Историко-просветительский проект "Русский характер"
Целевые аудитории
Описание проекта
Сила характера простого человека традиционно являлась предметом исследования отечественной культуры, в том числе документального кино. Посредством создания мини-документальных фильмов - портретов легендарных земляков, а также через просветительские мероприятия с демонстрацией снятых фильмов и цикл сменяющихся панорамных выставок, посвященных каждому герою, будет раскрыта тема жизни и подвигов пяти наших земляков: участников боевых действий в годы Великой Отечественной войны, тружеников тыла, детей войны. Этих людей не сломили тяжелые годы войны, они нашли в себе силы жить дальше, и не просто жить, а приносить благо обществу. Вернувшись с войны, они нашли себя и в мирной жизни, стали выдающимися личностями нашего города - основателями, первооткрывателями, подвижниками. Все они обладали "Русским характером". А что означает "Русский характер"? Подрастающему поколению необходима определенная морально-нравственная опора. А на примере созданных "портретов" своих земляков у ребят появится возможность понять - из чего складывалась сила характера простого человека.Было еще важное качество у этих людей - они все были созидателями, и поэтому навсегда останутся в нашей памяти, как выдающиеся личности города и предмет нашей гордости. На примере жизни героев-земляков уже в мирное время ребята познакомятся с достопримечательностями города и величайшими открытиями, совершенными в нашем краю: с краеведческим музеем им.Т.Д.Шуваева, Центральной городской библиотекой им.М.К.Анисимковой, величайшим месторождением нефти и газа, открытым Г.И.Норкиным и др. Об этом знаем мы, взрослые, и наш долг - рассказать об этом детям, а дети, затем, расскажут об этом друг другу посредством создания документального кино. Мини-фильмы с участием реальных людей, архивных и музейных материалов хорошо запоминаются, не успевают наскучить и могут успешно применяться в воспитательных целях подрастающего поколения.Важную воспитательную цель будут играть выставки-панорамы. Прозрачные витрины с письмами, фотографиями, документами, наградами; ЖК-монитор, демонстрирующий снятые ребятами документальные фильмы; воссозданная предметно-бытовая среда: разрушенная изба, покосившийся забор, камера военных лет с лучом света и др., - вместе будут представлять единую концепцию, появится эффект полного погружения в военное прошлое, пережить которое, смог только человек сильный духом.Благодаря нашему проекту, нижневартовские девчонки и мальчишки узнают о судьбах легендарных земляков, отличившихся как в военные годы, так и в мирное время; выяснят из чего складывается сила характера простого человека -"Русского характера"; испытают чувство гордости за своих соотечественников, свой город, страну. Именно так, на личном примере своих земляков формируются устойчивая привычка поступать в соответствии с принятыми нормами и правилами, чувство сопричастности к своей семье, городу, Отечеству, культурно-историческому наследию своего народа; воспитывается гордость за свою Родину и ее народных героев.
Обоснование социальной значимости
80-летие Победы – особенная дата для каждого жителя страны. В каждой российской семье есть предки, которые защищали рубежи Отечества, ковали Победу в тылу в годы Великой Отечественной войны. Сохранение памяти о Великой Отечественной войне и ее героях остается одной из наиболее актуальных тем современности. Это подтверждается высказываниями Президента РФ и Губернатора Югры. Так, Наталья Комарова, будучи на посту Губернатора ХМАО-Югры, на праздновании в округе Дня Победы в 2024 году напомнила, что югорчане во время Великой Отечественной войны работали на пределе человеческих сил, воевали бесстрашно, мужественно, не щадя своей жизни: "Истории тех, кто ковал Победу на фронте и тылу, бережно хранятся в каждой югорской семье". А Президент России Владимир Путин призвал наполнить праздничные мероприятия по случаю 80-летия Победы в Великой Отечественной войне в 2025 году глубоким содержанием. "Приближается 80-летие Великой Победы. Эту дату мы обязаны отметить не просто ярко, торжественно. Главная задача - наполнить все мероприятия глубоким содержанием, и готовить нужно их уже сейчас", - сказал глава государства на заседании оргкомитета "Победа".На территории Нижневартовского района не было боевых действий в 1941-1945 годах, но тыловики, в большинстве своём женщины, молодежь и подростки, внесли значительный вклад в победу над фашизмом. Здесь заготавливали пушнину, рыбу, ягоды и орехи, реабилитировали эвакуированных детей из Ленинграда, шили теплую одежду и писали письма. «Вчерашние» школьники уходили на фронт, где сражались за жизнь будущих поколений.Из села Нижневартовского, по данным сборника "Западная Сибирь: история и современность" ушли на фронт 101 человек. Вернулась с фронта четвертая часть призванных. Как сложилась судьба этих людей? Послевоенные годы для жителей села были тяжелыми, существовала жесткая норма потребления продуктов, продажа хлеба в одни руки, например, не превышала 277 грамм. Подавляющее большинство населения испытывало долгое время крайнюю нужду в еде, одежде и обуви. Осенью 1944 года началась эпидемия сыпного тифа, не было помещений для приема больных, отсутствовали элементарные средства и инструменты: шприцы, грелки и т.д. Но несмотря на все это, как отмечается в сборнике "Нижневартовск: как становятся городами", в течение всего военного и послевоенного периода ощущался патриотический подъем (у подавляющего большинства населения). Пережив военное лихолетье (1941-1945 гг.), вартовчане работали в колхозе, на маслозаводе, пристани, рыбозаводе, восстанавливали и развивали хозяйственную и социокультурную сферы села. Кем были эти люди, которых не сломили тяжелые годы войны, и послевоенные тяготы будней? Как они нашли в себе силы жить дальше, и не просто жить, а приносить благо обществу? Благодаря их поступкам, моральным принципам и волевым качествам, упорству, терпению и стремлению созидать, они навсегда останутся в нашей памяти, как выдающиеся личности нашего города. А знает ли о них современное поколение девчонок и мальчишек?С целью выяснить отношение подрастающего поколения к теме Великой Отечественной войны, мы провели в детских библиотеках города анкетирование детей 7-14 лет, которым предлагалось ответить на 3 вопроса. Участие приняли 106 человек. На первый вопрос «Знаете ли вы, что в 2025 году исполняется 80 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне?» подавляющее большинство ребят (90 человек, или 85%) ответило «да». Написали, что не владеют этой информацией лишь 16 человек из 106 (15%). На второй вопрос «Знаете ли вы о наших героях-земляках Великой Отечественной войны? Если да, то напишите их имена» практически все опрашиваемые дети (99 человек, или 93, %) ответили отрицательно («нет» и «не знаю»). И лишь 7 человек (6,6%) смогли назвать по одному имени тех югорских жителей, которые воевали или были свидетелями (дети войны, труженики тыла) Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Третий вопрос звучал так: «Хотели бы вы узнать об этом более подробно?» 91 опрошенный (85,85%) выразил желание узнать о своих героях-земляках (ветеранах Великой Отечественной войны). Лишь 15 человек (14,15 %) признались, что им неинтересна эта тема.Результаты анкетирования показывают, что современные дети хотят знать подробности истории малой родины, гордиться предшественниками. К сожалению, школьное образование не дает таких знаний, а компонент "Краеведение" подается на уровне - Гимн, Герб, Флаг Югры, флора и фауна, и несколько основных достопримечательностей. Подрастающее поколение имеет право знать своих легендарных земляков. А мы, взрослые, обязаны им в этом помочь. Через призму судьбы отдельной личности важные исторические события страны станут для ребят более понятными, близкими и осмысленными. На примере жизни земляков - участников, ветеранов Великой Отечественной войны - дети научатся быть чуткими, понимающими, добрыми, здравомыслящими. Они научатся сохранять и передавать из поколения в поколение знания, исторические факты, опыт и мудрость предков, силу их духа и характера.
Цели
Восполнение пробелов в знаниях у детей и подростков 7-14 лет г. Нижневартовска, в том числе с ОВЗ, о героях-земляках: участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла, детях войны, формирование чувства гордости за свою страну и ее народных героев, посредством создания документальных фильмов о легендарных земляках подростками-членами библиотечного медиа-клуба, а также через просветительскую и выставочную деятельность библиотеки
Задачи
Закупить цифровое оборудование для оснащения подросткового медиа-клуба библиотеки, выставочное оборудование, расходные материалы
Создать документальные фильмы о героях-земляках, участниках ВОВ, тружениках тыла, детях войны, ребятами библиотечного медиа-клуба
Провести массовые мероприятия для детей и подростков, в т.ч. с ОВЗ, в библиотеках системы с демонстрацией созданных документальных фильмов
Провести цикл панорамных выставок, посвященных героям-землякам, участникам ВОВ, труженикам тыла, детям войны в Центральной детской библиотеке г. Нижневартовска
Тиражировать опыт, путём размещения созданных документальных фильмов на платформе RUTUBE, на официальном сайте МБУ "БИС" с возможностью свободного скачивания
Провести рекламную кампанию и осветить мероприятия проекта в СМИ и сети Интернет