Креативный город

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.05.2023 - 30.11.2023
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
6 151 496 руб.
Размер гранта
4 334 496 руб.
Cофинансирование
1 817 000 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. креативные предприниматели из малых и средних городов Уральского федерального округа

Описание проекта

Креативные индустрии — это сначала творчество, новые смыслы и эмоции, а уже потом — бизнес. Креативные индустрии как понятие отдельного вида бизнеса возникли недавно, о них говорят последние два года. Согласно последним исследованиям потребительских привычек, наблюдается сдвиг глобального спроса от рядовой покупки товаров в сторону приобретения позитивного опыта, эмоций и впечатлений. Именно эти механизмы заложены в основу циклов создания, производства и распространения товаров и услуг креативной экономики. Сегодня это один из самых динамичных и быстрорастущих сегментов мирового хозяйства. Зам. министра экономического развития России Татьяна Илюшникова считает, что на появление в России этого сектора экономики повлияло два фактора. Первый — это пандемия, второй — однозначно новое поколение людей.
Если изначально понятие креативной индустрии вытекало из сферы культуры — музыка, театр, кино, изобразительное искусство, мода, — то сегодня появляются новые смыслы. Так, это тот же ресторанный бизнес, например, есть проект, где знакомишься с национальной кухней под живую национальную музыку, познаешь национальное гостеприимство — отсюда и новые эмоции, и новая экономика. Креативные индустрии — это также про творчество и технологии. По данным статьи в журнале "Популярная механика", визуальное восприятие контента за последние 100 лет значительно изменилось. Нужен новый контент, который адаптируется под современные реалии, что подразумевает новые рынки и новые формы бизнеса, которые мы еще даже не предполагаем. Сегодня в России к креативной индустрии относятся как классические виды бизнеса, например ремесленные, так и совершенно новые сферы, только-только формирующиеся. Но главное в этом одно – создание новых смыслов, эмоций и контента. Это и есть креатив. Исследования, представленные в Стратегии развития малого бизнеса в Санкт-Петербурге, показывают: у предпринимателей из креативной сферы развиты совершенно иные компетенции, чем у бизнесменов традиционных форм бизнеса. Так, у представителей креативных сфер лучше развито абстрактное мышление и работа в команде. Последние опросы Минэкономики показывают, что практически 50% представителей малого и среднего предпринимательства, независимо от возраста компаний, независимо от сферы деятельности, имеют запрос на соответствующие компетенции. Речь идет не о классическом образовании, а о скиллах в тех или иных сферах – например, в сфере маркетинга или продвижения в социальных сетях. Поэтому важна ориентация на развитие и прокачку этих выпадающих компетенций. Получив новые знания и навыки, креативные предприниматели на местах смогут развивать свой креативный бизнес, что послужит импульсом для развития территорий!
Креативная экономика создает важнейшие культурные и социальные ценности, которые влияют на индекс счастья и удовлетворенность человека жизнью в своем городе, а значит влияет на развитие малых городов и сообществ.

Обоснование социальной значимости

С 2019 г. наша организация реализует проект "Креативный город", за 3 года увеличилось количество людей, желающих принять участие в проекте (с 338 до 371). Также менялись целевые группы проекта. Проект зарекомендовал себя как успешно развивающийся и результативный. Проанализировав результаты прошлых проектов и существующую ситуацию по состоянию креативного предпринимательства в малых и средних городах Уральского федерального округа, команда приняла решение провести апгрейд (усовершенствование) проекта "Креативный город". Расширить масштаб, целевую аудиторию, сменить вектор в сторону предпринимательства. Тем более, что опыт работы на уровне округа у команды проекта имеется! В 2022 г. в Ханты-Мансийске успешно реализована образовательная программа Форума молодежи Уральского федерального округа «УТРО» (окружной форум Всероссийской форумной кампании), направленная на формирование уникальной системы возможностей для устойчивого развития молодежных сообществ Урала (креативные сообщества, эко-сообщества, урбанистические сообщества, образовательные сообщества, ЗОЖ-сообщества, вовлеченные сообщества).
На Урале ведется большая работа по развитию креативного сектора экономики, некоторые регионы даже являются авангардом в этом направлении: имеется Концепция развития креативных индустрий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, проводятся различные мероприятия, ведется активная поддержка в центрах "Мой бизнес" (приложение пункт 9.1 Мероприятия). Но вместе с тем хочется отметить, что креативное предпринимательство находится на начальном этапе развития, малые и средние города Урала изучены недостаточно в этой части, в большей степени изучению и анализу креативного индекса подлежат крупные города. Малые территории с населением менее 100 тыс. человек не всегда попадают в сферу развития интересов креативного сектора. Хотя развитие данных территорий важно для сохранения локальной идентичности.
Развитие креативных индустрий влияет на развитие городов, о чем свидетельствуют результаты исследований (пункт 9.1 Исследования).
Наша задача – содействовать увеличению количества креативных предпринимателей и научить их эффективно заниматься бизнесом в той сфере деятельности, в которой они эксперты, зарабатывать на своем творчестве. В связи с этим становится не менее важным направлением – образование. На обучающие программы в креативной среде есть большой спрос, представителям индустрии необходимы новые бизнес-компетенции, чтобы творчество могло приносить им доход. Кроме того, мы хотели бы, чтобы проект объединил представителей креативных профессий, чтобы в процессе реализации форума-лагеря появлялись новые творческие союзы и коллаборации. Главным результатом считаем создание сообщества, содействующего устойчивому развитию креативного предпринимательства на малых территориях Урала. Создание доступного образовательного продукта по актуальной теме, в текущих условиях может выступать как антикризисный инструмент, позволяющий обеспечить социально-экономическое и культурное развитие, усилить импортозамещение в этой сфере.
Проект предполагает проведение образовательных мероприятий по созданию и реализации креативных проектов именно на территории малых и средних городов. Это поможет удержать представителей творческой отрасли на малых территориях. Участники проекта получат знания и навыки, необходимые для успешной реализации креативных инициатив «на местах». Для реализации успешных проектов развития территории важно обмениваться опытом и наладить горизонтальные связи, организовать устойчивое системное взаимодействие между агентами авангарда креативного развития. Это позволит расширить практический опыт развития малых городов за счет креативной экономики, создать значимый для развития российских городов капитал и повысить индекс креативности малых и средних городов Урала.
В контексте социально-экономического положения малых и средних городов Урала мы нацелены на реализацию проекта «тройного развития»: развития сообщества, креативных проектов и территорий, что позволит содействовать устойчивому развитию креативного предпринимательства на указанной территории.
Проект является уникальным, подобного сообщества на территории Уральского федерального округа не существует. Есть группа в ВК "Креативные индустрии Урала" (https://vk.com/creative_ural), но как сообщество предпринимателей группа себя не позиционирует. Также на Урале много креативных пространств, но мы создаем сообщество без привязки к физическому месту для большего охвата и включения в развитие креативного предпринимательства и локальных территорий. Важны результаты исследований, проведенных в рамках проекта, в виду отсутствия единой базы статистических данных о функционировании креативных индустрий в малых и средних городах Урала и системы индикаторов, демонстрирующих влияние креативных индустрий на эти города в разрезе локальной идентичности.

Цели

  1. Создание и запуск деятельности сообщества креативных предпринимателей для развития креативного предпринимательства в малых и средних городах Урала

Задачи

  1. Развить необходимые компетенции у креативных предпринимателей через проведение форума-лагеря "Креативный город"
  2. Популяризировать креативное предпринимательство и малые и средние города Урала
  3. Организовать эффективную деятельность сообщества креативных предпринимателей
  4. Провести исследование по состоянию креативного предпринимательства малых и средних городов Урала
  5. Создать, реализовать и оценить минимум 4 проекта по развитию территорий малых и средних городов Урала
  6. Обеспечить организационное сопровождение проекта
`