На одном языке – социальная и культурная адаптация детей-мигрантов через (художественную) патриотическую литературу

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.02.2024 - 20.07.2024
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2024)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
3 617 769 руб.
Размер гранта
2 664 509 руб.
Cофинансирование
953 260 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Дети-мигранты школьного возраста, проживающие на территории Ханты-Мансийска с нулевым и начальным уровнем владения русским языком

Описание проекта

Проект «На одном языке» призван создать условия для успешной социальной адаптации и формирования в среде детей мигрантов позитивных установок на уважение и понимание культурно-исторических ценностей России, посредством проведения различных обучающих, игровых и развлекательных мероприятий и через знакомство с отечественной патриотической художественной литературой. Проект включает в себя серию занятий образовательного, творческого и игрового характера. Итоговым мероприятием станет фестиваль художественного чтения с привлечением родителей детей и социальных партнеров.
На первом этапе реализации проекта специалисты образовательного центра "Перезагрузка" (г. Ханты-Мансийск) проведут диагностическое исследованием и определят уровень знания и понимания русского языка. Данные диагностики позволят педагогам применить индивидуальный подход к каждому ребенку.
В рамках реализации проекта, каждый ребенок проведет исследовательскую работу по изучению стихотворений патриотической направленности. Выпишет незнакомые слова, найдет их перевод, подберет к ним синонимы. Такая работа поможет детям пополнить и расширить словарный запас, будет способствовать формированию связанной речи. Следующим этапом станут творческие мастер-классы, на которых специалисты обучат ребят теоретическим и практическим приемам художественного чтения. Научат красиво и эмоционально декламировать отрывки из выбранных для Фестиваля литературных произведений и навыкам публичных выступлений. Занятия будут проходить в игровой форме, с применением дидактических, сюжетно-ролевых и музыкальных игр с применением театральных атрибутов и кукол.
К процессу подготовки к Фестивалю будут привлечены родители, которые помогут подготовить сценические атрибуты, элементы костюмов, презентационные материалы для обыгрывания стихотворения и более глубокого знакомства с культурно-историческими традициями России.
На заключительном этапе проекта, пройдет Фестиваль художественного чтения, где ребята прочтут стихотворения и продемонстрируют работу, которую они проделали.
Компетентным жюри будут определены победители и участники. В программу фестиваля будут включены мастер-классы по скорочтению и выразительности речи для всех желающих. Детьми и родителями будет оформлена выставка детских творческих работ посвящённых культуре, литературе и истории нашей страны. В финальной части фестиваля, организаторы продемонстрируют видеоролик, видео-нарезка процессов обучения детей и наглядной демонстрацией качественных изменений в освоении русского языка детьми.
В период реализации всего проекта, по запросу родителей будут организованы индивидуальные занятия с психологом, для успешной психологической и социальной адаптации в русскоязычной среде детей-мигрантов.
Проект даст детям-мигрантам больше возможностей для самореализации и успешной социализации, а изучение патриотической литературы позволит лучше понять, оценить и интегрироваться в русскую культуру и традиции.

Обоснование социальной значимости

Одной из самых острых проблем современного постиндустриального общества является миграции. Миграция — не просто перемещения людей с одного места жительства на другое, а сложное социально-психологическое, этнографическое, экономическое, правовое и политическое явление. Самыми незащищёнными в этой ситуации оказываются дети, которым по какой-либо причине пришлось жить в новых для них условиях.
Ханты-Мансийский автономный округ всегда отличался многообразием представителей различных национальностей (по данным переписи 2020г. на территории ХМАО-Югры проживают представители 124 национальностей) Масштабы миграции иностранных граждан в ХМАО-Югру в течение последних десятилетий стабильно возрастает. Увеличение количества мигрантов приводит к естественному формированию изолированных национальных групп, которые отличаются культурным поведением и говорящих на других языках. Нарастание изолированности таких национальных групп, может привести к обострению межнациональных отношений. Чтобы снизить напряженность ситуации, необходимо организовать изучение мигрантами русского языка, правил поведения в России, основных законов, истории и культурных традиций. По данным УВМ УМВД России по ХМАО -Югре, в марте 2023 года приобрели гражданство РФ 4052 человека, что на 27,2% больше, чем в прошлом году. Также по месту пребывания в городе Ханты-Мансийске было поставлено 8736 иностранных граждан, из них 4251 учтены первично. Учитывая, что удельный вес данной категории трудовых мигрантов в общей численности горожан составляет достаточно высокий уровень - почти 7%, этот фактор не может не отразиться на социальном настроении жителей Ханты-Мансийска. Кроме того, общероссийская статистика показывает, что около 140 т. детей–мигрантов приходя в школу, плохо владеют русским языком и мало знакомы с российскими традициями. Как минимум, столько же детей переселенцев не посещают школу из-за незнания языка. Данная проблема существует и в школах г. Ханты–Мансийска.
По результатам социологического исследования в 2022 году определены следующие выводы. Увеличилась доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений в Югре, составляет 85% (2021 год – 82%), а также доля граждан, положительно оценивающих состояние межконфессиональных отношений – 92% (2021 год – 91%). Беспокойство и раздраженность в отношении иностранных граждан отметили 17% процентов респондентов. В сравнении с предыдущим годом показатель снизился на 6 процентов.
Данный проект призван приспособить детей-мигрантов к условиям социально-культурной среды Ханты-Мансийска. Применяемые методы позволят не только изучить русский язык, а также узнать русскую литературу, лучше интегрироваться в общество, улучшить свои коммуникативные навыки и понимание русской культуры. Что в свою очередь, способствует формированию толерантного и многонационального общества, где каждый чувствует себя равноправным членом. Приобретенный опыт даст им больше возможностей для самореализации и успешной социализации.

Цели

  1. Создать условия для успешной социальной адаптации и формирования в среде детей мигрантов позитивных установок на уважение и понимание культурно-исторических ценностей России, посредством знакомства и изучения художественной патриотической литературы.

Задачи

  1. Провести комплекс культурно-образовательных мероприятий направленных на устранение языковых барьеров и знакомство мигрантов с культурой и историей России, ХМАО - Югры, города Ханты-Мансийска
  2. Организовать и реализовать образовательные игровые и творческие мероприятия с детьми
  3. Организовать и провести Фестиваль художественного чтения
  4. Подвести итоги реализации мероприятий проекта