Креативный Север

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.09.2023 - 30.09.2024
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Второй конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
446 335 руб.
Размер гранта
395 335 руб.
Cофинансирование
51 000 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Молодое взрослое население (18-45 лет) г.Сургута ХМАО-Югры
  2. Взрослые люди «зрелого возраста» - старше 45 лет (в т.ч. пенсионеры) г.Сургута ХМАО-Югры

Описание проекта

Экологическая культура — включает в себя два системных понятия - «экология»— комплексная интегративная наука о взаимодействии живых систем с окружающей средой; «культура» — целостная совокупность (система) ценностей, традиций, верований, опыта и т.д. Формирование положительного отношения людей к требованиям экологического законодательства, к деятельности природоохранных служб предполагает интенсивную , но тонкую работу с населением.
Соответственно, создание системы эффективного целенаправленного формирования экологической культуры всех категорий жителей с использованием для этого всех возможных инструментов и институтов, требует решения следующего:
1) формирование системы представлений о ценности природных ресурсов, об основных положениях стратегии устойчивого развития;
2) формирование гуманного отношения к природе, обеспечивающего психологическое включение животных и растений в сферу действия этических норм;
3) освоение экологически безопасных способов природопользования;
4) обучение людей осознанно использовать уникальный потенциал, который заключен в духовном общении с миром природы, для собственного личностного развития;
5) формирование потребности в активной личной поддержке идей устойчивого развития и поддержания здоровья среды.
Формирование представлений об устойчивом развитии, поддержании здоровья среды и ценности ресурсов предусматривает формирование базовых знаний, понимания того, что и как происходит в природе и между человеком и природой, как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.
Формирование гуманного, партнерского отношения к природе предусматривает: • воздействие на эстетическую и нравственную сферы человека, пробуждение и укрепление в людях желания беречь природу; психологическое включение.
Обучение людей предусматривает осознанное использование уникальных личностно развивающих ценностей, которые заключены в психологическом общении с миром природы. Вовлечение людей в непосредственную практическую деятельность по поддержанию здоровья среды формирует чувство сопричастности: человеку свойственно беречь то, на что была направлена его созидательная активность (в т.ч. его собственный труд). В экологическом просвещении значительную роль играет опора на эстетическую составляющую, пробуждение и укрепление желания беречь природу. Важно найти уникальные способы воздействия на интеллектуальную сферу, которые могут затронуть самые лучшие качества человека. Достижение этих целей невозможно без применения креативного, творческого подхода, применения высоких достижений интеллетуальной деятельности, коими и являются средства креативной индустрии.
Проект включает создание уникальных креативных продуктов и решений (в т.ч. с использованием профессиональных средств, IT-технологий), направленных на популяризацию экологически осознанного стиля жизни и потребления.

Обоснование социальной значимости

Человеку нужен дом. И очень важно, чтобы в этом доме было красиво и уютно, чтобы в нем было легко дышать, жить, творить, в котором было бы безопасно и легко. Как правило, мы много уделяем внимание себе и своему жилищу, порою забывая о нашем общем доме. Ведь наш общий дом – это родной город и малая родина, наша страна, а если брать выше – планета Земля. Экология – это наука о доме, поэтому заботясь о природе, о красоте нашего общего дома – мы заботимся прежде всего о себе. Поэтому вопросы формирования экологической культуры и экологическое просвещение– являются актуальными и имеют огромную общественную значимость. Но несмотря на то, что все люди понимают важность и необходимость решения (предотвращения) экологических проблем, переходить на конкретные экологически активные действия готовы лишь единицы. В большей массе у людей преобладает потребительское (эксплуатационное) отношение к природе и ее ресурсам. Актуальной проблемой является повсеместное загрязнение, свалки, недостаточная культура населения, слабая мотивированность на внедрение раздельного сбора отходов (далее – РСО). В большей степени это связано с отсутствием инфраструктуры РСО и переработки. Особенно актуальна данная проблема в северных регионах, что связано с географическим расположением, экономическими причинами (преобладающей сырьевой промышленностью). Несмотря на довольно широкую аудиторию участников и сторонников раздельного сбора, степень вовлеченности населения в Сургуте и ХМАО все же невысока. Так, в г.Сургуте организовано волонтерское движение «РазДельный Сбор» с 2020 года. За три года проведено большое количество мероприятий (акций), которые посетили более 10 тысяч человек, общая вовлеченность доходит до 60 тысяч человек благодаря довольно широкому распространению проекта «Добрые Крышечки» (всероссийский проект). Но в сравнении с общей численностью населения г.Сургута и Сургутского района, количеством тонн образующихся отходов – эти цифры невелики. Более того, фактически количество постоянных участников около 3 тысяч и их увеличение (в т.ч. численность подписчиков) - очень медленное. Отмечаются проблемы с продвижением и анонсами мероприятий в социальных сетях, данная тема неинтересна новостным агрегаторам и СМИ.
Город Сургут – это самый крупный город северного региона (в ХМАО-Югра и ЯНАО), является типичным примером индустриализации северных территорий. Активное процветание города началось в 20 веке, благодаря главному ему ресурсу – углеводородному сырью (нефть и газ). Как и все города Севера России – Сургут с преобладающим пришлым (некорренным) населением. Все сюда когда-то приехали временно, «за длинным рублем» но как оказалось многие остались навсегда. И уже в конце двадцатого века увеличивается доля «детей Севера» - переселенцев второго и третьего поколений, для которых именно Сургут стал малой родиной. И в нынешнее время поток переселенцев в Сургут остается одним из самых высоких в стране. Этот, пожалуй, немаловажный аспект «вахтного» города отражается на особенностях менталитета, отношения к тому месту, где живут люди. В связи с тем, что для многих Север не является родным, отношение к природе у людей складываются специфичные. А суровые климатические условия еще больше усугубляют и оттягивают эмоциональную привязанность, сопричастность.
Таким образом, в экологизации сознания, работе по «окультуриванию» и экологическому просвещению населения необходимо уделять большое внимание формированию знакомству с природой, поиску новых ценностных смыслов и пр. Нам важно сделать так, чтобы Сургут стал для многих гостей, переселенцев родным. Чтобы жители (и в том числе пенсионеры) не думали о том, куда бы уехать, бросая все нажитое (а любое переселение – это тоже значимы стресс для организма). Чтобы наши сургутяне не думали постоянно - как бы отдохнуть в отпуске подальше в теплых краях. Отдыхать это здорово, но важно, чтобы жизнь здесь и сейчас была максимально комфортной, чтобы всегда было желание вернуться в наш теплый город вновь. Этому способствует создание комфортной городской среды, на что направлены значительные силы бизнеса и правительства. Наш проект – это поиск и укрепление ниточек любви к Северной природе. А так как ниточки неощутимы, то и работа в искомом направлении предполагается очень тонкая, на уровне души. В проекте мы будем создавать уникальные предметы из вторичного сырья. На мастер-классах будем учить использовать необычные средства, создавать творческие неординарные работы и мн.др.

Цели

  1. Увеличение социально-экологической активности взрослого населения г.Сургута ХМАО-Югры посредством создания продуктов и применения методов креативной индустрии

Задачи

  1. Создание и реализация уникальных креативных продуктов, произведенных, в т.ч. с использовании вторичных материальных ресурсов
  2. Креативное продвижение экотренда в социально-информационном пространстве в т.ч. с использованием информационно- коммуникативных средств, IT-технологий, инструментов
  3. Экологическое просвещение посредством проведения эколого-просветительских мероприятий для детей и взрослых