Литературно-театральная мастерская Чувашские сказки

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.08.2023 - 29.12.2023
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Второй конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
710 432 руб.
Размер гранта
499 532 руб.
Cофинансирование
210 900 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. ЦА 1 - Дети и подростки с 4 до 17 лет из чувашских семей (непосредственные участники Литературно-театральной мастерской)
  2. ЦА 2 - Взрослые, участники национальных объединений чувашей (непосредственные участники Литературно-театральной мастерской)
  3. ЦА 3 - Ученики школ Сургута, Сургутского района, других муниципалитетов Югры (зрители)
  4. ЦА 4 - Педагоги (зрители, участники семинара)
  5. ЦА 5 - Участники национальных объединений (зрители, участники семинара)

Описание проекта

Культура и традиции чувашского народа - неотъемлемая и яркая часть этнокультурного многообразия России, чувашский язык как культурный код нуждается в сохранении и развитии, что невозможно без восполнения общности носителей языка , без сохранения связи между поколениями и передачи знаний подрастающему поколению, молодежи. Этнокультурный проект «Литературно-театральная мастерская «Чувашские сказки» направлен на сохранение связи и передачу знаний от носителей языка - родителей , бабушек - детям и внукам. Проект предполагает обучение языку в увлекательных для детей и подростках формах - совместных интерактивных чтениях сказок на родном языке, театрализованных представлениях, активной самореализации детей в декоративно-прикладном творчестве.
Изучение языка через игровую деятельность и закрепление знаний через художественное творчество ( проживание языковых образов через образы рукотворные) может стать эффективным механизмом вовлечения детей и подростков в традиционную культуру и активную языковую практику, мотивацией для дальнейшего изучения родного языка. Успешно отработанная методика может транслироваться другим национальным объединениям города и округа.

Обоснование социальной значимости

Современный чувашский язык относится к тюркской языковой семье. Его уникальная особенность в том, что это единственный в мире живой язык исчезнувшей булгарской группы. Это официальный язык Чувашской Республики, который, наряду с русским, является государственным.
История наших предков оказывает особое влияние на человека. "Где бы ни жил ребенок, он должен с раннего детства впитывать язык, культуру своего народа, познать его душу, характер, его прошлое и настоящее. Однако в настоящее время снижается интерес к родному языку, культуре своего народа. Это актуально для многих национальных семей нашей страны, где выросло несколько поколений детей, не овладевших родным языком, а значит и равнодушных к своей национальной культуре, что "унизительно" для человека, вызывает падение нравов", - так писал И. Я. Яковлев, великий чувашский просветитель.
Проблема сохранения и языка, и этноса осложняется тем, что половина чувашского народа живет за пределами республики. Известно, что в регионах культурно-языковая среда сужена — нет национально-культурных учреждений, школ, значительны и масштабы ассимиляции. Там отход от родного языка происходит быстрее всего.
Состояние чувашского языка давно вызывает опасения: ещё в 2012 году Минобразования Чувашии сообщало о том, что всё меньше школьников изучают предметы на родном (не русском) языке, а в сельских районах чувашский стали изучать лишь как предмет. Эксперты ЮНЕСКО и вовсе относят национальный язык чувашского народа к исчезающим.
Тема «спасения» чувашского языка по-прежнему актуальна. Необходимо, чтобы языковая политика была направлена в большей части на подрастающее поколение. Чтобы сформировать устойчивый интерес детей и молодёжи к чувашскому языку , чувашской литературе, и к традиционной культуре в целом, следует развивать познавательные игровые программы, интерактивные мероприятия на родном языке, направленные на популяризацию чувашского языка.
Одним из таких современных форматов работы с детьми и подростками является Этнокультурный проект «Литературно-театральная мастерская «Чувашские сказки».

Цели

  1. Вовлечь детей и подростков в изучение чувашского языка
  2. пробудить интерес к чтению родной литературы среди детской аудитории.
  3. Создать условия для семейного сотворчества, обеспечить связь поколений и передачу языковой культуры в чувашских семьях.
  4. Подготовить театрализованное представление на чувашском языке, организовать офлайн и онлайн показы в рамках национальных мероприятий в образовательных организациях и на городских площадках . Организовать семинар для педагогов и представителей национальных общественных организаций для подведения итогов проекта и трансляции опыта изучения национального языка посредством погружения в театрализованное пространство народной сказки, игровую и творческую деятельность.

Задачи

  1. Организовать совместные чтения (дети и родители) сказок и литературы на чувашском языке (знакомство с родным языком, пополнение словарного запаса, актуализация знаний языка)
  2. Выбрать материал для театрализованной постановки, организовать репетиции (погружение в языковую среду, языковая практика, мотивация для изучения родного языка);
  3. Организовать семейную мастерскую для изготовления костюмов, декораций, сказочных персонажей для спектакля.
  4. Подготовить и провести показы театрализованной постановки на чувашском языке в рамках национальных праздников.
  5. Подготовить видеоролик театрализованной постановки на чувашском языке для онлайн трансляции на национальных мероприятиях.
  6. Организовать семинар для педагогов и представителей национальных общественных организаций для подведения итогов проекта и трансляции успешного опыта.
`