Интернет-центр шахматного образования
Проект реализует:
Целевые аудитории
Описание проекта
За четыре года плодотворной работы наша инициативная группа «Шахматы для детей», которая 20 июня 2022 трансформировалась в МОО «Игры разума», накопила колоссальный опыт: реализованы 4 шахматных проекта – победителя конкурса гранта губернатора Югры – 2021; организовано и проведено 18 шахматных турниров; разработаны и проведены 12 онлайн - конкурсов решения шахматных задач с охватом от 150 до 2000 участников в каждом…
Результативный опыт реализации совместных проектов шахматного онлайн- образования с дошкольными и общеобразовательными учреждениями Югры за период 2020 – 2022 гг. дал толчок к созданию «Интернет - центра шахматного образования», одним из направлений которого стало развитие детских шахмат в Урае и в ДНР. Осенью 2022 года мы уже подписали соглашения о сотрудничестве с 10-ю детсадами города Макеевка и организовали для них начальное обучение методике преподавания шахмат. Проект предусматривает участие в нём детсада №12 г.Урая.
Проект направлен не только на освоение детьми азов шахматной игры, но на приобретение новых компетенций педагогами. Содержанием проекта является ознакомление воспитателей с методикой преподавания шахмат для детей 5-7 лет по программе 1-го года обучения федерального курса И.Г.Сухина «Шахматы - школе». Для изучения теории участникам проекта будет предложена серия вебинаров «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием интернет-технологий». Практика же будет осуществляется с помощью 32-х видеоуроков для дошкольников, которые подготовит учитель шахмат В.В.Акишина – ведущий специалист шахматного образования ХМАО-Югры. Воспитатели будут в первом полугодии 2023 -2024 уч.года дважды в неделю в своих группах транслировать эти видеоуроки и по ходу занятий выполнять с детьми задания.
Высокорезультативный опыт такой формы работы был получен нами при реализации проекта «Азы шахмат для дошколят» - победитель конкурса гранта губернатора Югры -2021. С помощью первых 12-ти видеоуроков курса «Шахматы – школе», апробированных в данном проекте, мы получили от детсадов - участников позитивные отзывы и запрос на предоставление полного курса первого года обучения в формате 32-х видеоуроков, что и послужило стартом для данного проекта. Так как 12 уроков уже записаны, то нужно записать еще 20.
Для мониторинга полученных знаний у детей будет разработан онлайн -конкурс решения шахматных задач.
За счёт грантовских средств будут оплачены: запись и монтаж 20 видеоуроков; WEB разработка страниц с видеоуроками, интерактивными играми и развивающими заданиями на обучающей платформе; офисные расходы; оплата услуг бухгалтера; платформа «Антитренинги», где размещены видеоуроки и серия вебинаров; закупка ноутбука и вебкамеры для записи и монтажа видеоуроков; оснащение шахматных кабинетов 10-ти детских садов г.Макеевки и детсада № 12 г.Урай: 110 наборов шахмат и 110 учебников в двух частях (по 10 наборов на учреждение); 11 методичек и 11 демонстрационных досок (по одной на учреждение)
Обоснование социальной значимости
Президент России Владимир Путин отмечает, что «Россия гордится своей шахматной школой, выдающимися гроссмейстерами, и необходимо, чтобы сейчас шахматы развивались по всей стране». Шахматное образование в России сильно своими традициями, и это достояние необходимо использовать и в целях социальной работы с детьми, требующими особого внимания со стороны государства и неравнодушных общественных групп.
Возможности усвоения знаний и приобретения навыков игры в шахматы в возрасте с 5 до 9 лет выше, чем у подростков. Чем раньше ребёнок познакомится с этой увлекательной игрой, тем выше будет уровень его знаний и умений в этом виде спорта.
Социальная значимость нашего проекта:
1. В детских садах г.Макеевки ДНР ощущается острый дефицит кадров. Найти преподавателя шахмат на данный момент - большая проблема: это отразило проведённое нами анкетирование в 10-ти детсадах г.Макеевки. Наш проект нацелен на повышение профессиональных компетенций штатных воспитателей через овладение ими методики преподавания шахмат по федеральному курсу И.Г.Сухина «Шахматы – школе».
2. Формирование универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста через организацию обучения азам шахматной игры по разработанной нами инновационной методике: воспитатель транслирует наши видеоуроки в своей группе и по ходу занятия выполняет с детьми задания. Весь процесс обучения проходит под сопровождением опытного наставника – учителя шахмат. Если в детсадах будет отсутствовать соответствующее оборудование для прямой трансляции видеоуроков, то воспитатели смогут просматривать их заранее и затем дублировать эти занятия своим детям.
3. Оснащение детсадов – участников проекта всем необходимым для преподавания шахмат: по 10 наборов игровых шахмат, по 10 учебников в 2-х частях (И.Г.Сухин «Шахматы первый год, или Там клетки черно – белые чудес и тайн полны»), пособиями для педагогов по преподаванию шахмат и демонстрационными досками.
Шахматы – это некий образ человеческого сознания и мышления, и он должен присутствовать как обязательный образовательный курс (Ш.А.Амонашвили). Поскольку ХМАО-Югра считается одним из лидеров шахматного образования, то мы считаем своей обязанностью - делится наработанным опытом с другими регионами.
Цели
- Через формат совместного обучения игре в шахматы обучить не менее 100 детей, развить их навыки мышления, комплекс психоэмоциональных качеств (память, воображение, умение концентрироваться, анализировать ситуацию), которые им помогут достигать успехов в других сферах обучения и творчества.
- Организовать участие на серии вебинаров «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием интернет-технологий» не менее 10 воспитателям - участникам проекта
Задачи
- Подготовка к организации процесса обучения дошкольников азам шахматной игры (составление расписания, закупка оборудования, заключение необходимых договоров) в детских образовательных учреждениях
- Подготовка педагогических кадров к процессу обучения дошкольников азам шахматной игры
- Реализация проекта "Интернет-центр шахтного образования"
- Мониторинг полученных шахматных знаний у детей через участие в конкурсе решения шахматных задач
- Подведение итогов проекта и отчетность