Книжные игры
Целевые аудитории
Описание проекта
Совместное семейное чтение для ребёнка имеет особое значение - это не только хорошая семейная традиция, но и огромный урок мудрости и жизни, выполняющий много функций. Во время совместного чтения происходит сближение взрослых и детей, минуты духовного общения наполняются содержанием. Пока родители читают, ребёнок фантазирует, создаёт зримый красочный образ, мир, в котором живут герои книги; когда ребёнок, только научившийся читать, делает это сам, он слишком много усилий тратит на процесс чтения. На полноценное создание образов и восприятие текста не остаётся сил. И самое главное для родителей и детей – это совместное времяпровождение, общение, общий интерес и совместное дело.В поселениях Нефтеюганского района детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет – 1482 чел., из них 1425 чел. посещают дошкольные образовательные учреждения (согласно данным предоставленным заведующим отделом организационно-методической работы и медицинской статистики бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Нефтеюганская районная больница" № 3898 от 25.12.2023). Книга помогает овладеть богатством родного языка, через который ребенок входит в духовную жизнь предшествующих ему поколений. Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Художественные произведения помогают ему разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. При помощи вовлечения в совместный процесс чтения книг мы прививаем определенное отношение ребенка к миру, обществу, жизни.
Обоснование социальной значимости
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у самых истоков формирования личности. Традиции семейного чтения уходят своими корнями в далекое прошлое. Совместное семейное чтение для ребёнка имеет особое значение - это не только хорошая семейная традиция, но и огромный урок мудрости и жизни, выполняющий много функций. Книги служат для того, чтобы расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает.Нами в 2018 году был впервые разработан проект "Книжные игры", в этом же году мы начали его пробную реализацию. За год в нем приняли участие 368 человек, в том числе, детей до 7 лет - 180, семей-участников проекта – 137, количество участников акции, записавшихся в библиотеку – 83 человека. Целевая аудитория – дети подготовительной группы (6-7 лет). Подобранные книги смогли заинтересовать не только маленьких, но и взрослых. Совместно проведенное время за чтением и обсуждением книг объединило. По завершению пробного этапа проекта мы получили большое количество пожеланий от родителей о продолжении проекта и о его масштабировании на все группы дошкольных учреждений (от 4 до 7 лет). Так же в период с 20 по 28 июня 2024 года, был проведён социальный опрос среди семей воспитывающих детей в возрасте от 4 до 7 лет. В опросе приняли участие 185 респондентов. Анкетируемым предлагалось ответить на следующие вопросы: 1) Вы считаете, что ваш ребенок мало интересуется литературными произведениями? (сказки, рассказы, и др.) Почему на ваш взгляд сложилась такая ситуация? ( 64% Да мало интересуется, потому что в основном занят компьютерными играми, ему (ей) не интересно живое чтение. 25% Да, перестали посещать библиотеку. 11% Нет. моему ребенку интересны сказки и книги энциклопедического характера в соответствие с возрастом. 2) Хотели бы, чтобы ваш ребенок знал больше произведений русской литературы? В случае положительного почему (100% Да. Потому что книги воспитывают прежде всего личность в ребенке, патриотизм, нравственные ценности, воспитывает ответственное отношение к своей поступкам). 3) Хотели бы вы принять вместе с ребенком участие в проекте по совместному чтению детей и родителей? В случае положительного ответа почему ( 87% Потому что я бы хотел (а) вместе с ребенком проводить больше времени. 78% Хотелось бы вникать вместе с ребенком в произведение и обсуждать, чтобы лучше и больше запомнилось).Проанализировав результаты социального опроса и изучив проблему команда проекта пришла к выводу о том, что данная инициатива является актуальной для семей воспитывающих детей в возрасте от 4 до 7 лет и возможной для реализации на территории Нефтеюганском района нами разработан проект «Книжные игры», который основывается на приобщении детей дошкольного возраста к чтению и возрождению традиций семейного чтения, а также продвижения лучших образцов детской литературы, на взаимодействии дошкольных учреждений с родителями, библиотекой и предусматривает привлечение дошкольников в библиотеки поселений. ВЦИОМ проводил исследование 16.09.2022 года, по итогам исследования выявили, что по мере взросления популярность чтения падает и поэтому нам важно прививать интерес к чтению именно в дошкольном возрасте, чтобы эта картина не была актуальной с течением времени. https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/09/16/941088-podrostki-stali-menshe-chitat.В проекте используется принцип «кольцевой почты»: от одной семьи — к другой. На протяжении двух недель вся семья, включая бабушек, братишек и даже котов, читает, обсуждает и играет. Затем рюкзачок возвращается в детский сад и вручается следующей семье. Такая форма работы способствует, во-первых, знакомству детей и родителей с лучшими произведениями детской литературы (https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/kakie-knigi-nuzhny-nashim-detyam), общению на тему прочитанных книг родителей и детей дома, проведению совместного досуга, передачи традиций совместного чтения, во-вторых межведомственному взаимодействию (БУНР «Межпоселенческая библиотека» и дошкольными учреждениями Нефтеюганского района).В рамках проекта будут организованы литературно-игровые мероприятия: Онлайн выставки: рисунков " Мой любимый литературный герой", фотографий «Мы читаем в библиотеке», «Мы читаем дома», книжная выставка «Читаем вместе всей семьей», итоговое мероприятие литературный фестиваль «Ежедневник книжных игр».Ваши дети не будут читать книги, если вы сами не читаете!
Цели
Пропаганда значимости и престижа чтения, приобщение к чтению 300 дошкольников из 10 поселений Нефтеюганского района, возрождение традиции семейного чтения как одной из духовно-нравственных ценностей, преодоление разрыва между поколениями внутри семьи, развитие интереса к художественной литературе посредством создания книжных рюкзаков для детей дошкольного возраста с вовлечением не менее 200 родителей в период с 2025 по 2026 годы.
Задачи
Разработать методическое сопровождение мероприятий в рамках проекта
Обеспечить информационное сопровождение проекта
Осуществить наполнение книжных рюкзаков для дошкольников и их родителей
Провести комплекс мероприятий в рамках проекта "Книжные игры"
Подвести итоги востребованности проекта на территории Нефтеюганского района.