Комплексное сопровождение родителей с детьми подросткового возраста "Семейная гавань"
География проекта
Целевые аудитории
Описание проекта
Проект направлен на сохранение института семьи и повышения качества отношений во всей семейной системе, в частности между родителями и подростками. В городе Ханты-Мансийске На 1 октября 2023 численность населения (постоянных жителей) Ханты-Мансийска составляет 101 466 человек, в том числе подростков (школьников) в возрасте от 7 до 17 лет - 11 973 человека.
Подростковый возраст один из самых сложных возрастных периодов развития и формирования человека, именно в этот период закладывается представление человека о самом себе, активно формируется самосознание, представление о социальном мире (как он устроен) о его роли в нем, складываются модели взаимоотношений. Нам видится, что этот возраст является самым уязвимым возрастом в современном мире, поскольку подросток испытывает большое желание отсоединиться от семьи, стать “взрослым”, но в силу гормональных перестроек, сложности и “соблазнительности” современного мира на самом деле “теряется”, испытывает большие трудности и сталкивается с внутренними конфликтами. Мы не нашли какой-либо статистики подтверждающей наши представления, поэтому провели собственный опрос. В результате которого выяснили, что подростки действительно испытывают большие поведенческие трудности, но что более всего нас удивило, что родители чувствуют растерянность и не понимают как им вести себя с маленькими “взрослыми” детьми.
Проект пройдет на базе центра нейропсихологии и семейного консультирования "Гавань". Руководитель проекта Горбачева Кристина Евгеньевна детский нейропсихолог, социальный предприниматель, руководитель центра "Гавань". В команду проекта входят кандидаты психологических наук, эксперты в области семейный взаимоотношений и работы с подростками. Проект сопровождает бухгалтер, SMM-специалист, привлечены волонтеры.
В рамках проекта мы рассчитываем провести как массовые мероприятия открытого формата (лекции-практикумы, кино-клуб) для родителей и подростков, они будут направлены на расширение представлений родителей о специфике подросткового возраста, посвящены теме сепарации, так и усвоение конкретных приемов улучшающих взаимоотношение в системе”ребенок-подросток”. С целью более глубокой и детальной работы с проблемами семей мы отберем с помощью психологической и нейропсихологической диагностики 30 семей с подростками, которые имеют разные трудности в обучении и поведении. Для таких семей будет разработана комплексная программа сопровождения с применением самых передовых технологий в области нейробиологии и работы мозга, тренинговых форм работы. Будут применяться такие методы как трансформационные игры и методы, формирующие новые адаптивные формы поведения.
В рамках проекта предполагается диагностика как входная, так и по результатам работы. Мы будем отслеживать прогресс наших семей, и надеемся, что именно ЮГРА станет местом счастливых и здоровых взаимоотношений в семье: ведь все начинается с семьи - если ребенок растет в любящей семье, то он учиться любить сам.
Обоснование социальной значимости
Мы запустили проект, чтобы показать, что самый простой способ лучше узнать своего ребенка - больше взаимодействовать с ним. Мы, как специалисты, которые ежедневно работают с семьями и подростками выявляем общие закономерности и трудности, которые планируем решить путем реализации проекта.
Мы провели опрос среди 120 семей с родителями детей подросткового возраста и выявили, что у 75% респондентов повышен уровень конфликтного общения с подростком. При этом 80% подростков чувствуют себя уязвленно в данной ситуации. Мы пришли к выводу, что в семьях с детьми, которые имеют тенденции к деструктивному поведению снижен уровень взаимопонимания и повышен уровень конфликтности. Родителю сложно принять такого ребенка и выстроить с ним продуктивное взаимодействие.
Семья и родительское воспитание будут оказывать как прямое, так и косвенное воздействие на формирование у ребенка зависимостей: алкогольной, наркотической, игровой и деструктивного поведения. В самом деле, если отец или мама не понимают своего ребенка, не имеют точек контакта и совместных интересов — подросток начинает искать понимания, общения, возможности проявить себя вне семьи.
Гармоничные родительские отношения устанавливаются, если:
- родители тепло и нежно относятся к своему ребенку, эмоционально принимают его;
- родители понимают возрастные особенности подростка и знают, как поддержать его в трудной ситуации;
- родители авторитетны для подростка, серьезно воспринимают его интересы и живут с ним в атмосфере сотрудничества.
Легко любить, понимать и принимать ребенка, который является блистательным отличником или образцовым спортсменом. Намного сложнее жить в атмосфере принятия с ребенком, который имеет проблемы в своем психическом развитии и поведении. Наш проект призван помочь родителям детей имеющим минимальные задержки в развитии или тенденции к деструктивному поведению лучше понимать особенности своего ребенка, знать как взаимодействовать с таким подростком, находить общие интересы.
Подросток чаще всего оказывается один на один со своей проблемой. Он ищет решение проблемы самостоятельно, что чаще всего приводит к асоциальному поведению и ситуациям, когда подросток попал в плохую компанию. На сегодняшний день никто не выявляет подростков с тенденциями к асоциальному поведению.
Отличительной чертой проекта является - комплексный подход (с семьей будет работать: нейропсихолог, семейный психолог, тренер по осознанному поведению, профориентолог, нутрициолог) к выявлению проблем подростков.
Первый этап проекта - проведение нейропсихологической диагностики и последующего выявления детей, которые находятся в зоне риска. Через трансформационные игры, которые будут являться основным методом работы в нашем проекте, мы научим мозг подростка новым способам реагирования на жизненные ситуации. Стоить отметить, что родители будут являться непосредственными участниками данного процесса и проходить путь трансформации вместе с ребенком. После проведения мероприятий проекта мы ожидаем: повышение уровня жизнестойкости подростков, повышение взаимопонимания в семьях с подростками, а также снижение уровня конфликтности в семьях с детьми.
Цели
Проведение комплекса мероприятий, которые будут способствовать укреплению детско-родительских отношений и формированию жизнестойкости подростков.
Задачи
- провести нейро и психодиагностику подростков;
- на основе диагностики составить программу психологического сопровождение 30 семей с подростками;
- обеспечить комплексный подход разных специалистов в сопровождении семей;
- провести 5 открытых лекций-практикумов на тему улучшения взаимопонимания внутри семьи, понимания как справляться с дезадаптивным поведением подростков, как формировать жизнестойкость и уверенное поведение у детей;
- провести 2 открытых киноклуба для родителей и подростков;
- повысить педагогическую компетентность родителей в модели «родитель – тьютор».
Команда

Кристина Горбачева
Дарья Белянкина

Дарья Молокопий

Марина Тимошкина

Андрей Миронов

Мария Наумова

Нина Айварова
Похожие проекты
"Клуб путешественников"
Оценка обновлена:
11.05.2025

Серебряная прядь
Оценка обновлена:
11.05.2025
Женское движение Свет надежды
Оценка обновлена:
11.05.2025

Светлица - из новичков в профессионалы
Оценка обновлена:
11.05.2025


