Исследуй прошлое: виртуальное погружение в древнее городище Амня - 1

Реализуется
1

Оценка обновлена:

02.12.2025

Сроки реализации 01.12.2025 - 31.05.2027
Источник финансирования Грант губернатора. Конкурс креативных индустрий (Конкурс культуры 2025)
Подробнее
Направления проекта
География проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
4 954 025 руб.
Размер гранта
2 979 025 руб.
Cофинансирование
1 975 000 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

Подростки от 12 до 18 лет, проживающие на территории ХМАО-Югры, в том числе относящие к коренным малочисленным народам

Описание проекта

За пять лет занятий с детьми команда ЛЮКАН собирала вокруг себя увлеченных, идейных специалистов в своём деле и с каждым годом идеи нашей команды становятся все более инновационными и амбициозными. Мы находим более интересные формы, приближаемся к интересам современных детей. Для этого выбрали самую современную на сегодняшний день форму – виртуальную реальность! Она захватывает и впечатляет, потому что создается эффект присутствия в среде - перенос во времени и пространстве - благодаря виртуальному погружению можно перенестись на много веков назад и посмотреть как жили люди, как был устроен быт!Древнейший памятник Белоярского района Амня-1 знаменует появление в этом крае первого человека, начало его заселения. Уникальное по своей природе городище древнейшее и единственное в Евразии таежное укрепленное поселение эпохи камня (рубеж VI/V тыс. до н.э.). Памятник является овеществленным свидетелем грандиозных событий, развернувшихся 7-7,5 тыс. лет назад на бескрайних пространствах зауральской лесостепи и западносибирской тайги.Городище Амня-1 расположено недалеко от с.Казым ( 20 минут на лодке по реке Амня или 20 минут на машине по автомобильной трассе) Белоярского района ХМАО-Югры.В этом году мы начали изучение литературы по этой теме. Летом 2025 года с археологом Александром Кенигом выезжали на место городища, он показал визуальные фрагменты расположения жилищ, рвов, частокола. Видео с поездки по ссылке https://drive.google.com/drive/folders/1gKKnIzyUFGvkXzv_Sdg7BL7JcBXPAN7y?usp=sharing. В музее Природы и Человека, г.Ханты Мансийск расположен уменьшенный макет одного из жилищ того времени.С помощью современного оборудования, работы с изображением и звуком, носителями культуры, археологами и другими специалистами, воссоздав подлинность в быте, мы проведем зрителя в VR-шлемах (очках) по нашей истории, которая станет результатом кропотливой работы над сценарием. Используя технологии виртуальной реальности (VR), дети смогут "посетить" городище Амня-1, исследовать его территорию, рассматривать археологические находки и взаимодействовать с элементами древней культуры. Кроме этого будет серия занятий с детьми:- создадут макет одного из зданий или всего городища, изучая архитектурные особенности древних поселений- создадут из глины реплики древних керамических изделий, найденных на городище- создадут реплики различных предметов быта с использованием современных материалов (на 3Д принтере, лазерном станке и тд).Также проектом предусмотрены тематические экскурсии, творческие конкурсы, лекции и беседы, ролевая игра "Археолог".Данная работа уникальна, потому что виртуальная реальность представляет собой мощный инструмент для изучения раннего неолита таежной зоны Западной Сибири. Проект объединяет современные технологии и практические занятия, что делает изучение истории увлекательным и доступным для детей. Этот подход не только развивает творческие способности, но и способствует формированию уважения к культурному наследию.

Обоснование социальной значимости

"Общеизвестно, что первые укрепленные поселения – городища, в истории человечества, появились около 11–8 тыс. лет назад среди древнейших земледельцев-скотоводов Старого Света, и на Ближнем Востоке. Впоследствии они различным образом распространились на окружающие и более удаленные территории Европы, Азии и Африки. При этом упоминаний о таежных городищах севера Западной Сибири нигде не встречалось. Не допускалась даже мысль о том, что оборонительные сооружения в эпоху неолита, могли появиться в среде периферийных таежных обществах охотников и рыболовов.Городище Амня I не только самое северное, но и одно из самых ранних городищ охотников и собирателей в Евразии. Этот памятник является ключевым в исследовании раннего неолита таежной зоны Западной Сибири, так как позволяет изучать несколько инноваций в среде неолитического населения Нижнего Приобья – строительство оборонительных сооружений, внедрение керамической посуды, широкое применение шлифованных орудий, в том числе наконечников стрел.Научное мнение высказал кандидат исторических наук, археолог, этнограф Кениг Александр, который занимается изучением истории Севера Западной Сибири с 1988 года. В письме поддержке высказал свое желание участия в проекте для консультационной поддержки, в том числе помощь графического изображения памятника для создания виртуального макета, проведение встреч с детьми и выезд на место городища Амня-1.Проект направлен на изучение и сохранение традиций и быта древнего городища Амня-1, что способствует формированию уважения к истории и культуре региона. Это соответствует цели укрепления духовно-нравственных ценностей. Погружение детей в атмосферу древности через виртуальную реальность будет способствовать развитию чувства гордости за свое наследие и идентичность, что является важным аспектом государственной политики (Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809). Понимание своего культурного наследия является важным аспектом формирования личной и национальной идентичности. Таким образом, проект не только отвечает требованиям указов Президента Российской Федерации, но и активно способствует реализации основных направлений государственной политики в области сохранения культурного наследия и исторического просвещения. Это делает проект актуальным и значимым для общества, а также подчеркивает его вклад в воспитание нового поколения, способного ценить и сохранять традиционные российские ценности.

Цели

Погружение детей 10-18 лет, проживающих в селе Казым Белоярского района Югры, в историю, культуру, археологию, быт древнего городища Амня-1 для повышения интереса к истории и культуре региона, используя созданную виртуальную реальность и практические занятия с выездом на место городища в период с 1 декабря 2025 по 31 мая 2027 года.

Задачи

Обеспечить информационное сопровождение проекта и распространение результатов
Провести серию образовательных и культурных мероприятий для школьников
Собрать информацию, разработать виртуальную реальность и подготовить практические занятия

Команда

Обратная связь проекта: 0


Войдите, чтобы оставить комментарий


Похожие проекты

Этнический фестиваль "Шаманские ночи"

Реализуется
1

Оценка обновлена:

02.12.2025

Креативные индустрии
Пыть-Ях, Сургутский район, Нефтеюганский район, Нефтеюганск, Сургут
930 173 руб.
Грант губернатора. Конкурс креативных индустрий (Конкурс культуры 2025)
АНО ТЦ ЮГАНСКАЯ ЭТНОДЕРЕВНЯ
Ирина А.

Фестиваль семейного творчества Всей семьей

Проект не получил поддержку
0.2

Оценка обновлена:

02.12.2025

Креативные индустрии
Нижневартовский район
943 400 руб.
Грант губернатора. Конкурс креативных индустрий (Конкурс культуры 2025)
Логотип
АНО МЦП ЛЮБАВА
Анастасия П.
Татьяна С.
Елена Ф.

Фестиваль свободного самовыражения "Ковёр- перезагрузка"

Проект не получил поддержку
0.2

Оценка обновлена:

02.12.2025

Креативные индустрии
Октябрьский район
2 942 920 руб.
Грант губернатора. Конкурс креативных индустрий (Конкурс культуры 2025)
АНО БЕЗ ПРЕГРАД
Ирина Е.

Ваня - короткометражные фильмы к 100 летнему юбилею ныне живущего ветерана Великой Отечественной войны Лыткина Ивана Петровича

Проект не получил поддержку
0.2

Оценка обновлена:

02.12.2025

Креативные индустрии
ХМАО-Югра
3 768 400 руб.
Грант губернатора. Конкурс креативных индустрий (Конкурс культуры 2025)
АНО ДО ЦЕНТР ТИГР
Всего сотрудников 5
Виктор К.
Диляра Н.
+9
`