Музейка на IT-стойбище

Реализуется
Сроки реализации 20.04.2023 - 20.06.2024
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2023)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 200 000 руб.
Размер гранта
900 000 руб.
Cофинансирование
300 000 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Дети от 6 до 8 лет и их родители - жители IT-стойбищ
  2. Педагоги стойбищных садов

Описание проекта

Проект «Музейка на IT-стойбище» направлен на социальную поддержку детей, обучающихся в «Стойбищных школах – садах», действующих в местах традиционного природопользования малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и имеющих доступ к интернету в рамках региональной программы «IT-стойбище». Обучение ребёнка на начальном этапе без отрыва от семьи это важно, но наряду с этим появляется проблема нарушения его связи с миром, ограниченность контактов со сверстниками часто приводит к замкнутости ребёнка в большом коллективе, нежелании и боязни общения с другими детьми, когда они начинают учиться в школах-интернатах. Для успешной социализации детей, проживающих на стойбище, необходимо создание единой развивающей среды информационно-коммуникативными средствами.
Сегодня музеи активно включены в неформальное образование. Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа», являющийся партнёром проекта, имеет большой опыт проведения просветительских онлайн мероприятий, которые стали цифровыми образовательными ресурсами для школ округа. Разработанный совместный проект «Музейка на IT-стойбище» представляет собой обучающий курс с игровой практикой, включает в себя комплекс онлайн-занятий по родному языку для воспитанников стойбищных садов, позволяющий повысить уровень владения родным языком от бытового общения до уровня знания, способствующий расширению мира социальных ролей в обществе и приобщению к общекультурным ценностям. Онлайн-занятия будут проходить по 20 минут 1 раз в неделю на протяжении учебного года в единое время для всех детей 5 стойбищных садов. Вместе с преподавателем занятия будет проводить аниме персонаж «Музейка», что повысит интерактивность занятий и интерес детей к выполнению творческих заданий. Значимым компонентом онлайн-занятий станет подготовленный «Портфель дошкольника IT-стойбища». В «портфель дошкольника» будут включены 6 Рабочих тетрадей для активизации речевой деятельности детей на родном языке в игровой форме к 6 модулям программы. По завершению каждого модуля организуется культурное тематическое событие, которое будет проводить совместно с преподавателем поочередно каждая группа стойбищных садов. Общие мероприятия позволят повысить достижения каждого вовлеченного в проект ребёнка в соответствии с его возможностями и освоенные социальные навыки, также будут способствовать сетевому взаимодействию стойбищных садов. Вовлечение семьи каждого ребенка в процесс онлайн обучения будет не только повышать семейные ценности, но и позволит повысить профессиональные навыки взрослых во владении информационными технологиями, обеспечить работой и улучшить жизнь в будущем.

Обоснование социальной значимости

Проект «Музейка на IT-стойбище» направлен на разрешение двух проблем.
Одной из проблем является проблема нарушения связи с миром детей, проживающих в узком социальном круге. Ограниченность контактов со сверстниками часто приводит к замкнутости ребёнка в большом коллективе, нежелании и боязни общения с другими детьми, когда они начинают учиться в школах-интернатах, что часто приводит к последующей низкой успеваемости в обучении. Наличие данной проблемы отражено в ключевом документе об образовании детей, проживающих на стойбищах - «Концепция развития этнокультурной системы образования в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера ХМАО – Югры» https://iro86.ru/images/documents/Obr. Успешное разрешение данной проблемы возможно на раннем этапе развития ребенка при вовлечении в образовательный процесс стойбищной школы-сад различных общественных структур, в том числе и музеев, с элементами сетевого обучения
Второй наиболее значимой проблемой является проблема недостаточной обеспеченности цифровыми образовательными ресурсами, игровыми развивающими пособиями по родному языке для обучающихся в стойбищных школах-садах.
По открытым данным Департамента информационных технологий и цифрового развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры / https://depit.admhmao.ru/it-stoybishche/ действует 26 IT-стойбищ – участников регионального проекта «IT-стойбище». Доступ к интернету сегодня имеет более 2200 человек - представителей коренных малочисленных народов Севера, проживающих в труднодоступных территориях округа.
По открытым данным Департамента образования и молодёжной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры / https://depobr-molod.admhmao.ru/obrazovanie-v-yugre/korennye-malochislennye-narody-severa/stoybishchnaya-shkola-sad/5588725/alternativnye-formy-polucheniya-doshkolnogo-nachalnogo-obshchego-osnovnogo-obshchego-obrazovaniya-ka/ в округе реализуется проект «Стойбищная школа – сад» как альтернативная форма получения дошкольного и начального образования в местах традиционного проживания народов ханты и манси. Согласно нормативным документам «Стойбищная школа – сад» является важным условием сохранения и развития традиционного образа жизни и этнической культуры коренных малочисленных народов Севера.
Образовательный проект «Музейка на IT-стойбище» позволит частично разрешить противоречие между созданными техническими условиями реализации дистанционного обучения детей, проживающих на стойбищах, и недостаточной обеспеченностью «Стойбищной школы – сад» дистанционными образовательными программами и курсами. Сегодня на IT-стойбищах действуют только дошкольные группы, дети младшего школьного возраста по-прежнему обучаются в школах-интернатах. Учебные занятия по общеразвивающим программам в дошкольных группах на стойбище ведутся дистанционно преподавателями близлежащих опорных пунктов – детских садов. В образовательные программы не включено обучение родному языку и предметам по традиционной культуре (https://gorod-detstva.caduk.ru/DswMedia/uchebnyi11yplan.pdf / http://86polsch.edusite.ru/p252aa1.html / http://shkolarus.ru/page.php?level=1&id_level_1=22
Результаты собственных исследований: анализ программных материалов действующих «Стойбищных школ – садов» и проведенный опрос среди родителей воспитанников дошкольных групп на стойбищах (https://ok.ru/group/57010023170092 с. Полноват https://vk.com/club185752081 д. Русскинская) показывает востребованность обучения родному языку и приобщения к традиционной культуре и искусству.

Цели

  1. Создание условий для позитивной социализации детей, проживающих на IT-стойбищах посредством реализации сетевой программы обучающего курса с игровой практикой «Музейка на IT-стойбище»

Задачи

  1. Организовать деятельность Рабочей группы по разработке программы обучающего курса с игровой практикой "Музейка на IT-стойбище", 30 онлайн занятий, "Портфеля дошкольника IT-стойбища" и подготовке нормативно-правовой базы для проведения онлайн занятий в стойбищных детских садах
  2. Провести 2 установочных семинара для педагогов и кураторов стойбищных садов в Сургутском и Белоярском районах ХМАО – Югры
  3. Провести 30 занятий обучающего курса с игровой практикой на онлайн площадках 5 стойбищных садов Сургутского и Белоярского районов ХМАО – Югры
  4. Подвести итоги проекта и организовать презентацию проектных результатов для педагогического сообщества и СМИ