обладающие информационно-познавательным эффектом. Технически оснащенный музей позволит продуктивно использовать его воспитательный потенциал в формировании патриотических чувств учащихся. Внедрение интерактивных технологий в музейное пространство необходимо, чтобы привлечь и удержать внимание учащихся к этому социальному объекту. Проект предполагает реновацию школьного музея и включение в его оснащение интерактивных элементов (монофонов, аудиогидов) для создания атмосферного звукового фона и повышения интереса учащихся школы и города к историческому наследию нашей страны.
Цели
• Создание условий для формирования у детей и подростков патриотического сознания, расширения знаний об истории Отечества и малой родины, чувства верности России и исторической памяти.
Задачи
• 1. Создание воспитывающей среды, погружающей учащихся в историю Отечества, его боевую славу и подвиги героев страны. 2. Расширение представлений учащихся о вкладе земляков в победы родной страны. 3. Формирование ценностного отношения к патриотизму, любви к Родине и чувству гордости за нее, пониманию того, что Герои живут рядом с ними. 4. Вовлечение учащихся в активную деятельность патриотической направленности.