Книжные игры

Проект не получил поддержку
0.3

Оценка обновлена:

30.03.2025

Сроки реализации 01.04.2025 - 31.05.2026
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2025)
Подробнее
География проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
605 940 руб.
Размер гранта
419 490 руб.
Cофинансирование
186 450 руб.

Целевые аудитории

Дети дошкольного возраста 4-7 лет и их родители, проживающие в 10 поселениях Нефтеюганского района и посещающие 13 дошкольных учреждений

Описание проекта

Совместное семейное чтение для ребёнка имеет особое значение - это не только хорошая семейная традиция, но и огромный урок мудрости и жизни, выполняющий много функций. Во время совместного чтения происходит сближение взрослых и детей, минуты духовного общения наполняются содержанием. Пока родители читают, ребёнок фантазирует, создаёт зримый красочный образ, мир, в котором живут герои книги; когда ребёнок, только научившийся читать, делает это сам, он слишком много усилий тратит на процесс чтения. На полноценное создание образов и восприятие текста не остаётся сил. И самое главное для родителей и детей – это совместное времяпровождение, общение, общий интерес и совместное дело.В поселениях Нефтеюганского района детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет – 1482 чел., из них 1425 чел. посещают дошкольные образовательные учреждения (согласно данным предоставленным заведующим отделом организационно-методической работы и медицинской статистики бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нефтеюганская районная больница" № 3898 от 25.12.2023). Книга помогает овладеть богатством родного языка, через который ребенок входит в духовную жизнь предшествующих ему поколений. Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Художественные произведения помогают ему разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. При помощи вовлечения в совместный процесс чтения книг мы прививаем определенное отношение ребенка к миру, обществу, жизни.

Обоснование социальной значимости

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у самых истоков формирования личности. Традиции семейного чтения уходят своими корнями в далекое прошлое. Совместное семейное чтение для ребёнка имеет особое значение - это не только хорошая семейная традиция, но и огромный урок мудрости и жизни, выполняющий много функций. Книги служат для того, чтобы расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.Нами в 2018 году был впервые разработан проект "Книжные игры", в этом же году мы начали его пробную реализацию. За год в нем приняли участие 368 человек, в том числе, детей до 7 лет - 180, семей-участников проекта – 137, количество участников акции, записавшихся в библиотеку – 83 человека. Целевая аудитория – дети подготовительной группы (6-7 лет). Подобранные книги смогли заинтересовать не только маленьких, но и взрослых. Совместно проведенное время за чтением и обсуждением книг объединило. По завершению пробного этапа проекта мы получили большое количество пожеланий от родителей о продолжении проекта и о его масштабировании на все группы дошкольных учреждений (от 4 до 7 лет). Так же в период с 20 по 28 июня 2024 года, был проведён социальный опрос среди семей воспитывающих детей в возрасте от 4 до 7 лет. В опросе приняли участие 185 респондентов. Анкетируемым предлагалось ответить на следующие вопросы: 1) Вы считаете, что ваш ребенок мало интересуется литературными произведениями? (сказки, рассказы, и др.) Почему на ваш взгляд сложилась такая ситуация? ( 64% Да мало интересуется, потому что в основном занят компьютерными играми, ему (ей) не интересно живое чтение. 25% Да, перестали посещать библиотеку. 11% Нет. моему ребенку интересны сказки и книги энциклопедического характера в соответствие с возрастом. 2) Хотели бы, чтобы ваш ребенок знал больше произведений русской литературы? В случае положительного почему (100% Да. Потому что книги воспитывают прежде всего личность в ребенке, патриотизм, нравственные ценности, воспитывает ответственное отношение к своей поступкам). 3) Хотели бы вы принять вместе с ребенком участие в проекте по совместному чтению детей и родителей? В случае положительного ответа почему ( 87% Потому что я бы хотел (а) вместе с ребенком проводить больше времени. 78% Хотелось бы вникать вместе с ребенком в произведение и обсуждать, чтобы лучше и больше запомнилось).Проанализировав результаты социального опроса и изучив проблему команда проекта пришла к выводу о том, что данная инициатива является актуальной для семей воспитывающих детей в возрасте от 4 до 7 лет и возможной для реализации на территории Нефтеюганском района нами разработан проект «Книжные игры», который основывается на приобщении детей дошкольного возраста к чтению и возрождению традиций семейного чтения, а также продвижения лучших образцов детской литературы, на взаимодействии дошкольных учреждений с родителями, библиотекой и предусматривает привлечение дошкольников в библиотеки поселений. ВЦИОМ проводил исследование 16.09.2022 года, по итогам исследования выявили, что по мере взросления популярность чтения падает и поэтому нам важно прививать интерес к чтению именно в дошкольном возрасте, чтобы эта картина не была актуальной с течением времени. https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/09/16/941088-podrostki-stali-menshe-chitat.В проекте используется принцип «кольцевой почты»: от одной семьи — к другой. На протяжении двух недель вся семья, включая бабушек, братишек и даже котов, читает, обсуждает и играет. Затем рюкзачок возвращается в детский сад и вручается следующей семье. Такая форма работы способствует, во-первых, знакомству детей и родителей с лучшими произведениями детской литературы (https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kakie-knigi-nuzhny-nashim-detyam), общению на тему прочитанных книг родителей и детей дома, проведению совместного досуга, передачи традиций совместного чтения, во-вторых межведомственному взаимодействию (БУНР «Межпоселенческая библиотека» и дошкольными учреждениями Нефтеюганского района).В рамках проекта будут организованы литературно-игровые мероприятия: Онлайн выставки: рисунков " Мой любимый литературный герой", фотографий «Мы читаем в библиотеке», «Мы читаем дома», книжная выставка «Читаем вместе всей семьей», итоговое мероприятие литературный фестиваль «Ежедневник книжных игр».Ваши дети не будут читать книги, если вы сами не читаете!

Цели

Пропаганда значимости и престижа чтения, приобщение к чтению 300 дошкольников из 10 поселений Нефтеюганского района, возрождение традиции семейного чтения как одной из духовно-нравственных ценностей, преодоление разрыва между поколениями внутри семьи, развитие интереса к художественной литературе посредством создания книжных рюкзаков для детей дошкольного возраста с вовлечением не менее 200 родителей в период с 2025 по 2026 годы.

Задачи

Разработать методическое сопровождение мероприятий в рамках проекта
Обеспечить информационное сопровождение проекта
Осуществить наполнение книжных рюкзаков для дошкольников и их родителей
Провести комплекс мероприятий в рамках проекта "Книжные игры"
Подвести итоги востребованности проекта на территории Нефтеюганского района.

`