Как рыба в воде (Погружение в подводную робототехнику)
География проекта
Целевые аудитории
Описание проекта
Проект стал победителем конкурса по предоставлению гранта Губернатора Югры в направлении IT. Сроки реализации проекта: 10.01.2023 - 29.12.2023 г. Концепция проекта заключается в развитии мотивации ребёнка к познанию и техническому творчеству через внедрение новой дополнительной общеразвивающей программы по подводной робототехнике в образовательную экосистему Нефтеюганского района. Данная идея возникла после проведения социологического опроса населения Нефтеюганского района. Результаты исследования были таковы: 90% участников опроса заинтересованы в развитии мотивации детей к техническому творчеству; 85% выразили пожелание ввести курс подводной робототехники; 65% - отмечают, что точно будут посещать занятия данной технической направленности; 17% опрошенных планируют связать своё будущее с инженерией. Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать вывод, что для 485 респондентов данный проект является актуальным: родители заинтересованы в приобретении детьми первичных профориентационных навыков, в обучении детей новой образовательной программе для освоения технических компетенций, дети готовы приобщиться к новой творческой технической деятельности. На территории ХМАО-Югры направление "робототехника” представлено достаточно широко: функционируют клубы по техническому конструированию и программированию, создан кванториум в г. Ханты-Мансийск по промышленной робототехнике (https://kvantorium86.ru/khanty-mansiysk#rec284531985). Но нет организаций, которые развивали бы направление "подводная робототехника". Открытие такого направления стало уникальным явлением для Нефтеюганского района, а также в масштабах всего региона. Для реализации проекта были приобретены образовательные наборы для занятий подводной робототехникой. С 2022 года между НРМАУ ДО "ЦКТ" и НРБОУ ДО ДЮСШ «Нептун» заключено соглашение, по которому спортшкола предоставляет малый бассейн для проведения занятий и подготовки к соревнованиям по подводной робототехнике. В рамках проекта проведен цикл теоретических и практических занятий с детьми трёх возрастных категорий: 9-11, 12-14 и 15-17 лет. В зависимости от возрастной категории и образовательной программы необходимо приобретены соответствующие образовательные наборы: телеуправляемый подводный аппарат начального уровня ElementaryROV, более сложное оборудование, оснащенное “компьютерным” зрением - телеуправляемый подводный аппарат MiddleROV, а также автономный MiddleAUV для самых старших. Всего создано 8 групп по 10 человек. Занятия проводились 1 раз в неделю по 90 минут, проведено 544 учебных занятия. Подводная робототехника - направление науки и практика проектирования, создания и применения роботов в подводной среде. Итогом реализации проекта стало проведение открытого фестиваля по подводной робототехнике "Как рыба в воде" с приглашением заинтересованных представителей 22 муниципальных образований ХМАО-Югры, организация семейного праздника «Поднять якоря!», участие обучающихся объединения во Всероссийских соревнованиях по подводной робототехнике.
Обоснование социальной значимости
Число жителей Нефтеюганского района по данным переписи 2020 года составляет 44664 человек, из которого 8369 - детское население. Дети в возрасте от 9 до 17 лет посещают творческие объединения технической направленности как в школах, так и в и учреждениях дополнительного образования. У МАУ ДО «ЦКТ» техническая направленность, служит площадкой для развития научно-технического потенциала детей, что является главной задачей развития инновационной среды в России и входит в одну из основных задач государственной политики в сфере образования РФ (Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»), а также ХМАО-Югры (Государственная программа ХМАО–Югры «Развитие образования в ХМАО–Югре на 2018-2025 годы и на период до 2030 года»), постановление Правительства ХМАО–Югры от 09.10.2013 № 413-п. Самым посещаемым является клуб робототехники, в котором за 8 лет обучилось более 2500 ребят. За этот период много ребят стали участниками, победителями и призёрами муниципальных, региональных, общероссийских и международных соревнований по образовательной робототехнике (https://drive.google.com/file/d/1SKFxdh26RaptMV0OLsGcBDx9ZGL29iCJ/view?usp=sharing), (http://itckt.ru/index.php?do=static&page=proekt-tehnolab). ЦКТ ежегодно проводит анкетирование среди родителей и обучающихся Нефтеюганского района, чтобы выявить степень их заинтересованности и удовлетворённости занятиями и востребованности новыми дополнительными общеразвивающими программами технической направленности (https://drive.google.com/file/d/1Roypp1IuWOyjSpY9ZaUHV9QIyf-TZyjo/view?usp=sharing). Третий год подряд около 80% обучающихся для своего дальнейшего совершенствования хотят попробовать себя в новом виде робототехники – подводной. Об актуальности данного направления говорят и результаты социологического опроса населения Нефтеюганского района: 85% опрошенных нами людей заинтересованы в обучении детей основам подводной робототехники. С прошлого учебного года мы приобщаемся к этому направлению: стали участниками всероссийского конкурса «Погружение в подводную робототехнику». Пройдя отборочный этап, выиграли своего первого подводного робота ElementaryROV, с которым в начале мая приняли участие в финале Всероссийских соревнований по подводной робототехнике в г. Владивосток. Воспитанники творческого объединения по итогам реализации проекта смогли сформировать умение отступать от стандартных идей, правил и шаблонов.
Цели
Создание условий для развития мотивации к техническому творчеству и формирования инженерного мышления детей и подростков с ОВЗ, сирот и оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и малоимущих семей, а также молодых людей в возрасте от 9 до 17 лет посредством создания творческого объединения по подводной робототехнике в образовательной экосистеме Нефтеюганского района.
Задачи
- Вовлечь обучающихся района в реализацию проекта посредством размещения информации в соцсетях ВКонтакте, Одноклассники, Телеграмм-каналах и СМИ; - Приобрести оборудование для занятий подводной робототехникой; - Организовать учебный процесс по реализации дополнительной общеразвивающей программы по подводной робототехнике; - Повысить уровень социальной успешности воспитанников творческого объединения за счёт участия в конкурсах, олимпиадах, фестивалях, соревнованиях по подводной робототехнике; - Организовать фестиваль-выставку «Как рыба в воде» как инструмент популяризации, рекламы и трансляции опыта; - Обеспечить информационное сопровождение проекта; - Подготовить аналитический отчет и разработать перспективный план развития проекта.