Мир, в котором живут "МЫ": от закрытой комнаты до большой сцены

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.02.2024 - 31.01.2025
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2024)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
2 661 484 руб.
Размер гранта
2 066 849 руб.
Cофинансирование
594 635 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Подростки и молодые взрослые от 12 до 35 лет, проживающие в г. Сургуте, желающие развиваться в сценическом искусстве и не имеющие специального образования и опыта (студенты, школьники и другие)
  2. Подростки и молодые взрослые от 12 до 35 лет с особенностями в развитии (с ОВЗ, инвалидностью), проживающие в г. Сургуте, желающие развиваться в сценическом искусстве и не имеющие образования и опыта

Описание проекта

Творческая концепция нашего проекта основана на участии непрофессионалов - обычных людей, в создании культурных продуктов, идеи которых направлены на достижение позитивных изменений в российском обществе. Идея вовлечения подростков и молодых людей в создание спектаклей и театральных перфомансов, затрагивающих глобальные и общественно значимые проблемы, возникла с целью вдохновить и мотивировать новое поколение активно принимать участие в изменениях мира вокруг себя, в своем округе, городе к лучшему. Проект также нацелен на создание инклюзивной среды, что подчеркивает важность участия всех категорий молодежи в процессе изменений.

Эко-спектакль "Мусорная сказка" является примером творческого продукта, который сможет активно воздействовать на сознание зрителя, обращая его внимание на экологические проблемы и необходимость заботы о планете. Подобные инициативы способствуют формированию экологической осознанности среди молодежи, а также подчеркивают значимость маленьких действий для достижения больших результатов. Спектакль ориентирован на зрителей всех возрастов, но, прежде всего, на детей и их родителей. Мы выбрали подход к созданию "многослойного" спектакля, что позволит аудитории разного возраста находить в представлении разные уровни значимости и смыслов.

Вторым культурным продуктом проекта будет фильм с рабочим названием "Кирилл, надо!", в котором подчеркнута сила человеческого таланта и значимость креативного волонтёрства. У зрителей сформируется представление о возможностях осуществления общественно-полезной деятельности через творческую креативную самореализацию. Чтобы быть полезным обществу, не обязательно нужно быть добровольцем, который своими руками оказывает помощь - собирает мусор, лечит животных, готовит обеды для бездомных людей и т.д. Можно быть театральным волонтером и через творчество доносить до общества важные смыслы. Условно, вместо "одной пары рук" у общества появляются "десятки рук" людей, готовых помогать и менять мир к лучшему. Документальный формат фильма также позволит глубже понять и проникнуть в мир волонтеров и их подопечных, что будет способствовать формированию эмпатии и понимания важности инклюзии.

Наша идея о вовлечении в создание культурных продуктов непрофессиональных актеров-волонтеров, как амбассадоров изменений в обществе через творчество, имеет большой потенциал для воздействия. Создавая уникальные и содержательные культурные продукты (спектакли, театральные перфомансы, кино), они будут способствовать распространению ценностей и смыслов, влияя на сознание масс и вдохновляя людей на действия в пользу позитивных изменений, меняя мир к лучшему.

Обоснование социальной значимости

Сегодня человеку, не имеющему профессионального образования и опыта в сценическом искусстве, практически недоступна реальная сцена и настоящее, даже любительское, кино. Профессионалы (режиссеры, руководители творческих коллективов) отказываются видеть потенциал у такой молодежи. Особенно остро этот вопрос встает при попытках развиваться в сфере театра и кино не просто непрофессионала, а человека с особенностями в развитии (ОВЗ, инвалидностью). В учреждениях культуры предъявляются слишком высокие требования к участникам постановок, что затрудняет самореализацию и творческое развитие по направлению сценического искусства для обычных людей, и делает это вовсе невозможным для людей с особенностями в развитии. Все, что доступно таким актерам - это уровень детсадовской “Репки”. Таким людям остается либо уезжать в более развитые города с большими перспективами, либо смириться с тем, что никогда не реализуют свой творческий потенциал. В худшем случае, такая молодежь направляет свою нереализованность в деструктивное русло.

Мы видим успех в идее вовлечения такой молодежи в сферу креативного культурного волонтерства. Подобный опыт уже реализовывался в г. Сургуте, а именно в инклюзивной творческой студии "МЫ". Волонтеры помогали актерам с особенностями в развитии адаптироваться на занятиях, репетициях и не волноваться во время театральных показов. Занимаясь вместе, волонтеры развивали свои навыки актерского мастерства, сценической речи, и демонстрировали свои способности на главных сценах города во время открытых театральных показов. На сегодняшний день, можно сделать вывод о том, что люди, не имеющие специального образования и опыта в сценическом искусстве, могут успешно реализовываться в этой сфере через волонтерское участие в творческих проектах.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в 2022 году 23 % молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет за последний год безвозмездно помогали другим людям и организациям. 17 % указывают волонтерство и общественную деятельность как желаемую форму занятости помимо учебы или работы. В настоящее время в Югре насчитывается более 250 тысяч добровольцев. (https://admhmao.ru/press-center/vse-novosti/v-yugre-dobrovolcheskoy-deyatelnostyu-zanimayutsya-bolee-250/) По данным Росстата, чаще всего такие люди занимаются благоустройством и очисткой территории – уборкой мусора, работами по улучшению водоснабжения, парков или дорог, а также озеленением. Волонтёры также часто занимаются социальными работами: помогают пожилым людям, детям, инвалидам или жертвам катастроф, готовят еду и перевозят людей. Многие помогают животным и собирают деньги на благотворительность. Кроме того, волонтёры оказывают медицинскую помощь, проводят юридические консультации. Волонтеров, организующих спортивные и культурные мероприятия Росстат объединяет в одну группу, и она только на 6 месте по численности (https://absatz.media/news/22872-v-rosstate-rasskazali-chem-zanimayutsya-volontyory-i-skolko-im-let). Это свидетельствует о недостаточной вовлеченности волонтеров в культурную жизнь общества, а ведь именно культура формирует ценности и смыслы населения.

Креативные волонтеры - обычная молодежь и люди с особенностями в развитии, посредством участия в создании реальных культурных продуктов, могут реализовывать свой потенциал - научиться свободно говорить, читать стихи, уверенно позиционировать себя, декларировать свои мысли. А общественную значимость деятельности таких волонтеров сложно переоценить. Прежде всего, она в том, что волонтеры, будучи обычными людьми, непрофессионалами, могут доносить до населения общественно значимые смыслы. Не оказывая помощь напрямую, не собирая мусор, не ухаживая за животными, не помогая в перевозке и т. п., креативные волонтеры способны вовлечь во все эти виды деятельности десятки и сотни людей, вдохновить их на помощь. Получается, что вместо одной "пары рук", общество получается "десятки и сотни рук", готовых помогать.

Имея доступ к созданию высококачественных и значимых культурных продуктов, у креативной молодежи сформируется убеждение о том, что не обязательно уезжать в большой город, чтобы найти возможности для самореализации. И не обязательно, уезжать в большой город, чтобы жить в обществе с высокими моральными ценностями, ведь через свое творчество волонтеры смогут менять общество и мир вокруг себя в лучшую сторону.

Цели

  1. Развитие творческого потенциала по направлению сценического искусства у подростков и молодых взрослых от 12 до 35 лет (в том числе с особенностями в развитии) посредством создания двух культурных продуктов: спектакля "Мусорная сказка" и документального фильма с рабочим названием "Кирилл, надо!".

Задачи

  1. 1. Организовать условия (кадровые, материально-технические, стратегические, информационные) для реализации мероприятий проекта.
  2. 2. Провести мероприятия творческого постановочного процесса спектакля “Мусорная сказка”: репетиции, тренинги, организация пространства (локации) и антуража, показ.
  3. 3. Создать и продемонстрировать зрителю документальный фильм с рабочим названием “Кирилл, надо!”: написание сценария, съемки, монтаж, показы.
`