Многовековая Югра: изучая прошлое созидаем будущее

Реализуется
Сроки реализации 01.03.2022 - 28.01.2023
Источник финансирования Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2021)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
5 283 482 руб.
Размер гранта
2 950 440 руб.
Cофинансирование
2 333 042 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Обучающиеся старших классов образовательных организаций общего образования Ханты-Мансийского АО, включенные в учебные и популяризаторские программы по краеведческому образованию (15 тысяч человек)
  2. Студенты учреждений высшего и среднего профессионального образования Югры социально-гуманитарной направленности (2 тысячи человек).
  3. Сотрудники краеведческих музеев и архивов, преподаватели и учителя средних и высших учебных заведений ведущие дисциплины исторического и общественного профиля (300 человек).
  4. Активные представители студенческой молодежи и выпускников, входящие в волонтерские гуманитарные объединения, заинтересованные в участии в просветительских проектах. (Не менее 60 человек).
  5. Югорские землячества в городах Москва Тюмень, Ханты-Мансийск (1 тысяча человек).

Описание проекта

Социальная значимость проекта заключается в создании краеведческого контента и его распространении, популяризации, в целях формирования исторической памяти граждан Югры как средства обеспечения региональной идентичности. 
Отмечая значение исторической памяти в формировании такой региональной идентичности, ученые Югры подчеркивают, что именно воспитание на краеведческом материале способствует региональной самоидентификации населения в качестве граждан автономного округа (Алексеева Л.В. Первая и Вторая мировые войны в учебнике истории Ханты-Мансийского округа: проблемы содержания в контексте подготовки новой книги для школьников // Преподавание военной истории в России и за рубежом. Сборник статей. Российское военно-историческое общество, Институт истории и политики МПГУ. 2018. С. 2212-229. С. 229). 
Значимость решения этой задачи определяется реально существующей проблемой в сознании целевой группы – старшеклассников и учащихся образовательных учреждений профессионального образования. Современные исследователи, изучающие состояние исторического сознания учащейся молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе, указывают «на усилившиеся в последние годы неблагоприятные тенденции, характерные для школьников: безразличие, инфантилизм, плохое знание истории (даже ЕГЭ это подтверждает), низкая культура в целом» (Алексеева Л.В. Указ соч. С. 228). Одной из главных причин равнодушия к истории Югры, исследователи считают повышенную миграционную динамику населения региона: «Мигранты, приехавшие в округ в последние 10–15 лет, совершенно не представляют, как осваивался край первопроходцами, сколько человеческих жизней унесли масштабные проекты типа «Больше нефти!»… Добавьте к этому такую особенность Югры, как миграционность менталитет временщика, большое количество школьников и их родителей, которые об истории края не знают ничего, у которых есть другая родина — где-то там, на «Большой земле». Многие из них не знают цены сегодняшней достаточно благополучной, с социально-экономической точки зрения, жизни в округе» (Алексеева Л.В. Указ соч. С. 228. См. также: Мартынов М. Миграция или колонизация? 
Отсутствие необходимого контента приводит к тому, что история самой Югры, фактически, остаётся за рамками обучения, изучение истории края носит формализованный фрагментарный характер. Общедоступные источники об истории Югры, которыми пользуется молодое поколение югорчан, крайне скупы и мало информативны, поскольку содержат шаблонные, отрывочные сведения.

Цели

  1. Формирование подлинной региональной и общегражданской идентичности посредством актуализации архивного краеведческого материала для масштабной просветительской работы в школьной, студенческой, педагогической и других социальных средах региона и включения его в просветительские образовательные практики, обеспечивающих сохранение и передачу исторической памяти поколений, а так же научная обработка материалов для включения его в академическую историю Югры.

Задачи

  1. Провести поисковые исследования архивных и исторических материалов краеведческого характера, обеспечив их включение в научные, образовательные и просветительские практики, в том числе, – для подготовки контента академической истории Югры.
  2. Провести цикл научных, образовательных и просветительских мероприятий, в том числе, с использованием современных интерактивных методов, по популяризации архивных и исторических материалов краеведческого характера.
  3. Обеспечить институализацию научно-просветительского сообщества музейных и педагогических работников Югры и учащейся молодежи на основе деятельности по поиску, обработке и популяризации архивного исторического краеведческого материала в ходе научных и просветительских мероприятий.

`