История одной бусинки
Проект не получил поддержку
Сроки реализации
01.04.2023 - 31.10.2023
Источник финансирования
Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
739 000 руб.
Размер гранта
489 000 руб.
Cофинансирование
250 000 руб.
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Дети в возрасте от 7 до 18 лет совместно с родителями (бабушками)
- Дети в возрасте от 7 до 18 лет
Описание проекта
Образ куклы всегда привлекал и привлекает внимание исследователей разных областей научного знания, так как кукла отражает сущностные аспекты человека, сопровождая его жизнь с давних времен. Народов, не знавших какого-либо вида кукол, не существовали не существует. В каждом историческом периоде кукла приобретает новую жизнь, новую форму, она способна стать своеобразным символом бытия, оказать значительное влияние на различные виды искусства. Являясь своеобразным отражением определенной исторической эпохи и культуры, кукла оказывается в роли репрезентанта ценностей того или иного социального слоя, этноса, народа, нации, культуры. Мы склонны согласиться с Р. Бартом, который, утверждал, что на каждой ступени развития культуры «в каждом этносе и социальном слое одной и той же нации игрушка создает точный портрет данного типа культуры». Динамичность общества влечет за собой изменения в сфере культуры. Созданные когда-то продукты культуры находят свое новое выражение в новых условиях.
Обоснование социальной значимости
Как отметил Василий Сухомлинский, истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев. Именно от них, образно говоря, идут нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Необходимо вовремя заметить эти таланты и постараться как можно раньше дать возможность детям их проявить. Кукла – образ человека, неизменный партнёр ребёнка почти во всех его играх. Поэтому ей можно назвать даже самой социализирующей игрушкой. Игра в куклы (по Эльконину) — это отражение социального опыта. Она направлена на развитие в ребёнке умения общения, правильного поведения в жизненных ситуациях, развитие социального интеллекта. Через куклу он усваивает моральные и нравственные нормы общества, в котором живёт; выстраивается образ человека, его поведения, познаются такие категории, как добро и зло, хорошее и плохое, красивое и некрасивое.
В младшем школьном возрасте дети в основном повторяют действия за взрослыми: как взрослый кормит ребёнка, так и ребёнок кормит куклу, как взрослый купает малыша, так и он купает свою игрушку. В старшем возрасте у детей появляется ролевая игра, их игры с куклами приобретают более широкий социальный контекст: они играют в докторов, парикмахерскую, дочки-матери. В этих играх ребёнок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений. Некоторые исследователи считают, что игра девочек в дочки-матери – это проявление материнского инстинкта. Однако, Эльконин приводит доказательства неправильности этих суждений и говорит о том, что данной игрой воспроизводятся общественные отношения, принятие в данном обществе, а также общественное разделение труда по уходу за детьми. К тому же, через игру с куклой, ребёнок выражает свой внутренний мир. Так, в воссоздании семейных отношений, примерке ролей членов своей семьи, можно увидеть то, как именно видит ребёнок свою семью, что сейчас его беспокоит, или же что он желает увидеть в своей семье. Рассмотрим влияние пропорций. Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. А это очень важно для дальнейшего его психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию таких непропорциональных кукол, как Барби. Игра с куклами Барби - это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком натуралистичны, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребёнка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть. Эти куклы сами предлагают строго определённые действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остаётся только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно. Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, - при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Ребёнку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определённые действия. Играя с куклой, ребёнок воспроизводит человеческие взаимоотношения в своём вымышленном мире, усваивает законы общества. Поэтому кукла и является одной из главных социализирующих игрушек. Важную роль в процессе социализации ребенка играет тот, кто является примером для подражания - родители, учителя, наставники и все те люди кто делятся своим опытом, мастерством, знаниями. В нашем проекте участвуют наставники для детей, а также общим наставником для всех участников проекта является руководитель проекта - настоятель Духовно-просветительского центра г. Сургута. Наставник, это тот кто несет просвещение, обучение и поддержку в пути становления личности, в его развитии. 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника.
В младшем школьном возрасте дети в основном повторяют действия за взрослыми: как взрослый кормит ребёнка, так и ребёнок кормит куклу, как взрослый купает малыша, так и он купает свою игрушку. В старшем возрасте у детей появляется ролевая игра, их игры с куклами приобретают более широкий социальный контекст: они играют в докторов, парикмахерскую, дочки-матери. В этих играх ребёнок строит самого себя, осваивая раскрывающийся ему мир человеческих отношений и представлений. Некоторые исследователи считают, что игра девочек в дочки-матери – это проявление материнского инстинкта. Однако, Эльконин приводит доказательства неправильности этих суждений и говорит о том, что данной игрой воспроизводятся общественные отношения, принятие в данном обществе, а также общественное разделение труда по уходу за детьми. К тому же, через игру с куклой, ребёнок выражает свой внутренний мир. Так, в воссоздании семейных отношений, примерке ролей членов своей семьи, можно увидеть то, как именно видит ребёнок свою семью, что сейчас его беспокоит, или же что он желает увидеть в своей семье. Рассмотрим влияние пропорций. Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. А это очень важно для дальнейшего его психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию таких непропорциональных кукол, как Барби. Игра с куклами Барби - это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. Недостаток подобных кукол даже не в том, что они слишком натуралистичны, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребёнка возможности действовать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть. Эти куклы сами предлагают строго определённые действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить и т. д. Детям остаётся только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно. Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, - при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются. Ребёнку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определённые действия. Играя с куклой, ребёнок воспроизводит человеческие взаимоотношения в своём вымышленном мире, усваивает законы общества. Поэтому кукла и является одной из главных социализирующих игрушек. Важную роль в процессе социализации ребенка играет тот, кто является примером для подражания - родители, учителя, наставники и все те люди кто делятся своим опытом, мастерством, знаниями. В нашем проекте участвуют наставники для детей, а также общим наставником для всех участников проекта является руководитель проекта - настоятель Духовно-просветительского центра г. Сургута. Наставник, это тот кто несет просвещение, обучение и поддержку в пути становления личности, в его развитии. 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника.
Цели
- Организация и проведения семейного совместного творчества и его продвижение для формирования традиционных духовно-нравственных ценностей.
Задачи
- Организация и обустройство пространства для проведения мероприятий проекта
- Проведение творческих мероприятий
- Популяризация и продвижение семейного совместного творчества