Музей контрастов "Жизнь в стиле ЭКО"

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.07.2021 - 15.07.2021
Источник финансирования Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2020 года)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
150 000 руб.
Размер гранта
150 000 руб.

Описание проекта

       Природа Нефтеюганского района уникальна - это наша северная природа и каждый человек, живущий на территории района, должен заботливо и бережно относиться к его ресурсам, сохраняя растительный и животный мир.

     Если летом выйти из дома и оглядеться по сторонам, то зачастую можно увидеть мусор: пластиковые бутылки, целлофановые пакеты, упаковки от продуктов питания. Безусловно, многие жители посёлка Пойковский стараются не оставлять после себя мусор: выносят пакеты в мусорные баки, в летний период времени, находясь на лоне природы, закапывают либо сжигают мусорные отходы. Однако, есть нерадивые граждане, которые, развернув шоколад, бросают упаковку на землю. Выехав с семьёй на близлежащее озеро, оставляют пакеты с остатками продуктов на территории водоёма. В зимний период времени снег частично прикрывает мусор. С таянием снега почвенный покров оголяется, и мусор остаётся на земле. Проблема загрязнения территории Нефтеюганского района, а, в частности, посёлка Пойковский существует, и она очевидна. 

     Стоит заметить, что если даже пойковчане «захоронят» пластиковые бутылки либо целлофановые упаковки в недра земли, то разложение этих материалов будет проходить в течение многих лет. Это, в свою очередь, наносит вред почве. Уникальность северной природы в том, что более шести месяцев в году лежит снег, а значит, процессы разложения отходов затормаживаются на зимний период, и природе требуется существенно больше времени, чтобы сгладить следы человеческой деятельности. Таким образом, проблема переработки бытового мусора остро стоит перед жителями посёлка Пойковский. А, учитывая суровость и «ранимость» природных ресурсов нашего края, последствия антропогенного воздействия сохранятся в течение сотен лет. В результате «страдает» не только почвенный покров, но животный, и растительный мир.

Актуальность проекта:

     В январе мы провели анкетирование среди обучающихся Пойковской школы № 4. Один из основных вопросов: как Вы считаете, на территории посёлка Пойковский и близлежащей территории много мусора? Из 145 опрошенных ребят положительно ответили 112 человек. Следующий вопрос: хотели бы Вы видеть свой посёлок и места отдыха чистыми и «здоровыми»? 145 учеников ответили положительно, а это - 100%. На вопрос: как Вы можете защитить природные ресурсы района от загрязнения? 118 человек ответили, что необходимо вовлечь школьников в деятельность волонтёров-экологов. 

     Именно поэтому у нас появилась идея вовлечения обучающихся 8, 10 классов нашей школы в движение волонтёров-экологов «ЭкоПойковский». Волонтёры-экологи будут работать по двум основным направлениям: агитационное (информационное) и практическое. В течение осенне-весеннего и зимнего периода ребята будут проводить агитационную работу среди жителей посёлка и гостей. Зачастую пойковчане в летнее время выезжают на природу для того, чтобы отдохнуть. Безусловно, это хорошая идея. Но люди, как правило, оставляют после себя мусорные отходы. Лидеры движения волонтёров-экологов будут проводить выступления агитационных бригад, рассказывать людям о том, какой вред пластик и целлофан наносит окружающей среде, каким образом можно бороться с мусором. Также ребята будут вручать наглядные информационные буклеты пойковчанам с описанием того, к каким последствиям может привести мусорная свалка на территории посёлка и близлежащей территории. Школьники также будут развешивать плакаты с лозунгами: «Возродим первозданную красоту природы!», «Долой мусор!», «Объединим силы и справимся с врагом!». 

     Помимо этого, в летний период времени группа волонтёров-экологов в составе семи человек вместе со взрослым проводником и сопровождающим будет выезжать на места отдыха жителей. Задача школьников: очистить прибрежные территории от бытового мусора. Ребята в течение запланированного времени будут собирать мусор в мешки, после чего благополучно загружать его на грузовую машину и, по приезде в Пойковский, выбрасывать в мусорные баки, чтобы отходы отвезли на полигон. Этот мусор будет подлежать дальнейшей утилизации. 

     Обучающиеся будут создавать видеоролики, популяризирующие значимость проводимых мероприятий. Ребята будут проводить видеосъёмки в моменты совершения выезда на озёра и реки, рассказывать о том, сколько мусора было собрано, показывать, как преобразились территории общего отдыха пойковчан после сбора отходов. А самое важное, лидеры движения волонтёров-экологов в своих видеосюжетах будут призывать школьников из других посёлков Нефтеюганского района организовать подобный экологический отряд и совершать выездные мероприятия в места отдыха жителей района с целью сбора мусора. И тогда не только посёлок Пойковский, но и Нефтеюганский район в целом преобразится.

     Итоговым мероприятием проекта станет организация музея контрастов «Жизнь в стиле ЭКО». Музей контрастов предполагает, что волонтёры-экологи будут фотографировать территорию до сбора мусора, затем после того, как очистят определённую территорию. После истечения месяца ребята вновь сфотографируют эту же территорию для того, чтобы посмотреть, как жители посёлка соблюдают чистоту. Схематично музей контрастов можно представить следующим образом: «до», «после», «после». На наш взгляд, наглядное представление результатов работы волонтёров-экологов поможет жителям посёлка бережно относиться к окружающей нас природе и её ресурсам.

     Считаем, что выезд группы на просторы природы должен осуществляться не менее шести раз за лето. Для ребят – это не легкомысленное времяпрепровождение в каникулярный период, а практическая польза. Планируем активно включать в состав экологического отряда детей из неблагополучных семей и детей «группы риска». Школьники не будут бесцельно бродить по улицам посёлка Пойковский и совершать правонарушения, ребята будут осознавать всю ответственность проводимых мероприятий. 

          Рассказав о своей идее родственникам, мы убедились в том, что проект будет востребован на территории посёлка Пойковский. Все желающие могут благополучно подключиться к деятельности волонтёров-экологов. А посёлок Пойковский и близлежащая территория сможет свободно «расправить крылья», не сгибаясь от тяжести мусорных отходов.

С экономической точки зрения это малозатратный проект. Оплата работы волонтёрам-экологам не требуется (такая работа может осуществляться в рамках практики по профориентации, а также в рамках волонтёрской деятельности), необходимы затраты на приобретение стендов, манишек, футболок с эмблемой отряда, хозяйственного инвентаря и глянцевой бумаги. Печатную продукцию дети совместно с педагогами и родителями могут изготавливать самостоятельно. 

Сроки реализации проекта:

01.07.2021 – 01.07.2022 учебный год, затем ежегодно

Тип проекта:

Социальный, долгосрочный, групповой

Территориальная граница:

Пгт. Пойковский и близлежащая территория

Целевая аудитория:

Обучающиеся 8, 10 классов Пойковской школы № 4 выступают в роли активных участников проекта, педагоги школы (проводники и сопровождающие)выступают в роли наставников, консультантов и помощников.

Схема управления проектом:

  1. Каждое из направлений проекта курируется педагогом, который составляет рабочую программу, диагностический инструментарий, практикум. По истечении обучения каждый куратор представляет руководителю проекта аналитическую справку о ходе реализации проекта.
  2. Функция общей координации реализации проекта осуществляет руководитель проекта, заместитель директора по воспитательной работе.
  3. Мероприятия по реализации проекта являются основой улучшения экологической культуры на территории посёлка Пойковский и близлежащей прибрежной территории.
  4. Информация о ходе реализации проекта ежегодно представляется на заседаниях Ученического совета школы.
  5. Курирование практики на прибрежные территории осуществляют педагоги-наставники и педагог-куратор выездной практики.

     Для реализации проекта в школе есть главное: положительная мотивация обучающихся и педагогов. 

Количественные показатели:

- Вовлечены в проект 500 жителей посёлка Пойковский;

- Вовлечены в деятельность волонтёров-экологов 66 обучающихся 8 и 10 классов;

- Организовано не менее 10 мероприятий в рамках проекта;

- Создано не менее 3 видеороликов;

- Размещено не менее 10 постов ВК.

Качественные показатели:

- Качественно организованные агитационные и практические мероприятия экологического отряда на территории посёлка Пойковский;

- Проведение профориентационной работы среди старшеклассников, которые после окончания школы планирует связать свою жизнь с экологической деятельностью;

- Вовлечение в деятельность экологического отряда детей из неблагополучных семей, состоящих на внутришкольном учёте;

- Приобретение опыта по организации и развитию экологического отряда;

- Приобщение обучающихся к экологической культуре, формирование бережного отношения к неповторимой красоте северной природы, её растительному и животному миру;

- Ликвидация на территории посёлка Пойковский и близлежащей прибрежной территории части бытового мусора; 

- Популяризация среди жителей Нефтеюганского района экологической культуры;

- Осведомлённость пойковчан о вреде бытовых отходов;

- Создание видеороликов «Возродим первозданную красоту природы» и распространение в образовательных организациях Нефтеюганского района;

- Создание музея контрастов «Жизнь в стиле ЭКО»;

- После апробации введение данного проекта в традиционную практику по профориентационной работе.

Практическая значимость проекта:

  • Буклеты, разработанные в ходе реализации проекта, можно использовать в качестве агитационного материала не только для пойковчан, а также во всех образовательных и дошкольных учреждениях Нефтеюганского района;
  • Созданные видеоролики можно транслировать на общешкольных мероприятиях, привлекая обучающихся начальной школы и старшего звена;
  • Выступления агитационной бригады могут быть использованы на фестивале экологической культуры в школе;
  • Материалы проекта могут быть использованы на уроках экологии при изучении тем: «Промышленные предприятия и утилизация отходов», «Экологическое право», могут быть использованы в качестве информационного материала при проведении внеаудиторных мероприятий по экологическому воспитанию.

Цели

  1. Вовлечение 66 школьников в движение волонтёров-экологов на базе МОБУ «СОШ № 4» пгт. Пойковский Нефтеюганского района через новые формы работы (музей контрастов, кейс-чемпионаты, экологические квизы, видеоконтенты).

Задачи

  1. Набор волонтёров-участников проекта посредством размещения поста в социальных сетях;
  2. Составление плана мероприятий с использованием метода «мозговой штурм»;
  3. Согласование плана мероприятий с администрацией школы, его утверждение;
  4. Информационное продвижение проекта посредством использования социальных сетей (в Контакте, Инстаграм, Фейсбук);
  5. Проведение агитационных мероприятий: экологических квизов, кейс-чемпионатов, создание информационных плакатов, видеороликов;
  6. Организация и проведение музея контрастов «Жизнь в стиле ЭКО»;
  7. Подготовка отчёта и анализ реализации проекта.

`