Интерактивный краеведческий дизайн школьных рекреаций
Проект реализует:
Целевые аудитории
Описание проекта
Проект является продолжением проекта «Археологи - школьникам Югры» (№ 21-1-000093, занял 1 место в номинации «Лучший социальный проект НКО в сфере доп. образования и воспитания детей» на региональном этапе Всероссийского конкурса проектов «Лучший социальный проект- 2022") и направлен на создание новых форм дополнительного образования по региональной истории и краеведению. Изучение истории родного края необходимо для формирования национальной идентичности, гражданского самосознания, уважения к малой Родине и всех проживающих здесь народов. Но из обязательной школьной программы краеведение исключили. Нет его и в дополнительном образовании, поскольку очень мало специалистов, которые бы такие занятия смогли подготовить и провести. В регионе Школьные учителя истории, особенно в сельских школах, не могут освоить археологическую научную литературу.
Заинтересовать молодежь своей историей возможно при использовании новых форм подачи информации через рисунки, фотографии, видео, современные технологии. Мы предлагаем создание дизайн-проектов изобразительных образов основных эпох и событий истории Югры для оформления холлов школьных рекреаций и воплощение в школе №2 с.п. Салым для апробации. Разрабатывать их будут специалисты-историки и археологи, а воплощать - художники и дизайнеры. Постоянно будет вестись консультационная работа между исполнителями и консультантами.
Созданные дизайн-проекты включат в себя следующие изобразительные темы:
1.Ледниковый период Югры
2. Каменный век Югры. Происхождение и расселение человека
3. Эпоха металла Югры
4. Югра в составе России
5. Профессия археолог
6. Коренные народы Югры.
К каждому дизайн-проекту будет сформирован QR-код, позволяющий школьникам перейти на сайт ( https://school.archeonord.ru/), где будет размещен образовательный контент проекта: адаптированные для детей тексты, презентации, лекции, мастер-классы и т.д.
Основная целевая аудитория проекта – школьники и учителя Югры. Учебные материалы, размещенные на нашем сайте в открытом доступе, будут полезны как учителям для проведения уроков истории, так и детям, решившим самостоятельно изучать истории региона. Проект будет способствовать повышению квалификации учителей сельских школ и даст больше возможностей для получения достоверной информации по истории региона их ученикам.
Обоснование социальной значимости
Сегодня в ХМАО-Югре проживает более 1,6 млн. жителей. Активное строительство и освоение недр привлекают в Югру все больше новых людей из других регионов, которые не знают уникальных особенностей культуры и исторического прошлого Югры. К сожалению, отсутствуют условия для получения таких знаний. Актуальность и социальная значимость регионального компонента в образовании подчеркнута в Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы, утвержденной решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн.
Во-первых, ни в школьной программе основного образования, ни в программе дополнительного образования нет часов по региональной истории. Региональная история не попадает также и в университетское образование, которое получают будущие учителя и преподаватели. Во-вторых, нет адаптированных для учебных заведений материалов. Учителя могут самостоятельно ознакомиться с результатами археологических исследований, однако из-за значительного объема профессиональной терминологии их знаний и опыта не хватит, чтобы самим их понять, не говоря о том, чтобы объяснить это детям. Поэтому мы видим острую необходимость в создании интерактивных образовательных продуктов в помощь педагогам. Это не решит проблему полностью, но значительно расширит информационное воздействие на аудиторию.
Проект направлен на решение одной из главных проблем преподавания в школах истории - устаревание общепринятых методов обучения, отсутствие в школьных методиках и пособиях интерактивного и игрового элемента. Современных школьников сложно заставить читать учебник, и дети за информацией устремляются в Интернет, где полно интерактива и активитета. Эта проблема была впервые обозначена в октябре 2021 г. в Москве на Всемирном конгрессе учителей истории. Председатель Ассоциации учителей истории и обществознания А. Чубарьян отметил, что для решения этой проблемы «нужно новое поколение учебников – не просто пространный пересказ фактов, которые никто не запоминает, а визуализация этих фактов: фото, картинки, мультимедийные возможности. 21 февраля 2023 года в Послании Федеральному Собранию Президент РФ В. В. Путин подчеркнул необходимость повышения качества школьных, вузовских учебных курсов по гуманитарным наукам, среди которых особо выделил историю.
Цели
Создание интерактивного дизайна школьных рекреаций в историко-археологической тематике и апробация его в школе № 2 с.п. Салым как новой формы дополнительного образования по региональной истории и краеведению
Задачи
- Создание дизайн-проекта изобразительных сцен основных эпох и событий истории Югры для оформления холлов школьных рекреаций школы № 2.
- Наполнение сайта "Археологи - школьникам Югры" адаптированной для детей и учителей информацией по истории Югры различных периодов, куда можно будет переходить по QR-коду, размещенному на рисунках в рекреациях