Научно-образовательный проект по развитию навыков и профориентации в сфере информационных технологий посредством виртуальной реальности "Шаг в цифрово...

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.05.2024 - 31.07.2025
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2024)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
8 758 830 руб.
Размер гранта
4 968 830 руб.
Cофинансирование
3 790 000 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Школьники 10-17 лет
  2. Подростки и молодежь 17-26 лет
  3. Студенты
  4. Воспитатели, педагоги, преподаватели
  5. Семьи с детьми
  6. Дети-сироты, инвалиды, люди с ОВЗ
  7. Взрослая аудитория, включая пенсионеров

Описание проекта

Проект направлен на внедрение в образовательный процесс молодежи инновационных технологий виртуальной и дополненной реальности. Актуальность проекта обусловлена востребованностью новых подходов к обучению подрастающего поколения, а также необходимостью ранней профориентации школьников в области перспективных специальностей в сфере информационных технологий.
На базе Югорского государственного университета планируется создание Центра виртуальных технологий, оснащенного современным оборудованием виртуальной и дополненной реальности. В Центре будут проводиться образовательные программы для школьников и студентов с использованием VR/AR технологий.
Применение технологий виртуальной реальности открывает новые возможности для развития soft-skills у молодежи, таких как коммуникабельность, креативное мышление, работа в команде. Участие в VR-квестах, тренингах, научных дискуссиях, деловых играх позволит школьникам приобрести важный опыт для личностного развития и будущей карьеры.
В ходе обучения в Центре школьники также смогут получить базовые навыки программирования, 3D-моделирования, работы с VR-технологиями. Лучшие проекты будут представлены на региональных выставках.
Виртуальные экскурсии на ведущие предприятия Югры дадут учащимся уникальную возможность познакомиться с производственными и технологическими процессами в IT-отрасли, машиностроении, нефтегазовой сфере.
Для школьников и студентов будет реализована обширная программа образовательных активностей с использованием технологий VR/AR, включающая:
-Развитие soft-skills: коммуникации, креативного мышления, работы в команде, лидерских качеств, ораторского мастерства, и пр.
-Участие в VR-квестах, деловых играх, тренингах в виртуальной реальности.
-Знакомство с профессиями в IT-сфере через погружение в среду IT-компаний, участие в работе программиста, дизайнера, разработчика ботов и приложений.
-Профориентационные экскурсии на предприятия и организации региона в режиме виртуальной реальности.
-Виртуальные симуляторы инженерной деятельности и управления высокотехнологичным оборудованием.
-Обучение основам программирования, 3D-моделирования, разработки мобильных и VR-приложений.
-Проведение онлайн конкурса цифровых проектов среди школьников и студентов, выставка лучших работ.
-Онлайн-формат обучения и коммуникации для расширения охвата участников.
-Тренинги по профориентации и построению карьерной траектории в IT-сфере.
Проект позволит не только развить востребованные soft-skills и hard-skills у школьников, но и качественно повысить уровень их профориентации в сфере информационных технологий посредством современных интерактивных инструментов. Важным результатом станет формирование устойчивого интереса к high-tech профессиям у подрастающего поколения, что позволит расширить образовательные возможности сфере цифровых IT-технологий, обеспечит приток мотивированных абитуриентов на IT-специальности. А в дальнейшем сформирует кадровый потенциал для развития цифровой экономики в Российской Федерации.

Обоснование социальной значимости

Проект, в первую очередь, нацелен на школьников и студентов, по данным Департамента образования ХМАО, в 2023 численность которых в Югре составила 75 000 человек. Дополнительная целевая аудитория проекта - инвалиды и лица с ОВЗ, испытывающие проблемы цифрового неравенства и ограниченного доступа к современному образованию. Численность этой категории в регионе составляет более 10 000 человек. Также проект ориентирован на любых желающих повысить цифровую грамотность, включая лиц более старшего возраста, которые смогут принимать участие в мероприятиях проекта в очном и дистанционном формате. Для данной категории актуальна проблема развития компетенций и навыков по работе с современными технологиями, востребованными на рынке труда.
Основная проблема заключается в недостаточном уровне цифровых компетенций и навыков использования современных технологий, необходимых для развития личностного, творческого, интеллектуального потенциала, построения карьеры. Также сказывается наличие инфраструктурных, методических и социальных барьеров в получении современного образования детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ. Причинами проблемы являются: отсутствие или устаревшее IT-оснащение, слабая материально-техническая база, неадаптированная образовательная среда, инфраструктурные барьеры, недостаточная цифровая грамотность педагогов, недостаток возможностей для развития цифровых навыков в рамках школьной программы.
Согласно исследованию НИУ ВШЭ, только 23% российских школьников обладают необходимыми цифровыми навыками. По итогам 2022 года, средний балл ЕГЭ по информатике в Югре составил 54,5, что ниже среднего балла по России (60,2). Губернатор Югры Наталья Комарова не раз отмечала необходимость "формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у жителей Югры". По результатам опроса 300 школьников Югры, проведенного в рамках разработки проекта, лишь 35% респондентов считают уровень своих цифровых навыков достаточным. Остальные отмечают потребность в развитии компетенций в области программирования, VR/AR технологий, 3D-моделирования.
По результатам опросов родителей детей с ОВЗ, проведенных региональными НКО, лишь 23% респондентов удовлетворены качеством образования своих детей, отмечая недостаток внимания к развитию их способностей. Согласно данным Росстата, менее 40% школ в регионе приспособлены для обучения лиц с ОВЗ, что существенно ограничивает их образовательные возможности.
Реализация проекта отвечает ключевым направлениям госполитики в сфере образования, цифровизации, социальной поддержки инвалидов, закрепленным в национальных проектах, федеральных и региональных госпрограммах, указах Президента РФ, а именно:
• Национальный проект "Образование": внедрение цифровой образовательной среды, обновление содержания и методов обучения предметной области "Технология".
• Федеральный проект "Кадры для цифровой экономики": ориентация образовательных программ на формирование цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий.
• Указ Президента РФ о проведении в России Десятилетия детства: формирование цифровых навыков у детей и качественного образования для детей с инвалидностью.
• Госпрограмма Югры "Развитие образования": модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с задачами инновационного развития экономики региона.
• Приоритетный проект Югры "Человеческий капитал": развитие цифровых навыков и компетенций у школьников и студентов региона.
• Федеральный закон "О социальной защите инвалидов", гарантирующий права лиц с ОВЗ на доступное образование.
• Госпрограмма области "Доступная среда", содержащая меры по развитию инклюзивного образования.
• Федеральный проект "Успех каждого ребенка", в рамках нацпроекта "Образование", нацеленный на создание возможностей для развития талантов детей с ОВЗ.
Хочется отметить, что многие педагоги испытывают профессиональные затруднения в освоении и применении цифровых новаций в образовательном процессе. Внедрение VR/AR технологий в образовательный процесс позволит:
• повысить цифровые компетенции педагогов и учеников и расширить образовательные возможности;
• снизить риски цифрового и образовательного неравенства среди молодежи;
• расширить использование технологий VR/AR в учебном процессе школ и вузов;
• увеличить число образовательных программ с применением цифровых технологий;
• создать условия для успешной социализации и развития способностей лиц с ОВЗ.
Внедрение инновационных технологий виртуальной и дополненной реальности в систему образования позволит качественно расширить образовательные возможности. Это будет способствовать решению проблемы недостаточного уровня владения цифровыми навыками, что особенно важно в условиях развития цифровой экономики. Кроме того, использование VR/AR в обучении людей с инвалидностью открывает новые перспективы для их социализации и успешной самореализации. Проект соответствует государственным приоритетам в сфере цифровой трансформации образования и имеет существенное социальное значение.

Цели

  1. Повышение уровня цифровых компетенций и навыков использования технологий VR/AR у школьников Югры для успешной самореализации в условиях цифровой экономики.
  2. Создание условий для качественного образования и социализации детей с инвалидностью посредством внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности.
  3. Формирование передовой цифровой образовательной среды в системе школьного образования Югры на базе Центра виртуальных технологий для расширения цифровых возможностей учащихся региона.

Задачи

  1. Создание Центра виртуальных технологий на базе Югорского государственного университета с оснащением современным оборудованием.
  2. Создание онлайн-платформы открытых образовательных ресурсов по VR/AR.
  3. Разработка образовательных программ по освоению технологий VR/AR. Создание виртуальных лабораторий и тренажеров для изучения естественных наук.
  4. Разработка методических рекомендаций для педагогов для повышения квалификации в образовательной деятельности по внедрению технологий VR/AR в учебный процесс.
  5. Реализация онлайн курсов, конференций и выставок в сфере цифровых проектов, программирования и виртуальной реальности.
  6. Проведение обучающих курсов по разработке VR/AR приложений для школьников и студентов.
  7. Реализация дополнительных общеразвивающих программ по цифровым технологиям для детей с ОВЗ.
  8. Организация дистанционных конкурсов и хакатонов для возможности участия любого желающего в пределах Российской Федерации.
  9. Привлечение IT-компаний и разработчиков Югры для проведения вебинаров и видео-лекций по внедрению технологий виртуальной реальности в образовательный процесс.
  10. Профориентация школьников в сфере IT-технологий посредством погружения в виртуальную среду компаний.

Похожие проекты

По стопам Ермака

Заявлен на грант
Пропаганда здорового образа жизни, физической культуры и спорта
Радужный
609 879 руб.
Грант губернатора СО НКО (Второй конкурс 2022)
АНО ЧИСТАЯ КУЛЬТУРА

Марафон интеллектуальных игр Конфликт полушарий

Заявлен на грант
Поддержка молодежных проектов, реализация которых охватывает виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
Советский район
280 159 руб.
Грант губернатора СО НКО (Первый конкурс 2022)
Логотип
АНО КПЦ БЛИКИ
Всего сотрудников 1
Наталья К.
Анна Ч.
Светлана Ч.
+7

Полетная академия: Дети и дроны

Заявлен на грант
Наука, образование и просвещение
Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский район
249 856 руб.
АНО РЦДВ ИНТЕЛЛЕКТОРИЯ
Владимир К.

«Первая помощь» в учебно-полевых сборах

Реализуется
Охрана здоровья
Лангепас
150 000 руб.
Муниципальный грант / Субсидия (Лангепас)
Логотип
АНО ЦЕНТР ИМПУЛЬС
Всего сотрудников 1
Эдуард К.
Оксана К.
Руслан В.
+3
`