Югорские археологические сказки
Проект не получил поддержку
Сроки реализации
01.07.2024 - 15.06.2025
Источник финансирования
Президентский фонд культурных инициатив (Второй конкурс 2024)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 378 213 руб.
Размер гранта
960 373 руб.
Cофинансирование
417 840 руб.
Целевые аудитории
- Младшие школьники
- Дети средней возрастной группы
Описание проекта
Сказки – важный инструмент формирования традиционных культурных ценностей у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сказки повествуют нам о том, что такое добро и зло, рассказывают о любви к семье и Родине, учат нас ставить цели и достигать их, учат нас правильным отношениям в обществе и многому другому. Но не существует ни одной сказки, несущей своей целью воспитания сохранения культурного наследия, сказки, порицающей разрушение объектов культурного наследия. Эта проблема для Югры является едва ли не злободневной: за последние 20 лет в Юрге было открыто колоссальное число объектов археологического наследия, которые подвергаются разграблению не только «чёрными копателями», но и местными жителями. Решение этой проблемы состоит не только в борьбе с такой деятельностью, но и воспитание трепетного отношения к истории и археологии не только Югры, но и всей России.
Учитывая обилие современных источников информации, недостаточно создать обычный текст сказки, нужно, чтобы сказка легко воспринималась детьми и откладывалась у них в голове на всю жизнь. Для этого сказкам будет придана форма простая стихотворная форма, которая будет легко усваиваться маленькими читателями. Также необходимо создание ярких и самобытных персонажей, пропагандирующих традиционные ценности и отвечающих современной культуре. Для воплощения этой задумки были созданы запоминающиеся персонажи, а сами сказки будут похожи на комиксы, где каждая иллюстрация сопровождена рифмованным текстом. Такое оформление позволит ребятам лучше усвоить сказку, воспринимая не только её текст, но и визуальную составляющую.
Учитывая обилие современных источников информации, недостаточно создать обычный текст сказки, нужно, чтобы сказка легко воспринималась детьми и откладывалась у них в голове на всю жизнь. Для этого сказкам будет придана форма простая стихотворная форма, которая будет легко усваиваться маленькими читателями. Также необходимо создание ярких и самобытных персонажей, пропагандирующих традиционные ценности и отвечающих современной культуре. Для воплощения этой задумки были созданы запоминающиеся персонажи, а сами сказки будут похожи на комиксы, где каждая иллюстрация сопровождена рифмованным текстом. Такое оформление позволит ребятам лучше усвоить сказку, воспринимая не только её текст, но и визуальную составляющую.
Обоснование социальной значимости
Социальные результаты:
1.Обретение детьми приезжих чувство значимости Родины, что возможно только при знании истории и культуры региона проживания;
2.Появление у новых жителей региона культурной идентичности, адаптация к природной и культурной среде;
3. Стирание стереотипов о прошлом региона, о том, что до освоения северных регионов здесь была только тайга и никто не жил, о неразвитости аборигенного населения и пр. Это в свою очередь будет способствовать снижению количества межнациональных конфликтов, сплочению всех народностей, проживающих на территории Российской Федерации;
4.Формирование гордости за историческое и культурное наследие региона, воспитание бережного отношения к культурному наследию региона;
5.Повышение общего культурного уровня и образования у местных жителей;
6.Повышение качество образования в местных школах, повышения профессиональной компетенции местного педагогического сообщества.
Проект также направлен на решение одной из главных проблем преподавания в школах истории - устаревание общепринятых методов обучения, отсутствие в школьных методиках и пособиях интерактивного и игрового элемента. Современных школьников сложно заставить читать учебник, и дети за информацией устремляются в Интернет. Эта проблема была впервые обозначена в октябре 2021 г. в Москве на Всемирном конгрессе учителей истории. Председатель Ассоциации учителей истории и обществознания А. Чубарьян отметил, что для решения этой проблемы «нужно новое поколение учебников – не просто пространный пересказ фактов, которые никто не запоминает, а визуализация этих фактов: фото, картинки, мультимедийные возможности, куар-коды, выводящие на видео». (https://www.mk.ru/social/2021/10/04/na-vsemirnom-kongresse-uchiteley-zagovorili-o-parallelnoy-istorii-bezopasnosti.html)
21 февраля 2023 года в Послании Федеральному Собранию Президент РФ В. В. Путин подчеркнул необходимость повышения качества школьных, вузовских учебных курсов по гуманитарным наукам, среди которых особо выделил историю.
«С участием педагогов, учёных, специалистов мы должны серьёзно повысить качество школьных, вузовских учебных курсов, по гуманитарным наукам прежде всего, – истории ... – чтобы молодёжь могла как можно больше узнать о России, её великом прошлом, о нашей культуре и традициях» http://kremlin.ru/events/president/news/70565)
Проект реализуется в Салыме - сельском поселении, расположенном в Нефтеюганском районе ХМАО-Югры. Новое населения с.п. Салым - это в основном сотрудники компаний, занимающихся добычей нефти и газа, приехавшие сюда на заработки. Активное строительство и освоение недр привлекают в Югру все больше новых людей из других регионов. Новые жители района, приезжающие сюда на работу, нуждаются в адаптации к местным природным условиям и культуре, интеграции в общество. Дети приезжих , даже те, что рождаются уже на новом месте, оказываются лишенными Родины. Их родители не знают историю и культуру Югры, и следовательно, не могут передать эту информацию детям. Слабая информированность детей о региональной истории и культуре не позволяет сформировать у них чувства культурной идентичности и гордости Малой Родиной. Для решения данной проблемы необходимо популяризировать среди детей материалов, посвященных древней истории Югры.
Кроме приезжих нефтяников в сельских поселениях и городах Нефтеюганского района проживают и коренные малочисленные народы. Обе описанные группы населения, относящиеся к разной культурной среде и до настоящего времени имеющие абсолютно разные жизненные уклады, в настоящий момент должны научиться бесконфликтному и уважительному взаимодействию друг с другом. Решение этих проблем невозможно без знания культуры и исторического прошлого региона. Изучение достоверной региональной истории с детства будет способствовать «стиранию» пропагандистских стереотипов об угнетении коренных малочисленных народов, их культурной неразвитости, научной, технической, и экономической отсталости. Достоверные исторические знания в дальнейшем позволят избежать провокаций межнациональных конфликтов.
1.Обретение детьми приезжих чувство значимости Родины, что возможно только при знании истории и культуры региона проживания;
2.Появление у новых жителей региона культурной идентичности, адаптация к природной и культурной среде;
3. Стирание стереотипов о прошлом региона, о том, что до освоения северных регионов здесь была только тайга и никто не жил, о неразвитости аборигенного населения и пр. Это в свою очередь будет способствовать снижению количества межнациональных конфликтов, сплочению всех народностей, проживающих на территории Российской Федерации;
4.Формирование гордости за историческое и культурное наследие региона, воспитание бережного отношения к культурному наследию региона;
5.Повышение общего культурного уровня и образования у местных жителей;
6.Повышение качество образования в местных школах, повышения профессиональной компетенции местного педагогического сообщества.
Проект также направлен на решение одной из главных проблем преподавания в школах истории - устаревание общепринятых методов обучения, отсутствие в школьных методиках и пособиях интерактивного и игрового элемента. Современных школьников сложно заставить читать учебник, и дети за информацией устремляются в Интернет. Эта проблема была впервые обозначена в октябре 2021 г. в Москве на Всемирном конгрессе учителей истории. Председатель Ассоциации учителей истории и обществознания А. Чубарьян отметил, что для решения этой проблемы «нужно новое поколение учебников – не просто пространный пересказ фактов, которые никто не запоминает, а визуализация этих фактов: фото, картинки, мультимедийные возможности, куар-коды, выводящие на видео». (https://www.mk.ru/social/2021/10/04/na-vsemirnom-kongresse-uchiteley-zagovorili-o-parallelnoy-istorii-bezopasnosti.html)
21 февраля 2023 года в Послании Федеральному Собранию Президент РФ В. В. Путин подчеркнул необходимость повышения качества школьных, вузовских учебных курсов по гуманитарным наукам, среди которых особо выделил историю.
«С участием педагогов, учёных, специалистов мы должны серьёзно повысить качество школьных, вузовских учебных курсов, по гуманитарным наукам прежде всего, – истории ... – чтобы молодёжь могла как можно больше узнать о России, её великом прошлом, о нашей культуре и традициях» http://kremlin.ru/events/president/news/70565)
Проект реализуется в Салыме - сельском поселении, расположенном в Нефтеюганском районе ХМАО-Югры. Новое населения с.п. Салым - это в основном сотрудники компаний, занимающихся добычей нефти и газа, приехавшие сюда на заработки. Активное строительство и освоение недр привлекают в Югру все больше новых людей из других регионов. Новые жители района, приезжающие сюда на работу, нуждаются в адаптации к местным природным условиям и культуре, интеграции в общество. Дети приезжих , даже те, что рождаются уже на новом месте, оказываются лишенными Родины. Их родители не знают историю и культуру Югры, и следовательно, не могут передать эту информацию детям. Слабая информированность детей о региональной истории и культуре не позволяет сформировать у них чувства культурной идентичности и гордости Малой Родиной. Для решения данной проблемы необходимо популяризировать среди детей материалов, посвященных древней истории Югры.
Кроме приезжих нефтяников в сельских поселениях и городах Нефтеюганского района проживают и коренные малочисленные народы. Обе описанные группы населения, относящиеся к разной культурной среде и до настоящего времени имеющие абсолютно разные жизненные уклады, в настоящий момент должны научиться бесконфликтному и уважительному взаимодействию друг с другом. Решение этих проблем невозможно без знания культуры и исторического прошлого региона. Изучение достоверной региональной истории с детства будет способствовать «стиранию» пропагандистских стереотипов об угнетении коренных малочисленных народов, их культурной неразвитости, научной, технической, и экономической отсталости. Достоверные исторические знания в дальнейшем позволят избежать провокаций межнациональных конфликтов.
Цели
- Выпуск двух иллюстрированных рифмованных сказок, открывающих серию археологических книжек для младших школьников и ребят средней возрастной группы (7-12 лет) об археологическом и культурном наследии Югры
Задачи
- Допечатная подготовка сказок: создание рифмованных текстов и иллюстративного ряда, создание оригинал-макета сказок
- Печать сказок и доставка тиража в г. Нефтеюганск
- Введение продукта проекта в социокультурный оборот