Многофункциональный миграционный центр

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.02.2023 - 31.08.2023
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
7 789 169 руб.
Размер гранта
6 378 769 руб.
Cофинансирование
1 410 400 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Иностранные граждане и лица без гражданства
  2. Беженцы
  3. Соотечественники, проживающие за рубежом

Описание проекта

В целях реализации Концепции государственной миграционной политики РФ на 2019-2025 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 31.10.2018 №622, а также Указа Президента РФ "О Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 г.", Приказа ФАДН России от 17.11.2020 №142 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов РФ "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в РФ" в марте 2022 г. в г. Сургуте, ХМАО-Югры открыт Центр социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан (далее - Центр)
ссылка- https://sitv.ru/arhiv/news/czentr-soczialnoj-i-kulturnoj-adaptaczii-migrantov-otkrylsya-v-surgute/
В Центре внедрена централизованная система оказания услуг иностранным гражданам в режиме "единого окна", что делает миграционные потоки максимально прозрачными и содействует формированию условий для снижения количества и уровня влияния недобросовестных посредников в сфере миграции, а также снижает коррупционные риски. Организация приема заявителей и оборудование мест их ожидания осуществляется в полном соответствии с требованиями административных регламентов. Помещения оснащены техническими средствами, необходимыми для оказания услуг иностранным гражданам.
В рамках мероприятий проекта планируется:
- создание видеоролика, который будет транслироваться в помещении центра, социальных сетях, а также в СМИ автономного округа. Монтаж на крыше здания светокороба с наименованием проекта и QR-кода со ссылкой на сайт Центра;
- Разработка программного обеспечения для заполнения заявлений для постановки иностранных граждан на миграционный учет, оформления патента, разрешения на временное проживание, вида на жительство, гражданства РФ, выдачи СНИЛС;
- оказание правовой и консультационной помощи по вопросам оформления и получения разрешительных документов, трудоустройства иностранных граждан;
- подготовка комплекта документов для постановки иностранных граждан на миграционный учет, оформления патента, РВП, ВНЖ, гражданства РФ, выдачи СНИЛС,
помощь в регистрации на портале госуслуг;
- нотариальное заверение перевода документов, фотографирование на документы, страхование.
Основной идеей проекта является обеспечение заинтересованности иностранных граждан в прохождении курса социально-культурной адаптации и успешной интеграции в принимающем обществе, путем прохождения бесплатного курса обучения русскому языку как иностранному с выдачей сертификата, который в последующем позволит им бесплатно сдать экзамен на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ (13.09.2022г. Департаментом образования и науки ХМАО-Югры выдана лицензия №ЛО35-01304-86/00616043 на дополнительное образование детей и взрослых, а также 18.10.2022 с ФГБОУ ВО "Башкирский государственный университет" заключен Договор оказания услуг по проведению экзамена по русскому языку как иностранному, знания истории России и основ законодательства РФ).

Обоснование социальной значимости

Стремительная глобализация миграционных потоков влияет на изменение этнического состава населения в России. Наплыв иностранных граждан и лиц без гражданства тревожит принимающее общество, а отсутствие эффективной социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан способствует росту ксенофобии. Таким образом, проблемы адаптации и интеграции остро стоят перед российским обществом. Важнейшие условия успешной адаптации и интеграции мигрантов в новую политическую, социально-экономическую и культурную среду – создание в стране пребывания благоприятной обстановки для приема и обустройства мигрантов.
Проблемы, связанные с иммиграцией населения, в последнее время все более остро встают перед российским обществом. С одной стороны, отечественная экономика ощущает нехватку трудовых ресурсов, которая восполняется, прежде всего, за счет мигрантов. С другой стороны, мигранты являются одной из проблемных групп населения, для которых затруднен доступ к получению многих социальных услуг и права которых оказываются нарушены. Уязвимость мигрантов и их семей является результатом действия многих факторов:
– Во-первых, многие из них оказываются в другой этнокультурной и языковой среде, что приводит к психологическим трудностям, отчуждению мигрантов в принимающем сообществе, формированию фобий;
– Во-вторых, оторванность мигрантов от привычного социального окружения – знакомых, друзей родных, отсутствие в стране въезда устойчивых социальных связей также ограничивают возможности адаптации, препятствуют решению актуальных проблем и удовлетворению жизненных потребностей;
– В-третьих, социальный статус многих мигрантов резко понижен по сравнению с тем, который они занимали в своих странах. На российском рынке труда мигранты занимают в основном низко квалифицированные рабочие места, на которые редко претендует местное население, что является серьезным фактором дезадаптации.
– В-четвертых, осуществляемая в России и отдельных ее регионах миграционная и социальная политика, нормы, регулирующие приобретение гражданства и правовой статус иностранцев на территории России, де-юре ставят многих мигрантов вне закона, учитывая наличие в том числе большого количества недобросовестных посредников в сфере миграции. Де-факто приводят к массовым нарушениям прав человека, регулирующихся законодательством Российской Федерации.
– В-пятых, стремительная глобализация миграционных потоков, заметное изменение этнического состава населения в России, в результате значительной миграции вызвали рост антимигрантских настроений в обществе, прежде всего в местах наибольшего притока мигрантов. Формирующаяся ситуация отторжения, неприятия, изоляции приводит к росту социальной напряженности и преступности в принимающем обществе, нивелирует социально-экономические и демографические эффекты миграции.
Наличие высоких цен на необходимые услуги для мигрантов, оказывающих недобросовестными посредниками в сфере миграции для соблюдения федерального законодательства являются причиной различных правонарушений, а также отсутствие в субъекте возможности обучаться русскому языку как иностранному, получать знания по основам законодательства, истории РФ и успешно интегрироваться в принимающее общество создают ряд конфликтных ситуаций среди иностранных граждан и российским обществом.
В связи с этим возникает ряд социальных проблем, от решения которых зависит возможность достижения межнационального и межконфессионального согласия в российском обществе и перспектива его устойчивого развития.
https://static.1tv.ru/eump/embeds/pulic_vod.html?v=436699:11
https://gubernator74.ru/news/v-chelyabinske-sostoyalsya-okruzhnoy-seminar-soveschanie-na-kotorom-obsudili-voprosy

Цели

  1. Формирование благоприятной среды для прибывших мигрантов на территорию Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, посредством созданного Многофункционального миграционного центра, с наличием полного спектра услуг, оказываемых в режиме "единого окна", а также классов для изучения русского языка как иностранного, истории России и основ законодательства РФ для социальной и культурной адаптации и интеграции в принимающее общество
  2. Развитие инфраструктуры для трудовой миграции, т. е. создание комплекса консультационно-информационных сервисов, предназначенных и для российских работодателей, нацеленных на привлечение иностранных работников, и для иностранных граждан, прибывающих в Россию с целью трудоустройства. Неразвитость миграционной инфраструктуры приводит к тому, что процессы привлечения иностранных работников российскими работодателями остаются во многом стихийными, а роль эффективных посредников для мигрантов взяли на себя теневые, чаще всего этнически детерминированные группировки.
  3. Создание технических условий для информирования максимального количества иностранных граждан, популяризация Центра.

Задачи

  1. Информационное освещение проекта.
  2. Создание программного комплекса, улучшение технической базы для возможности ускорения предоставления всего спектра услуг.
  3. Организация круглых столов с председателями диаспор, с учетом наличия с ними соглашения о взаимном сотрудничестве и иных представителей некоммерческих организаций, а также бюджетных учреждений, с целью информирования и организация совместных мероприятий, позволяющих достичь цели проекта;
  4. Создание условий и заинтересованности иностранных граждан в прохождении курса обучения русского языка как иностранного с последующей возможностью бесплатной сдачи экзамена на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ;
  5. Предоставление услуг