Югорский меридиан

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 08.08.2023 - 08.12.2024
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Второй конкурс 2023)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
2 308 495 руб.
Размер гранта
1 950 495 руб.
Cофинансирование
358 000 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Обучающиеся МАОУ "СОШ№2" г. Мегиона, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
  2. Педагоги МАОУ "СОШ№2" г. Мегиона, Ханты-Мансийского округа - Югры

Описание проекта

Создание педагогической системы, цель которой дальнейшее формирование экологической культуры у подрастающего поколения через изучение духовного опыта общения с природой коренных народов ХМАО-Югры с помощью разработки и внедрения новых форм сотрудничества обучающихся и педагогов на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2»

Обоснование социальной значимости

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от возраста и профессии.
Существуют законы РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании», «Указ Президента Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечении устойчивого развития», это важные документы для обеспечения воспитания экологической культуры.
Экологическое образование — одно из инновационных направлений педагогики, активно внедряющееся в жизнь школьных учреждений. В настоящее время существует множество программ, раскрывающих различные теоретические подходы к экологическому образованию детей.
Анализ программ по экологическому образованию школьников позволил условно разделить их на три основных группы: - экологической направленности (в основном биоэкологической); - эстетико(культурно)-экологической направленности; - социально-экологической направленности.
Как же обстоят дела в городе Мегион?
Анализ работы некоммерческих организаций, а также нормативно-правовой и методической базы программ, которые реализуются в городе Мегион, по формированию экологической культуры среди несовершеннолетних показал, что сегодня работа по данному направлению представляет собой набор разрозненных, точечных, однотипных мероприятий. Отсутствует единство и система подготовки к мероприятиям. К тому же основная масса мероприятий организуются через школы, тем самым охватывают только несовершеннолетних с 7 до 18 лет. Данные мероприятия носят сугубо развлекательный характер.
Также не созданы условия для неформального образования, что является залогом современной работы по формированию экологической культуры среди несовершеннолетних.
Настоящий проект «Югорский меридиан», цель которого дальнейшее формирование экологической культуры у подрастающего поколения через изучение духовного опыта общения с природой коренных народов ХМАО-Югры с помощью разработки и внедрения новых форм сотрудничества обучающихся и педагогов на базе МАОУ «СОШ№2».
Идея данного проекта «Югорский меридиан» зародилась давно. Так, в ноябре 2012 года в рамках реализации целевой программы ХМАО-Югры «Дети Югры» мы участвовали в окружной краеведческой экспедиции «Стойбище Тюйтяха». Эта экспедиция была организована Молодежной региональной общественной организацией «Федерация спортивного туризма ХМАО-Югры». Проводилась она в район родовых угодий Айваседы Юрия Кылевича, больше известного под именем Юрий Велла – ненецкий поэт, публицист, общественный деятель и почетный оленевод.
Особенно часто Юрий Вэлла рассказывал нам свои стихи «Лесные боли», в которых он рассказывал о проблемах коренных народов. «Боль первая» и «Боль четвертая» повествуют об уничтожении тайги в ходе освоения Сибири. В стихотворении «Боль вторая» говорится о загрязнении рек, а «Третья боль» и рассказ «Боль седьмая» посвящены семейным традициям, понятиям патриотизм и духовность. В сказании «Боль пятая» рассказывается о животном мире и проблемах оленеводов. В «Боли шестой» высказывается тревога об алкоголизме коренных жителей, который навязывают пришлые народы.
Затем идейный вдохновитель данного проекта был в отпуске по уходу за детьми, но тема экологического образования не давала покоя.
Вспомнив об экспедиции, и задавшись вопросом – есть ли проблема в развитии экологической культуры у населения нашего города, мы провели социальный опрос, в котором приняло участие 341 человек разных возрастных категорий. Из полученных данных мы сделали вывод о том, что современные люди не имеют точных определений понятия «духовный опыт», также у большинства не сформировано понятие «семейные традиции». Практически никто не знаком с духовным миром ханты и манси.
А также хочется отметить, что у населения города Мегион очень низкий уровень экологической культуры, так как достаточно посмотреть на кучи мусора в неположенных местах не только на территории города, но и близлежащем лесу.
Объединив знания, полученные в ходе экспедиции, социального опроса жителей города Мегиона, а также официальную статистику о положении природы в округе, мы решили, используя стихи Юрия Вэллы «Лесные боли», уделить внимание каждой проблеме и разделили реализацию проекта на следующие этапы:
I этап. Организационный: разработка содержания проекта, способствующего дальнейшему формированию экологической культуры у обучающихся МАОУ «СОШ№2».
II этап. Создание добровольческого эко-отряда «Советники».
III этап. Почитание леса, природы и животного мира.
IV этап. Почитание водных ресурсов.
V этап. – Представления об окружающем мире и семейные традиции.
VI этап. Представления об экологии здоровом образе жизни.
VII этап. Заключительный.

Цели

  1. создание педагогической системы, обеспечивающей оптимальные условия для дальнейшего формирования экологической культуры у подрастающего поколения и педагогов МАОУ «СОШ№2» г. Мегиона через изучение духовного опыта общения с природой коренных народов ХМАО-Югры

Задачи

  1. 1. Проанализировать нормативно-правовую и методическую базу существующих программ, реализующихся в РФ, ХМАО-Югре, а именно в г. Мегион, по формированию экологической культуры подрастающего поколения.
  2. 2. Изучить семейные традиции и духовный опыт общения с природой коренных народов ХМАО-Югры.
  3. 3. Провести начальную диагностику всех участников проекта «Югорский меридиан», целью которой является выявление уровня сформированности экологической культуры и уровня личностного роста.
  4. 4. Создать команду единомышленников (Добровольческий эко-отряд «Советники»), способных творчески мыслить и решать проблемы на уровне школы и города.
  5. 5. Обеспечить расширение возможностей для дальнейшего формирования экологической культуры участников проекта «Югорский меридиан» через реализацию краткосрочных дел-проектов, посвященных фольклору и знаниям о природе коренных народов ХМАО-Югры.
  6. 6. Организовать и провести мероприятия участниками проекта «Югорский меридиан», используя фольклор и знания о духовном мире коренных народов ХМАО-Югры, расширив тем самым сферу занятости педагогов и обучающихся по различным направлениям неформального образования.
  7. 7. Провести конечную диагностику всех участников проекта «Югорский меридиан», целью которой является выявление уровня сформированности экологической культуры и уровня личностного роста.
  8. 8. Выявить перспективы развития проекта.