Маленькие детали "Большой страны"
Целевые аудитории
Описание проекта
Творческий проект «Маленькие детали «Большой страны» – это комплекс специально разработанных мероприятий, которые включают в себя тематические занятия, игры, квесты, экскурсии, практические мастер-классы, и т.д. направленный на нравственное и патриотическое воспитание дошкольников как полноправных граждан России.
Формирование гражданственности, гражданское воспитание являются важной, значимой задачей современного дошкольного образовательного учреждения. Нормальные взаимоотношения в обществе, со сверстниками невозможны, если человек будет игнорировать основы морали и нравственности, которые установились в определенной социальной среде. Для того чтобы стать достойным гражданином своей страны, необходимо еще и с уважением относиться к государственным символам, соблюдать законы, поступать соответственно своим правам и обязанностям гражданина.
В последние десятилетия можно отметить увеличение интереса к символам, эмблемам нашей страны, что можно объяснить возрождением многих исторических традиций, институтов и понятий. Современные государственные символы России самобытны и имеют глубокие исторические корни. Их происхождение тесно связано с русским народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Поэтому в дошкольном возрасте через сказочные, песенные, фольклорные образы происходит накопление знаний об истории русского народа, государственной символике, о значении её важнейших элементов; происходит приобщение к богатейшему наследию и уникальному опыту предков, утверждается понимание уникальности и неповторимости родной страны, формируется чувство уважения и любви к Отечеству.
Творческая работа детей во время проведения мастер-классов, совместное творчество с родителями, помогут понять всю уникальность, красоту и бесценность произведений народных мастеров. Изготавливая какой-то символ самостоятельно в детях воспитывается уважение к труду других людей и к своему собственному, к неповторимости каждого человека и его взглядов на мир, к старшему поколению, к жителям сёл и деревень, к художникам и рабочим.
Все участники нашего проекта почувствуют насколько уникальна, самобытна и неповторима история и культура русского народа, которую всем необходимо всем знать, возрождать, сохранять, развивать и передавать своим детям.
Снятые во время проведения мероприятий видеоролики будут размещены на страницах нашего сайта и в социальной группе VKонтакте. Надеемся, что, посмотрев их другие воспитанники, а также родители (законные представители) заинтересуются темой проекта. у них появится желание знакомиться с символикой нашей страны. Уникальным, культурным продуктом данного проекта будет создание музея «Маленькие детали «Большой страны» в котором будут собраны рассмотренные нами символы, и они будут предложены для знакомства всем воспитанникам детского сада. Планируется постоянное пополнение этого музея, после знакомства с новыми символами.
Обоснование социальной значимости
В последние годы в нашей стране произошли большие перемены. Наступило время компьютеризации, современных технологий и инноваций что привело к тому что традиционные духовные ценности и идеалы заменились на идеалы западной культуры, материальные ценности заменили духовные, личные интересы стали противоположны общественным. В результате этих процессов произошло нарушение отлаженной системы социализации подрастающего поколения, которая основывалась на преемственности. Как показывает опрос ВЦИОМа С 2000 по 2020 год доля россиян, которые назвали бы себя «безусловными» патриотами, снизилась с 84%до 46%. А доля тех, кто считает, что Россия «лучше, чем другие страны», за 20 лет снизилась с 17 до 8%. https://www.rbc.ru/society/11/06/2020/5ee21a7c9a7947432c97b414
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны..
По результатам проведенного нами мониторинга детей старшего дошкольного возраста был выявлен низкий уровней развития патриотических чувств. Так только 18% опрошенных детей знают столицу нашей Родины, 56% не знакомы с понятиями герб и гимн. Только 37% детей знакомы с таким музыкальным инструментом как балалайка, и 24% знают, что лапти являлись исконной обувью на Руси. Из предложенных детям карточек к неофициальным символам 77% детей отнесли карточку с изображением снега и только 23% карточку с изображением березы.
Проведенное нами анкетирование родителей воспитанников показывает, что они поверхностно знают наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т.п. 90% родителей считают важным воспитание у детей нравственно-патриотических чувств, но всего 28% вкладывают в это понятие воспитание и уважение к истории и традициям своего народа . (Соответствующие документы прилагаются)
А ведь история уже не раз доказывало, что человечество выжило благодаря тому, что поддерживало связь с предыдущими поколениями, сохраняло память о самых важных и значимых событиях прошлого, прислушивалось к советам мудрых старейшин, передавая самое нужное младшим.
Анализируя в целом понимание необходимости формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста, нами сделаны следующие выводы: в детском саду ведется работа по формированию патриотических чувств детей, но данная работа осуществляется только в рамках реализации основной образовательной программы, и при этом используется однообразные методы и формы работы. Поэтому назрела необходимость обогащения новыми педагогическими идеями, разнообразными видами деятельности процесса воспитания и обучения детей. Необходимы также и изменения в отношении вовлечения родителей (законных представителей) в процесс патриотического воспитания, необходимо формировать у них чувства ответственности за духовно-нравственное становление своих детей, повышать активность их участия в различных мероприятиях.
Дошкольный возраст — наиболее восприимчив для воспитания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Народная культура и искусство способствуют глубокому воздействию на мир ребёнка, обладают нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощают в себе исторический опыт многих поколений. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала могучей державой, Знакомство с детей с традициями, обычаями русского народа, художественными промыслами поможет воспитать уважение к истории, культуре русского народа, и сохранить прошлое.
Цели
Воспитание патриотических чувств и становление личности гражданина детей дошкольного возраста г. Нягань, по средствам современных педагогических технологий.
Задачи
- Познакомить дошкольников с главными официальными и неофициальными символами России. Дать представление о разнообразии гербов городов России, учить читать заложенную в них информацию.
- Способствовать развитию интереса к истории России, к народным традициям и промыслам, воспитывать у детей любовь и уважение к труду и работам народных мастеров.
- Организовать сотрудничество с родителями, ориентировать их на патриотическое воспитание детей.