Литературно-театральная мастерская Сказки на родном языке
Проект реализует:
Целевые аудитории
- ЦА 2 - Взрослые, участники национальных объединений (непосредственные участники Литературно-театральной мастерской)
- ЦА 3 - Ученики школ Сургута, Сургутского района, других муниципалитетов Югры (зрители)
- ЦА 4 - Педагоги (зрители, участники семинара)
- ЦА 5 - Участники национальных объединений (зрители, участники семинара)
Описание проекта
Современная действительность, в которой растут, формируются наши дети, далека от благоприятных условий для воспитания трудолюбивых, уважающих свои традиции и язык членов общества. В центре жизни детей и подростков сегодня не книги: добрые, увлекательные, обогащающие знаниями, а – телефоны, гаджеты, эпатирующие видеоролики. Язык, на котором разговаривает современная молодежь, - крайне бедный, искаженный до неузнаваемости, изобилующий англицизмами.
Актуальной задачей сегодня стало возвращение интереса детей и подростков к книге, воспитание уважения к родной литературе, родному языку, что является основой для воспитание патриотических чувств ребенка.
Первая часть Этнокультурного проекта «Литературно-театральная мастерская «Сказки на родном языке» призван вовлечь детей и подростков чувашских семей (ЦА 1) Сургута и Сургутского района в изучение родного языка и родной литературы в интерактивной увлекательной форме, через погружение в театрализованное пространство народной сказки. Дальнейшее развитие проекта (Части II и III) предполагает включение в проект других национальных объединений.
Уникальность идеи заключается в том, что проект гармонично объединяет три различных формата: во-первых, литературный клуб, который предполагает изучение чувашского языка посредством сказочного фольклора, совместное семейное (вместе с родителями - ЦА 2) чтение сказок на чувашском языке; во-вторых, театральную студию, где дети вместе с родителями разыгрывают сказки на родном языке; в-третьих, творческую мастерскую, в которой дети своими руками создают декорации, образы сказочных персонажей, национальные костюмы для своего спектакля, изучая в процессе традиционный костюмный комплекс, чувашскую вышивку, украшения.
Другими группами благополучателей станут зрители - школьники (ЦА 3), педагоги (ЦА 4), члены национальных объединений (ЦА 5) - для которых будут организованы показы спектакля как офлайн, так и онлайн (в рамках различных национальных праздников и мероприятий).
Проект также предполагает итоговый семинар для педагогов (ЦА 4) и членов национальных объединений (ЦА 5) Сургута и Сургутского района, цель которого - обобщить полученный опыт в изучении с детьми и подростками родного языка и родной литературы через погружение в театрализованное пространство народной сказки, и транслировать успешные практики работы с подрастающим поколением.
Обоснование социальной значимости
Культура и традиции чувашского народа - неотъемлемая и яркая часть этнокультурного многообразия России, чувашский язык как культурный код нуждается в сохранении и развитии, что невозможно без восполнения общности носителей языка , без сохранения связи между поколениями и передачи знаний подрастающему поколению, молодежи. Этнокультурный проект «Литературно-театральная мастерская «Сказки на родном языке» направлен на сохранение связи и передачу знаний от носителей языка - родителей , бабушек - детям и внукам. Проект предполагает обучение языку в увлекательных для детей и подростках формах - совместных интерактивных чтениях сказок на родном языке, театрализованных представлениях, активной самореализации детей в декоративно-прикладном творчестве.
Изучение языка через игровую деятельность и закрепление знаний через художественное творчество ( проживание языковых образов через образы рукотворные) может стать эффективным механизмом вовлечения детей и подростков в традиционную культуру и активную языковую практику, мотивацией для дальнейшего изучения родного языка. Успешно отработанная методика может транслироваться другим национальным объединениям города и округа.
Цели
- Вовлечь детей и подростков в изучение языка
- пробудить интерес к чтению родной литературы среди детской аудитории.
- Создать условия для семейного сотворчества, обеспечить связь поколений и передачу языковой культуры в семьях.
- Подготовить театрализованное представление на чувашском языке, организовать показ для зрителей.
- Снять видеоролик для онлайн-показа театральной постановки в рамках национальных мероприятий в образовательных организациях и на городских площадках .
- Организовать семинар для педагогов и представителей национальных общественных организаций для подведения итогов проекта и трансляции опыта изучения национального языка посредством погружения в театрализованное пространство народной сказки, игровую и творческую деятельность.
Задачи
- Организовать совместные чтения (дети и родители) сказок и литературы на языке (знакомство с родным языком, пополнение словарного запаса, актуализация знаний языка)
- Выбрать материал для театрализованной постановки, организовать репетиции (погружение в языковую среду, языковая практика, мотивация для изучения родного языка);
- Организовать семейную мастерскую для изготовления костюмов, декораций, сказочных персонажей для спектакля.
- Подготовить и провести показ театрализованной постановки на чувашском языке для зрителей.
- Подготовить видеоролик театрализованной постановки на чувашском языке для онлайн трансляции на национальных мероприятиях.
- Организовать семинар для педагогов и представителей национальных общественных организаций для подведения итогов проекта и трансляции успешного опыта.