Мы разные - мы равные!

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.02.2022 - 30.07.2023
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2022)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
887 450 руб.
Размер гранта
486 725 руб.
Cофинансирование
400 725 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Дети-мигранты из стран Ближнего Зарубежья в возрасте от 5 до 10 лет
  2. Родители детей-мигрантов

Описание проекта

На территории городского поселения Пойковский с момента его основания проживают народы разных национальностей: выходцы из Таджикистана, Армении, Киргизии, Азербайджана, Дагестана, Узбекистана. В настоящее время увеличилось число мигрантов из стран Ближнего Зарубежья. В дошкольных и образовательных учреждениях возрастает количество детей, которые живут в семьях с традиционным укладом жизни, культурными особенностями, обычаями. Эти ребята едва ли могут услышать в стенах своего дома русскую речь, поэтому, как правило, такие дети не владеют русским языком либо знают его частично. Согласно проведённым социологическим исследованиям, такая тенденция в дальнейшем будет только возрастать. Очень важно оказать помощь детям в освоении русского языка. Чем раньше мы начнём работу в этом направлении, тем выше будет эффективность включения ребёнка-мигранта в социум. Каждый родитель желает, чтобы ребёнок в процессе изучения и овладения русским языком, а также приобщения к русской культуре, помнил о родном языке, не забывал свою культуру, обычаи и традиции. Социальный проект «Мы разные – мы равные» учитывает интересы и потребности детей–мигрантов и членов их семей, направлен на создание на базе Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Реченька» образовательного центра для оказания методической, консультационной, педагогической помощи детям-билингвам дошкольного и школьного возраста от 5 до 10 лет в освоении русского языка и приобщении к русской культуре, предусматривается общение родителей и детей на родном и русском языках, занятия разными видами творчества. Реализация социального проекта «Мы разные – мы равные» поможет выбрать правильное направление в работе с детьми-мигрантами, будут учтены особенности, потребности и интересы ребят, а также специфика их национальных и культурных ценностей. В процессе реализации данного проекта появится возможность для проведения на базе Автономной некоммерческой организации дополнительного образования «Реченька» семинаров, научно-практических конференций, практикумов, экскурсий, мастер-классов по работе с двуязычными детьми и их семьями. Социальный проект предполагает дифференцированный и комплексный подход к социально-педагогической деятельности с детьми дошкольного и школьного возраста, прибывшими из стран Ближнего Зарубежья, что будет способствовать языковой и социально-культурной адаптации детей, которые воспитываются в условиях двуязычия в семьях мигрантов. Речевое погружение детей–мигрантов в русскоязычную среду посредством социально-ориентированных и речевых ситуаций, социализация ребенка–мигранта через приобщение к русской культуре.

Обоснование социальной значимости

Одна из основных причин двуязычия - миграция населения. Она связана с социальными, экономическими, духовными, политическими обстоятельствами. Люди вынуждены переезжать в другую страну для проживания, а вместе с этим осваивать другой язык. В последнее время значительно увеличилось количество детей-мигрантов, что подтверждается статистическими данными. В учреждениях дополнительного и дошкольного образования, а также образовательных учреждениях городского поселения Пойковский двуязычное воспитание является актуальным. На территории городского поселения в настоящее время становится всё больше ребят, для которых русский язык не является родным. Есть ещё и такие ребята, которые с раннего детства говорят на двух языках: родном и русском. В речи таких детей, как правило, наблюдаются устойчивые специфические речевые ошибки, что препятствует социальной адаптации ребёнка. Ребенок дошкольного и школьного возраста, для которого русский язык не является родным, овладевает им только на практической основе. Но даже если ребёнок будет постоянно находиться в русскоязычной среде, ему необходимы регулярные занятия русским языком. Исходя из этой проблемы, появилась идея создания социального проекта «Мы разные – мы равные», который предполагает осуществление интерактивного подхода к обучению детей–мигрантов в результате освоения ими русского языка как второго родного, приобщение их к русской культуре, при этом ребёнок не забывает свой родной язык и национальные культурные особенности. Очень важно, чтобы дети дошкольного и младшего школьного возраста освоили русский язык как можно раньше, тогда ребята не будут испытывать трудностей, обучаясь в школе. Этап социализации пройдёт успешно. Ведь именно в возрасте 5-10 лет ребёнок хорошо улавливает информацию, быстро её запоминает и уверенно воспроизводит. Детям старшего возраста намного сложнее изучать язык другого народа. Автономную некоммерческую организацию дополнительного образования «Реченька» посещает 140 ребят в возрасте от 5 до 10 лет, 60 ребят из семей мигрантов. Дети частично владеют русским языком, им трудно выразить свою точку зрения, о чём-то сообщить, что-то рассказать. Зачастую эти ребята не всегда могут быть услышаны окружающими. Им ставят неудовлетворительные отметки в школе, так как у педагогов катастрофически не хватает времени на индивидуальные занятия, которые должны носить системный характер. Родители детей-мигрантов обеспокоены сложившейся ситуацией. Они вышли с предложением к директору развивающего центра «Реченька» создать образовательный центр на базе этого учреждения, который будет оказывать методическую, педагогическую, консультационную помощь детям-мигрантам и их родителям. Специалисты АНО ДО «Реченька» провели социальный опрос среди специалистов дошкольных учреждений и педагогов образовательных организаций с целью выяснить, насколько актуальна проблема овладения русским языком детей из семей мигрантов? Нужен ли на базе Автономной некоммерческой организации «Реченька» образовательный центр для детей-мигрантов и их родителей? Было опрошено 123 респондента. На первый вопрос утвердительно ответили 118 человек, что составило 96%. На второй вопрос утвердительно ответили 106 человек, что составило 86%. В реализации социального проекта «Мы разные – мы равные» заинтересованы родители-мигранты, воспитатели, педагоги, а также дети из семей мигрантов. На территории городского поселения Пойковский данный проект будет реализовываться впервые.

Цели

  1. Создание и организация работы образовательного, методического и досугового центра на базе АНО ДО «Реченька» для оказания методической, консультационной помощи специалистов родителям и детям-мигрантам в освоении русского языка и приобщении к русской культуре.

Задачи

  1. 1. Подготовка программного обеспечения для оказания образовательных услуг, методической и консультационной помощи детям и родителям-мигрантам
  2. 2. Развитие навыков разговорной речи и творческих способностей детей-мигрантов через разные виды деятельности, расширение знаний детей и родителей о культуре русского народа
  3. 3. Проведение экзаменационного испытания по русскому языку для детей-мигрантов (образовательный диктант)