Мерри Поппинс
Целевые аудитории
- Дети и подростки
- Дети и подростки группы риска
Описание проекта
«-Если в мире всё бессмысленно – сказала Алиса.
– что мешает выдумать какой-нибудь смысл?».
Проблема социального сиротства в нашей стране остается по-прежнему актуальной, основная причина это уклонение родителей от выполнения своих обязанностей, неблагополучные семьи, семьи находящиеся в социально опасном положении. Несмотря что в Югре колоссально снизилось число детских домов, временное помещение ребенка в социальное учреждение по заявлению родителей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, можно и сейчас, спрос, к сожалению, превышает предложение.
Социальные сироты в условиях семьи - это дети, которые ограничены в реализации основных своих потребностей в любви, внимании, защите, и ежедневно видят образец антисоциального поведении, в следствии депривация, что приводит к формированию негативных форм психической напряженности, которая носит негативный характер.
Социальное сиротство — проблема многоплановая, в Российской Федерации была обозначена правительством как первоочередная задача общефедерального уровня.
В чем опасность социального сиротства - в росте - %:
- нарушения общественного порядка;
- необразованности населения;
- правонарушения несовершеннолетними;
- детской смертности;
- детского бродяжничества;
- повторения пути своих родителей.
У социального сиротства нет единой причины, устранив которую можно было бы решить проблему. Такие дети часто попадают в социальные учреждения или предоставлены самим себе, воспитываются улицами, занимаясь бродяжничеством.
В государственном учреждении даже в самых лучших условиях и лучшими воспитателями, ребенок все равно не может получить самых главных семейных навыков, и на выходе получают расстройство привязанности.
- Зачем кого-то любить, если любой взрослый может исчезнуть или просто меня отдать?
В государственном учреждении ребенок никогда не получит тот важный опыт, который он получает дома — опыт жизни в семье.
И как следствие у таких детей вытекает жизненная вялость, апатия, волевые акты проявляться лишь в негативном уровне. Ребенок живет в постоянных переживаниях, нарушается самосознание, дети находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной и сенсорной депривации, высоким уровнем тревожности и страхов, высоким уровнем агрессии, аутоагрессии, высоким уровнем чувства вины и обиды.
Отсюда вытекает: отсутствие уважения к личности, отсутствие представлений о семье, неприспособленность к самостоятельной жизни.
Проблема психологической помощи таким детям стоит остро, социальная защита детства это приоритетное направление социальной политики, задача которого создать условия для достойного и свободного развития каждого ребенка.
Таким детям нужна квалифицированная помощь взрослых: психологов, кураторов, наставников. Проект «Мери Поппинс» направлен на расширение социального пространства детей находящихся в социальном учреждении, через специально организованные занятия специалистов, путем использования виртуальной реальности: цветотерапии, арттерапии, визуализации, проекции, сказкотерапии, через направленную переориентацию негативных установок, профилактику чувств неполноценности, содействие удовлетворения эмоционального голода.
Путем реабилитации и грамотно выстроенных коррекционных курсов у детей:
- снизится трудность в общении, исчезнут страхи, тики, навязчивости и другие расстройства;
- скорректируется поведение (снятие агрессии);
- ребенок научится исследовать собственные чувства и желания;
- ребенок получит опыт эффективного общения со сверстниками;
- ребенок научится справляться с трудными ситуациями при помощи своих внутренних ресурсов;
- ребенок расширит свои знания об эмоциях, научится понимать эмоциональное состояние других людей.
- снизиться эмоциональное напряжение, чувства вины и стыда;
- укрепится сознание положительное отношение к себе в более раннем периоде;
- вытеснится из сознания негативные стороны прошлого;
- поможет в приобретении и формировании своей жизненной позиции, личностном становлении в социуме.
Целенаправленные коррекционные и профилактические занятия будут простроены с помощью виртуальных путешествий: путешествий внутрь себя, своих ресурсов, своего эмоционального состояния исследуя каждый свой уголок, узнавая свои возможности, перестраивая конструкт негативных сторон своей жизни.
- Методами коррекции замкнутости, коррекции страхов, коррекции агрессии, коррекции в социальном пространстве личности.
- Методом проигрывания и погружения в атмосферу семьи – визуализированной сказкотерапии.
- Методом позитивного образа мира виртуальной реальности, работы через ситуации.
В результате дети выстроят адекватное отношение к себе и другим людям, сформируют положительное принятие себя, позитивные установки на семью.
Динамика результатов проекта будет отслежена путем начальной и итоговой диагностики по методикам: Люшера, Рисунка семьи, Несуществующего животного, анализа семейной тревоги Юсцицкис, ЦТО.
Долгосрочные результаты и планирования проекта «Мери Поппинс», будет:
- организована система помощи для семьи в кризисной ситуации. - организовано грамотное сопровождение детей попавших в социальное учреждение при помощи поддержки психологов, кураторов, и наставников;
- организована работа с жертвователями и волонтерами в рамках помощи детям находящихся в социальном учреждении (социальным сиротам), путем поддержки самого ребенка регулярным общением в доступной форме по согласованию с органами опеки — помощь в учебе, регулярные мероприятия, круги общения;
- организована работа коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье, с семьями где «скрытое» социальное сиротство (характеризующееся вытеснением детей из семей).
Категория, получатели: социальные сироты (имеющие родителей), дети алкоголиков, дети, поступившие в социальные учреждения интернатного типа. Несовершеннолетние находящиеся в социально опасном положении.
Ежегодно в социальном учреждении г.Нягань находится не менее 30 детей, срок прибывание о 1 дого месяца до полугода.
География проекта: г. Нягань - дети социальные сироты, находящиеся в социальном учреждении не менее 30 детей в течении года.
Отслеживание динамики | |
Диагностика эмоционального состояния детей. | В начале и в конце реабилитационного периода. |
Уровень психического развития и выявления особенностей их протекания. | В начале и в конце реабилитационного периода. |
Основные направления работы
Социально - личностное | Здоровье сберегающее | Интеллектуальное |
Эмоциональное благополучие | Профилактика ПАВ | Расширение кругозора детей |
Положительное отношение ребенка к себе и окружающим людям | Первичная вторичная профилактика. | Формирование целенаправленного интереса к познанию |
Развитие коммуникативной компетентности ребенка | Развитие интеллектуальных способностей детей | |
Развитие социальных навыков у детей – социальная компетентность. | ||
Бережное отношение к окружающему миру. | ||
КУРС ЗАНЯТИЙ ПО ПЛАНУ СПЕЦИАЛИСТОВ
Тема | Цель | Ответственный |
«Здравствуй, песок» | Знакомство с правилами поведения в песочнице. |
Мишнёва Т. Монастырева М. Баянова Р. Барсукова Н. Левандровская Е. |
«Интервью» | Развитие навыки общения детей, снятие эмоционального напряжения. | |
«Чуткие руки» | Развитие доброжелательности. | |
«Песочный ветер» | Саморегуляция - учить детей управлять вдохом и выдохом. | |
«Дракон кусает свой хвост» | Учить снимать напряженность. | |
«Песочный дождь» | Регуляция мышечного напряжения, расслабления. | |
«Время доверять» | Учить создавать позитивное настроение детей. | |
«Строим мир» | Отреагирование негативного эмоционального опыта в процессе творческого самовыражения. | |
«Лепим свой страх» | Открывание внутренних резервов для разрешения трудностей. | |
«Самоподдержка» | Предоставление возможности пробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов. | |
«Мое прошлое» «Мое будущее» | Изменение отношения к себе, своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым для подростка людям, в целом – к своей судьбе. | |
«Счастье рядом» | Развитие более позитивной Я - концепции. | |
«Я чувствую» | Предоставление возможности выразить переживания, которые трудно сформулировать словами. | |
«Про себя» | Развитие самосознания, снижение уровня тревожности, агрессивности, эмоциональной саморегуляции. | |
«Ресурсы» | Развитие умения пользоваться ресурсными состояниями; снятие напряжения. | |
«Улыбнись жизни» | Умение распознавать эмоциональное состояние (свое и других), повышение самооценки. | |
«Саморегуляция» | Развитие навыков саморегуляции. | |
«Не навреди» | Оказание экстренной психологической помощи в нештатных и чрезвычайных ситуациях. | |
«Борьба и победа» | Овладеть чувством контроля. | |
«Стресс» | Развить стрессоустойчивость. | |
«Ответственность» | Стать более ответственным в своих действиях и поступках. | |
«Выбор помощи» | Проигрывать и переживать травмирующие жизненные ситуации. | |
«Самооценка» | Делать самооценку адекватной и обрести веру в самого себя. | |
«Моделирование конфликта, трудностей» | Проигрывание альтернативных вариантов развития ситуации, возможность изменения финала. | |
«Я всегда прав» | Формирование новых способов действий. | |
«Я за себя постою» | Осмысление опыта и ситуации. | |
«Препятствия и цели» | Гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. | |
«Суперспособность» | Формировании жизненного опыта. | |
Диагностика. |
Цели
- Снижение психической напряженности детей находящихся в социальном учреждении, методом позитивного образа мира, реконструкции и стабилизации негативного образа Я, средствами современных технологий - виртуальной проекции и проективных методов.
Задачи
- Организовать условия для проведения реабилитационного курса занятий с детьми находящихся в социальном учреждении, путём приобретения интерактивной песочницы.
- Проведение реабилитационных занятий коррекции негативной психической напряженности с детьми находящихся в социальном учреждении, песочная терапия, сказкотерапия, виртуальная проекция.
- Исследование динамики психического состояния: первичная и итоговая диагностика с детьми находящихся в социальном учреждении.
- Информационное сопровождение проекта.