«Культурное наследие народов ханты и манси»
Описание проекта
Проект «Культурные традиции народов ханты и манси» соответствует Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной и распространена в современной дошкольной образовательной организации.
Основанием для разработки проекта служат:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 гг.» (утверждена 05.10.2010 № 795).
- Национальная доктрина образования в РФ» от 04.10.2000, № 751.
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
В современной России проводится государственная политика культурного плюрализма, основанная на принципах равноправия и свободы в национально-этническом, культурном самоопределении народов, сохранения целостности и укрепления единства многонационального государства. Эти важнейшие принципы лежат в основе культурной политики государства, реализация которых начинается с первой ступени образования – с дошкольных учреждений.
Проектная деятельность «Культурное наследие народов ханты и манси» предполагает заложить начала патриотизма и духовной культуры посредством введения ребенка в мир народной культуры и быта ханты и манси. Приобщение детей к национальной культуре народов Севера содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию ребенком себя как наследника богатой истории и культуры Югры, желающего внести свой вклад в его развитие.
Новизна проекта заключается в выработке инновационных подходов по приобщению дошкольников к культурно-историческому духовному наследию коренных малочисленных народов Югры (ханты, манси), природному и культурному окружению.
В условиях дошкольной организации совместная поисково-исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории коренных народов Югры, их национальных особенностей, создание видеороликов, презентаций на данную тему обеспечивает активное участие в проекте, способствует формированию патриотизма, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.
Актуальность:
Сегодня Ханты-Мансийский автономный округ - Югру населяют люди разных национальностей. В связи с развитием нефтегазовой отрасли в округе, лесной, рыбной промышленности, ежегодно осуществляется приток в наш округ людей из разных городов, регионов, стран. Для большинства людей, проживающих на территории ХМАО-Югры, традиционная культура народов ханты и манси, которых на сегодня осталось очень малое количество, остаётся загадкой. Жизнь коренных жителей отличается от жизни современных людей. Отличается и культура, традиции.
Сегодня каждый житель должен иметь представления об особенностях жизни и деятельности коренных жителей, брать пример с гармонии отношений ханты и природы, проявлять уважение к их традициям и обычаям. Ведь все это составляет культуру современного человека, причастного к развитию нашего округа Югры и являющегося гражданином Ханты-мансийского автономного округа.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для воспитания любви к родному краю, так как знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь. В этом возрасте у детей формируется интерес, потребность в знаниях. Важным этапом формирования у детей знаний о родном крае является накопление им социального опыта, приобщение к культуре и традициям народа.
Цели
- Расширить представления детей о жизни народов ханты и манси, их быте, традициях, культуре.
- Развивать познавательные и творческие способности детей.
- Воспитывать уважение к коренным народам Югры, патриотические чувства.
Задачи
- 1. Создать комплекс условий для введения старших дошкольников в этнокультуру народа ханты и манси посредством наполнения экспозиционного фонда этнографического музея «Частица Югры» на территории МАДОУ ДСКВ «Солнышко».
- 2. Сформировать у детей элементарные представления о мифопоэтической картине мира в представлениях коренного народа ХМАО-Югра, способах художественного оформления быта, развивать основы толерантного отношения к культурным историческим традициям.
- 3. Знакомить детей с обычаями и традициями, народным творчеством народа ханты и манси, укладом жизни и быта.
- 4. Изучить национальные костюмы, устройство быта и внутреннее устройство хозяйственных построек коренных народов. Изучить особенность традиционной домашней утвари коренных народов.