Многовековая Югра: от древности прошлого к героике настоящего

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.02.2022 - 28.12.2022
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2022)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
4 808 179 руб.
Размер гранта
2 998 431 руб.
Cофинансирование
1 809 748 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Обучающиеся старших классов образовательных организаций общего образования Ханты-Мансийского АО, включенные в учебные и популяризаторские программы по краеведческому образованию. 15 тысяч человек
  2. Студенты учреждений высшего и среднего профессионального образования Югры социально-гуманитарной направленности 2 тысячи человек
  3. Сотрудники краеведческих музеев и архивов, преподаватели и учителя средних и высших учебных заведений ведущие дисциплины исторического и общественного профиля 300 человек
  4. Активные представители студенческой молодежи и выпускников, входящие в волонтерские гуманитарные объединения, заинтересованные в участии в просветительских проектах. (Не менее 60 человек).

Описание проекта

Проект направлен на сохранение исторической памяти и формирование региональной идентичности, а также для институализации научно-просветительского регионального краеведческого сообщества.
Первые шаги в этом направлении уже сделаны, когда в рамках концепции развития территориального маркетинга и брендинга ХМАО – Югры (распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 19 октября 2018 года № 539-рп.), в соответствии с поручением президента Российской Федерации, губернатором автономного округа и институтом Российской истории Российской академии наук было заключено соглашение о совместной деятельности по созданию многотомника «Академическая история Югры».
В виду этого возникает необходимость выявления новых исторических источников: письменных документов, картографического материала, кино, фото, видео документов, предметов быта прошедших эпох (см. интервью директора Института российской истории РАН Ю.А. Петрова и интервью директора Института истории и археологии Уральского отделения РАН И.В. Побережникова). Для практической реализации «Академической истории Югры» была создана Ассоциация «Югорский центр гуманитарных исследований «АИст».
Актуальность проекта объясняется сложностями формирования региональной идентичности в силу высокой миграционной динамики населения автономного округа. Это делает недостаточно эффективными традиционные каналы наследования исторической памяти как отражения истории региона в истории семьи, и требует специальных усилий просветительского характера. По итогам встречи со школьниками во Всероссийском детском центре «Океан» 24.09.2021 г. Президентом РФ В.В. Путиным был сформирован перечень поручений одним из которых является организация работы РАН и ведущих научно-образовательных институтов истории РФ по комплексному обновлению системы преподавания истории на уровне общего образования, предусмотрев:
сочетание различных форм урочной и внеурочной деятельности, в том числе с использованием ресурсов организаций культуры и искусства;
расширение применения интерактивных и мультимедийных форм представления исторической информации в образовательном процессе;
приобретение обучающимися навыков работы с архивами и другими историческими источниками, в том числе путем их привлечения к поисковой и исследовательской деятельности.
Просветительский раздел проекта заключается в последующей передаче накопленных научных материалов и собранной информации студентам, школьникам Югры и научному сообществу России через организацию ряда мероприятий: конференций, встреч, публичных лекций, выставок (постоянная экспозиция на базе АНО "Открытый регион" и АНО "Мультимедийный исторический парк "Россия моя история" (г. Сургут)), что позволит погрузиться в историческое прошлое, повысить уровень исторических знаний и обрести гордость за свой край и его место в истории России. Проект будет поддержан ведущими региональными СМИ, что делает информацию открытой и доступной для различных слоев населения.

Обоснование социальной значимости

Социальная значимость проекта заключается в создании краеведческого контента и его распространении, популяризации, в целях формирования исторической памяти граждан Югры как средства обеспечения региональной идентичности.
Отмечая значение исторической памяти в формировании такой региональной идентичности, ученые Югры подчеркивают, что именно воспитание на краеведческом материале способствует региональной самоидентификации населения в качестве граждан автономного округа (Алексеева Л.В. Первая и Вторая мировые войны в учебнике истории Ханты-Мансийского округа: проблемы содержания в контексте подготовки новой книги для школьников // Преподавание военной истории в России и за рубежом. Сборник статей. Российское военно-историческое общество, Институт истории и политики МПГУ. 2018. С. 2212-229. С. 229).
Значимость решения этой задачи определяется реально существующей проблемой в сознании целевой группы – старшеклассников и учащихся образовательных учреждений профессионального образования. Современные исследователи, изучающие состояние исторического сознания учащейся молодежи в Ханты-Мансийском автономном округе, указывают «на усилившиеся в последние годы неблагоприятные тенденции, характерные для школьников: безразличие, инфантилизм, плохое знание истории (даже ЕГЭ это подтверждает), низкая культура в целом» (Алексеева Л.В. Указ соч. С. 228). Одной из главных причин равнодушия к истории Югры, исследователи считают повышенную миграционную динамику населения региона: «Мигранты, приехавшие в округ в последние 10–15 лет, совершенно не представляют, как осваивался край первопроходцами, сколько человеческих жизней унесли масштабные проекты типа «Больше нефти!»… Добавьте к этому такую особенность Ханты-Мансийского округа, как миграционность менталитет временщика, большое количество школьников и их родителей, которые об истории края не знают ничего, у которых есть другая родина — где-то там, на «Большой земле». Многие из них не знают цены сегодняшней достаточно благополучной, с социально-экономической точки зрения, жизни в округе» (Алексеева Л.В. Указ соч. С. 228. См. также: Мартынов М. Миграция или колонизация? file:///C:/Users/mmu/Downloads/migratsiya-ili-kolonizatsiya.pdf).
В большинстве других регионов одним из основных каналов трансляции исторической памяти, как основы формирования региональной идентичности, выступают семейные традиции. В Ханты-Мансийском автономном округе этот канал, в силу высокой миграционной динамики, не может быть в полной мере использован. Данная проблема делает необходимым приложение специальных усилий по формированию исторического сознания на основе популяризации краеведческих материалов в общественном сознании граждан автономного округа.
Достижение этой цели осложняется крайней недостаточностью исторического контента, необходимого для полноценного обеспечения формирования региональной и общегражданской идентичности на основе изучения местной истории. Единственным источником остаются сведения, изложенные в изданном более двадцати лет назад учебнике «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней / Отв. ред. Д.А. Редин. Екатеринбург, 1999. 472 с.». Как подчеркивает директор департамента образования ХМАО-Югры А.А. Дренин «существующий и использующийся ныне в округе учебник по истории Югры, действительно, заметно устарел» (Черкашин П. Югра получит новый учебник по своей многовековой истории URL: https://age.myopenugra.ru/news/yugrapoluchit-novyy-uchebnik-po-svoey-mnogovekovoy-istorii.2017. 31 августа (дата обращения 26.09.2021)).
Отсутствие необходимого контента приводит к тому, что в преподавании истории в вузах и школах Ханты-Мансийского АО история самой Югры, фактически, остаётся за рамками обучения, изучение истории края носит формализованный фрагментарный характер. Общедоступные источники об истории Югры, которыми пользуется молодое поколение югорчан, крайне скупы и мало информативны, поскольку содержат шаблонные, отрывочные сведения.
Исторические исследования нашего региона в конце ХХ - начале нынешнего столетия во многом носят не систематизированный, спорадический характер. Факты об истории Югры разрознены: сосредоточены в архивохранилищах, музеях, частных коллекциях, киностудиях. Так в Государственном архиве РФ содержится 1502 единиц хранения по 4-м историческим периодам Югры с 1-й пол. XIX века по конец ХХ века в Государственном архиве г. Тобольска - 50 единиц хранения по истории Югры начала ХХ века и т.д. Поэтому необходима обширная поисковая работа по выявлению, сбору, систематизации исторического материала, распылённого в разных частях страны - Москве, Екатеринбурге, Омске, Тюмени, Тобольске, Ханты-Мансийске, которую научное сообщество в существующем виде, не имея организационной поддержки, самостоятельно охватить не способно. На решение проблемы создания и популяризации регионального исторического контента, способного стать важной частью формирования региональной идентичности и сохранения исторической памяти, и направлен предложенный проект.

Цели

  1. Формирование подлинной региональной и общегражданской идентичности посредством актуализации архивного краеведческого материала для масштабной просветительской работы в школьной, студенческой и педагогической средах региона и включения его в просветительские образовательные практики, обеспечивающих сохранение и передачу исторической памяти поколений.

Задачи

  1. Провести поисковые исследования архивных и исторических материалов краеведческого характера, обеспечив их включение в научные, образовательные и просветительские практики, в том числе, – для подготовки контента академической истории Югры.
  2. Провести цикл научных, образовательных и просветительских мероприятий, в том числе, с использованием современных интерактивных методов, по популяризации архивных и исторических материалов краеведческого характера.
  3. Обеспечить институализацию научно-просветительского сообщества музейных и педагогических работников Югры и учащейся молодежи на основе деятельности по поиску, обработке и популяризации архивного исторического краеведческого материала в ходе научных и просветительских мероприятий.

`