Культура во Vремени - Vремя в культуре
Проект реализует:
Целевые аудитории
Описание проекта
Формирование культурной и гражданской идентичности начинается со знакомства с историей. Именно узнавая, как в процессе исторического развития складывалась современная российская нация, молодые люди получают возможность более глубоко ощутить свою связь с культурой предшествующих поколений. В то же время, зацикливание только на местной истории приводит к развитию местечкового национализма и шовинизма. Именно поэтому важно изучать историю своего края в контексте истории страны и всемирной истории. Это позволит с одной стороны избежать негативных перекосов, а с другой – даст опору для противостояния распространившейся в настоящее время «культуры отмены» по отношению к нашей стране, когда игнорируется наше культурное наследие на мировой арене. В инфополе недружественных государств происходит уничижение нашей культуры, которое транслируется на молодое поколение (молодежь, подростки, дети). Получение ценных знаний по истории и культуре города, региона и страны сквозь призму новых и креативных способов взаимодействия с подростками и молодёжью посредством проведения мероприятий проекта в информационной онлайн среде, которая очень близка данной аудитории – это одно из средств противостояния «культуре отмены». А используя принципы «концентрического родиноведения», когда изучение истории и культуры идет от города к округу, затем к России и миру, возможно сформировать культурную идентичность нашей молодежи. История города тесно связана с его основным видом деятельности. Сургут называют столицей нефтяного края, индустриальным и энергетическим сердцем Севера. Однако во внешнем виде индустриального города, расположенного в северных широтах, преобладают серые тона, что негативно воздействует на его жителей и молодое поколение. Создание художественных произведений на стенах трансформаторных подстанций будет иметь положительное восприятие со стороны жителей и молодежи города, благодаря воздействию «Теории разбитых окон». Главная мысль теории в том, что небольшие косметические повреждения у соседей могут привести к крупным негативным социальным последствиям, это можно интерпретировать так, что маленькие изменения ведут к качественному повышению уровня жизни населения. Т.е. разбитые окна, мусор на улицах и другие косвенные признаки упадка городов ведут к росту преступности, антисоциальному поведению и всем видам других преступлений и правонарушений. Соответственно, художественные работы смогут дать толчок на преображение города, стать тем самым «окном, которое починили», для жителей и молодежи города в реалиях нашей серой застройки. Мероприятия в рамках нашего проекта будут способствовать повышению уровня знаний и духовной культуры жителей города, повышению уровня духовной культуры и общественного сознания у детей и молодежи и повышению осознания роли истории, культуры и традиций.
Обоснование социальной значимости
Вопрос трансляции истории своей страны с раннего возраста давно стоит на повестке дня (https://siapress.ru/blogs/113455-pochemu-nugno-prepodavat-istoriyu-s-pervogo-klassa), но в связи с последними событиями, такими как "отмена" Российской истории и культуры в мире, необходимо находить новые пути предоставления информации для подростков и молодёжи, не только через школьную программу, но и через спортивные мероприятия, художественные произведения в городском пространстве и трансляцию материалов через новые информационные каналы в онлайн режиме. Основным направлением нашего проекта служит формирование культурного сознания, привлечение внимания к истории малой родины в контексте мировой истории и истории России у подростков и молодежи. Проект «Культура во времени - время в культуре» позволит подросткам и молодёжи города Сургута, получить качественные знания истории своего города, региона и страны (ее истоков) вплетенные в прекрасные художественные работы в городском пространстве. В мае 2019 года, АНО «Интеллектуальный клуб» (партнер проекта) провел опрос более 300 сургутских школьников на предмет знания родной истории. Менее 2% опрошенных смогли ответить на вопросы об истории родного города, никто не смог назвать основателя города, а также его выдающихся личностей. Эти данные подтверждают результаты ВПР (Всероссийских проверочных работ) 5 классов — разделы с вопросами об истории родного региона вызывают затруднения у детей. Знание истории родного города особенно актуально в условиях северных городов, где интенсивный рост населения стал возможен в результате трудовой миграции, поэтому важнейшим фактором развития является преодоление психологии временщиков, из-за которой целые поколения жителей не связывают свою судьбу с родным регионом, данное мышление впоследствии переходит за рамки города, региона и страны проживания, подталкивая молодёжь к иммиграции в другие страны. Одна из проблем современного исторического образования, которую отмечают как учителя, так и высвечивают результаты ВПР и ЕГЭ - это слабая синхронизация знаний по истории родного края, истории России и всеобщей истории. Кроме того, внедрение новой концепции преподавания всемирной истории требует разработки новых методических материалов, на нехватку которых ссылаются учителя. При этом традиционные меры по формированию любви к малой родине часто оказываются неэффективными, поскольку не подразумевают активного участия самой молодежи. Городские ландшафты Сургута, застройка которого до начала 2000-х годов, проходила в классическом индустриальном стиле, представляют собой довольно тягостное для молодых людей зрелище, если рассматривать это со стороны "Теории разбитых окон" - преобразование городского пространства влияет на восприятие, комплексная работа над городским пространством способствует качественным изменениям в умах и сердцах подростков и молодежи города. Одним из проявлений регионального патриотизма является участие молодежи в исследовательской деятельности, облагораживании городского пространства. Так, молодые жители города получат возможность принимать участие в развитии внешнего вида города, получат новые познания о своем родном городе и исторических событиях происходивших в городе, регионе и стране. Для данного проекта имеет высокую актуальность ключевой партнер проекта- МБУ "Вариант", который имеет опыт проведения мероприятий для молодежи. В 2019 году учреждение провело 905 мероприятий по 20 направлениям. Охват по ним составил более 26 тыс. человек за год. Из общего числа мероприятий, 23 – это мероприятия меж-клубного и городского уровня, т.е. направленные на меж-клубное взаимодействие и пропаганду деятельности учреждения для детей и подростков. Важно отметить, что данные дети и подростки в основном из многодетных, малообеспеченных, не полных семей, находящихся в нестабильном финансовом положении и не имеют возможности платного дополнительного образования, секций. Опыт МБУ "Вариант" по работе с молодежью будет способствовать увеличению молодежной аудитории принимающей участие в мероприятиях проекта. Исходя из ковидного и постковидного периода эффективность видео-лекций и особенно эффективность подкастов является высокой, данная форма актуальна и востребована молодых поколением, о чем свидетельствуют многочисленные исследования. К примеру, по данным Tiburon Research, каждый четвертый пользователь интернета в России слушает подкасты раз в месяц и чаще. А по данным, Яндекс.Музыки самые активные слушатели подкастов это люди в возрасте от 18 до 34 лет. Среди форматов наиболее популярные: разговорные шоу (76%) и интервью (62%). Также аудитория любит монологи (50%) и нарративные подкасты, то есть аудиодокументалки (39%). Предпочтительные темы респонденты выбирали из 22 категорий. Здесь фаворитами оказались наука (54%), искусство (47%) и кино (39%). Поэтому логичным представляются использование подкастов в качестве инструмента донесения смыслов заложенных в проекте «Культура во времени – время в культуре» до молодого поколения.
Цели
Сформировать основы культурной и гражданской идентичности сургутской молодежи через приобщение к истории и культуре города и региона в контексте истории России и всемирной истории.
Задачи
- Создание видео- и аудио-материалов об истории города Сургута в контексте истории России и всемирной истории для преподавания в школе и проведения образовательных просветительских мероприятий
- Художественная роспись и реставрация трансформаторных подстанций в городе Сургут
- Создание публикаций, освещающих события, способствующие пропаганде достижений жителей города, основных принципов уважения и воспитания молодежи
- Проведение велоквеста по знаковым местам города