Интернет-центр шахматного образования

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.07.2023 - 30.06.2024
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Второй конкурс 2023)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
2 753 133 руб.
Размер гранта
499 291 руб.
Cофинансирование
2 253 842 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Дети воспитанники дошкольных учреждений в возрасте от 5 до 7 лет
  2. Воспитатели дошкольных учреждений

Описание проекта

За четыре года плодотворной работы наша инициативная группа «Шахматы для детей», которая 20 июня 2022 трансформировалась в МОО «Игры разума», накопила колоссальный опыт работы по развитию детских шахмат: реализованы 4 проекта - победителя конкурса гранта губернатора Югры - 2021; проведено 19 шахматных турниров; разработаны и проведены 14 онлайн - конкурсов решения шахматных задач с охватом от 150 до 2000 участников в каждом... Результативный опыт реализации совместных проектов шахматного онлайн - образования с детсадами Югры дал толчок к созданию проекта «Интернет - центр шахматного образования», который стал победителем конкурса грантов Губернатора Югры для СО НКО (2022г.). Основная его идея: обучить с помощью онлайн-технологий азам шахмат в первом полугодии 2023/2024 уч.года не менее 100 детей в детсадах Урая и Макеевки - уже подписаны 11 соглашений: мы провели для 42-х воспитателей курсы повышения по методике преподавания шахмат, обеспечили 10 детсадов Макеевки шахматными учебниками.
После нескольких публикаций о начале реализации проекта мы стали получать запросы на участие в нём от других детсадов Урая, Макеевки, Волгограда, - это дало толчок к масштабированию и созданию данного проекта, что позволит обучить ещё не менее 100 детей на базах дополнительно заявленных детсадов. Проект направлен на освоение детьми азов шахматной игры через приобретение новых компетенций педагогами. Для изучения теории воспитателям будет предложена серия вебинаров «Методика преподавания шахмат с использованием интернет-технологий» на основе программы 1-го года обучения федерального курса И.Г.Сухина «Шахматы - школе». Практика же будет осуществлятся с помощью 32-х видеоуроков для дошкольников, записанных за счёт грантовских средств губернатора Югры. Воспитатели в течение 2023/2024 уч.года раз в неделю будут проводить шахматные занятия с помощью трансляции этих видеоуроков в своих группах и по ходу занятий выполнять с детьми задания. Для мониторинга полученных знаний у детей запланированы два онлайн - конкурса решения задач в конце каждого полугодия. Таким образом, мы сможем апробировать в детсадах полный шахматный онлайн-курс 1-го года обучения, что позволит в дальнейшем масштабировать проект в другие регионы РФ с охватом до 2500 детей. А в детсадах появятся квалифицированные преподаватели шахмат, освоившие методику через участие в данном проекте.
За счёт грантовских средств будут оплачены: оплата услуг бухгалтера, технического специалиста за сопровождение проекта и системное администрирование, оплата труда учителя шахмат за методическое сопровождение проекта; платформа «Антитренинги», где размещены видеоуроки и серия вебинаров; закупка ноутбука для методического сопровождения; оснащение шахматных кабинетов 6-ти детсадов: 60 наборов шахмат и 60 учебников (по 10 на учреждение); 6 методичек и 6 демонстрационных досок (по 1 на учреждение).

Обоснование социальной значимости

Президент России В.В.Путин отметил: «Россия гордится своей шахматной школой, выдающимися гроссмейстерами, и необходимо, чтобы сейчас шахматы развивались по всей стране». Шахматное образование в РФ сильно своими традициями, и это достояние необходимо использовать и в целях социальной работы с детьми, требующими особого внимания со стороны государства и неравнодушных общественных групп.

Социальная значимость проекта:
1. Через организацию обучения не менее 100 дошколят азам шахмат на базах детсадов по специальной методике у детей сформируются универсальные учебные действия, что позволит им легче адаптироваться в школе. За период реализации проекта (2023/24 уч. год) выявятся талантливые ребята, которые продолжат заниматься шахматам в спортшколах.
2. Острый дефицит преподавателей шахмат выявился через проведённый нами опрос заведующих 14-ти детсадов г.Макеевки и 4-х детсадов г.Урая. По статистике УПВО в Урае прошли курсы повышения по методике шахмат 28 педагогов, а по факту работает только 5, так как шахматное занятие требует большой подготовки и не каждый педагог готов внедрить теорию на практике без помощи наставника. Это подтвердили педагоги 7-ми урайских детсадов на встрече итогов реализации нашего проекта «Азы шахмат для дошколят».
Проект нацелен на повышение профессиональных компетенций штатных воспитателей через практическое овладение ими методики преподавания шахмат по федеральному курсу И.Г.Сухина «Шахматы – школе» при нашем полном методическом сопровождении на протяжении всего учебного года. Воспитатели будут ознакомлены с теорией преподавания шахмат через серию вебинаров учителя шахмат В.В.Акишиной, затем они будут транслировать наши видеоуроки в своей группе и по ходу занятия выполнять с детьми задания.
3. В письмах поддержки от всех заведующих детских садов (пункт 8.1) отмечается, что для преподавания шахмат необходимо обеспечить каждый детсад: 10-ю наборами игровых шахмат, 10-ю учебниками, методичками для педагогов и демонстрационными досками, что заложено в бюджет проекта.
4. Доклад о нашем результативном опыте дистанционного шахматного образования «Шахматы для детей – опыт Урая» опубликован в сборнике Всероссийской научно-практической конференции «Шахматное образование в системе дошкольного и начального общего образования», Таганрог - 2022г. (раздел 8.1). Согласно резолюции данной конференции, мы уже внедряем и масштабируем в данном проекте: системную подготовку кадров для преподавания шахмат в детских садах и систему научно-методического сопровождения учителей шахмат.
Проект соответствует следующим национальным целям развития России до 2030 года:
- раскрытие талантов каждого человека через формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей;
- увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов.

В заключении хотелось бы привести высказывание президента Российской Федерации В.В.Путина: «Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько „ходов“ вперёд. В шахматах заложены огромные возможности умственного развития с раннего возраста. И важная стратегическая государственная задача на сегодняшний день, безусловно, в повышении общего интеллектуального уровня подрастающего поколения, формировании ответственности юных граждан за свои поступки».

Шахматы – это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать как обязательный образовательный курс (Ш.А.Амонашвили). Поскольку ХМАО-Югра считается одним из лидеров шахматного образования, то мы считаем своей обязанностью - делится наработанным опытом с другими регионами, что стало ещё более актуальным в 2023 году, который Указом Президента России В.В.Путина объявлен Годом педагога и наставника.

Цели

  1. Через формат совместного обучения игре в шахматы обучить не менее 100 детей, развить их навыки мышления, комплекс психоэмоциональных качеств (память, воображение, умение концентрироваться, анализировать ситуацию), которые им помогут достигать успехов в других сферах обучения и творчества.
  2. Организовать участие на серии вебинаров «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием интернет-технологий» не менее 10 воспитателям - участникам проекта

Задачи

  1. Подготовка к организации процесса обучения дошкольников азам шахматной игры (составление расписания, закупка оборудования, заключение необходимых договоров) в детских образовательных учреждениях
  2. Подготовка педагогических кадров к процессу обучения дошкольников азам шахматной игры
  3. Реализация проекта "Интернет-центр шахтного образования"
  4. Мониторинг полученных шахматных знаний у детей через участие в конкурсе решения шахматных задач
  5. Подведение итогов проекта и отчетность