Как рыба в воде

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.09.2022 - 30.09.2023
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Второй конкурс 2022)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 577 788 руб.
Размер гранта
842 540 руб.
Cофинансирование
735 248 руб.

Целевые аудитории

  1. Прямые благополучатели - дети в возрасте 9-17 лет, проживающие на территории Нефтеюганского района

Описание проекта

Сегодня именно креативные индустрии являются драйверами инновационного развития, формируют новые направления деятельности технического прогресса. Недаром это поддерживается и на уровне власти: 20 сентября 2021 г. Правительством Российской Федерации принято распоряжение N 2613-р о "Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года". Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27 июля 2020 года принят Закон № 70-оз "О креативных индустриях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре". Одной из целей Закона является создание в автономном округе условий для творческой самореализации граждан, обеспечения инновационного развития сферы культуры и образования.
В Нефтеюганском районе создаются необходимые условия для занятий техническими видами творчества детей, в частности в НРМАУ дополнительного образования "Центр компьютерных технологий". Дети с удовольствием занимаются конструированием, создают приборы и мобильные приложения, которые могут стать прототипами будущих устройств, используемых в промышленности, образовании и медицине. Именно благодаря подобной практике в детях просыпается ранний интерес к науке, техническому творчеству и созидательной деятельности. И чем разнообразнее будут предложения детям и подросткам для удовлетворения их технических возможностей и запросов, тем больше будет в нашем регионе созидателей, творцов и новаторов в этой области. На сегодняшний день в нашей стране наблюдается дефицит кадров в области робототехники, в том числе, подводной (https://robotrends.ru/pub/1721/v-rossii-nablyudaetsya-deficit-kadrov-v-oblasti-robototehniki).
Обучение детей без образовательных наборов невозможно. А приобретаемые наборы для сборки телеуправляемых и автономных подводных аппаратов предназначены для изучения основ конструирования подводных аппаратов, пайки контактов электроники и программирования микроконтроллеров. В дальнейшем наши ребята смогут модифицировать подводных роботов под различные актуальные задачи, участвовать в цифровом конкурсе компетенций школьников «Талант 20.35» кружкового движения НТИ (победители и призёры смогут получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в более 100 российских вузов), выступать в окружных и Всероссийских соревнованиях по подводной робототехнике и осознанно выбрать профессию инженера, чтобы в будущем стать высококвалифицированными специалистами для технологического развития ХМАО–Югры и России.
Воспитанники творческого объединения по итогам реализации проекта смогут сформировать умение отступать от стандартных идей, правил и шаблонов. К тому же такое направление, как подводная робототехника, предполагает присутствие прогрессивного подхода, воображения и оригинальности.

Обоснование социальной значимости

Число жителей Нефтеюганского района по данным переписи 2020 года составляет 44664 человек, из которого 8369 - детское население. Дети в возрасте от 9 до 17 лет посещают творческие объединения технической направленности как в общеобразовательных учреждениях, так и в и учреждениях дополнительного образования. МАУ ДО «Центр компьютерных технологий» носит техническую направленность и служит площадкой для развития научно-технического потенциала детей, что является главной задачей развития инновационной среды в России и входит в одну из основных задач государственной политики в сфере образования РФ (Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»), а также ХМАО-Югры (Государственная программа ХМАО–Югры «Развитие образования в ХМАО–Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года»), постановление Правительства ХМАО–Югры от 09.10.2013 № 413-п (https://nv-pk.ru/upload/docs/Razvitiya_obrazovaniya_HMAO_YUGRYI_do_2023g.pdf) Самым посещаемым является клуб робототехники, в котором за 8 лет обучилось более 2500 ребят. За этот период много ребят стали участниками, победителями и призёрами муниципальных, региональных, общероссийских и международных соревнований по образовательной робототехнике (https://drive.google.com/file/d/1SKFxdh26RaptMV0OLsGcBDx9ZGL29iCJ/view?usp=sharing).
(http://itckt.ru/index.php?do=static&page=proekt-tehnolab)
Центр компьютерных технологий ежегодно проводит анкетирование среди родителей и обучающихся Нефтеюганского района, чтобы выявить степень их заинтересованности и удовлетворённости занятиями и востребованности новыми дополнительными общеразвивающими программами технической направленности (https://drive.google.com/file/d/1Roypp1IuWOyjSpY9ZaUHV9QIyf-TZyjo/view?usp=sharing). Второй год подряд около 80% обучающиеся для своего дальнейшего совершенствования выражают желание попробовать себя в новом виде робототехники – подводной. Об актуальности данного направления говорят и результаты социологического опроса населения Нефтеюганского района: 85% опрошенных нами людей заинтересованы в обучении детей основам подводной робототехники. И с этого учебного года мы понемногу приобщаемся к этому направлению: стали участниками всероссийского конкурса «Погружение в подводную робототехнику» (https://robocenter.org/competition/pogruzhenie-v-podvodnuyu-robototehniku/2022/). Пройдя отборочный этап, выиграли своего первого подводного робота ElementaryROV, с которым в начале мая приняли участие в финале Всероссийских соревнований по подводной робототехнике в г. Владивостоке. Участникам нашей команды очень понравилось соревнование, и они выразили огромное желание изучать основы подводной робототехники для более успешного выступления в следующем году. А их родители горды тем, что именно их дети первыми в округе познакомились и приобщились к новому виду технического творчества.
Основная проблема заключается в том, что дети в возрасте 9-17 лет, проживающие на территории Нефтеюганского района, не могут посещать кружковые объединения по подводной робототехнике ввиду отсутствия необходимого оснащения. Оборудование достаточно дорогое. Но ЦКТ располагает определёнными ресурсами (помещение). Для искоренения проблемы целевой аудитории необходимо решить острый вопрос с приобретением оборудования для начала проведения занятий по подводной робототехнике для детей 9-17 лет. Приобретение оборудования для обучения детей позволит применять его не только во время реализации доп. образования, но и окажет существенную помощь в проведении открытых занятий, мастер-классов и мероприятий муниципального и районного масштаба. В перспективе - проведение фестиваля по подводной робототехнике среди обучающихся клуба, семейного праздника «Поднять якоря!», организация показательных выступлений на мероприятиях, посвященных Дню защиты детей.
Состоялись встречи с представителями Администрации Нефтеюганского района и гп. Пойковский, где были озвучены планы по проведению мероприятий, которые охватят школьников, родителей, педагогов всего района. На уровне муниципалитета и района была получена поддержка данного проекта, руководители Администраций считают, что проект социально-значим для школьников района.
Также удалось заручиться поддержкой директора крупнейшего на Дальнем Востоке Центра дополнительного технического образования детей С.А. Муна. Сергей Алексеевич является организатором большинства ежегодных соревнований по робототехнике в Приморском крае, руководителем и наставником команд по подводной робототехнике, которые становились призерами и победителями Всероссийских и Международных соревнований. Имея такой огромный опыт в создании, организации и выстраивании работы объединений технической направленности, он будет наставником в нашем проекте и поможет в запуске нового объединения на территории ХМАО-Югры.
Реализация проекта позволит осуществить раннюю профориентацию детей, расширит возможности творческой технической деятельности, самореализации и социализации обучающихся.

Цели

  1. Создание условий для развития мотивации к техническому творчеству и для формирования инженерного мышления детей в возрасте 9-17 лет посредством создания творческого объединения по подводной робототехнике в образовательной экосистеме Нефтеюганского района

Задачи

  1. Вовлечь обучающихся района в реализацию проекта посредством размещения информации в соцсетях Вконтакте, Одноклассники, Телеграмм-каналах и СМИ
  2. Приобрести оборудование для занятий подводной робототехникой
  3. Организовать учебный процесс по реализации дополнительной общеразвивающей программы по подводной робототехнике
  4. Повысить уровень социальной успешности воспитанников творческого объединения за счёт участия в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, соревнованиях по подводной робототехнике
  5. Организовать фестиваль-выставку «Как рыба в воде» как инструмент популяризации, рекламы и трансляции опыта
  6. Обеспечить информационное сопровождение проекта
  7. Подготовить аналитический отчет и разработать перспективный план развития проекта

Команда