Научно-образовательный проект по развитию навыков и профориентации в сфере информационных технологий посредством виртуальной реальности "Шаг в цифрово...
Проект не получил поддержку
Сроки реализации
01.05.2024 - 31.07.2025
Источник финансирования
Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2024)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
8 758 830 руб.
Размер гранта
4 968 830 руб.
Cофинансирование
3 790 000 руб.
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Школьники 10-17 лет
- Подростки и молодежь 17-26 лет
- Студенты
- Воспитатели, педагоги, преподаватели
- Семьи с детьми
- Дети-сироты, инвалиды, люди с ОВЗ
- Взрослая аудитория, включая пенсионеров
Описание проекта
Проект направлен на внедрение в образовательный процесс молодежи инновационных технологий виртуальной и дополненной реальности. Актуальность проекта обусловлена востребованностью новых подходов к обучению подрастающего поколения, а также необходимостью ранней профориентации школьников в области перспективных специальностей в сфере информационных технологий.
На базе Югорского государственного университета планируется создание Центра виртуальных технологий, оснащенного современным оборудованием виртуальной и дополненной реальности. В Центре будут проводиться образовательные программы для школьников и студентов с использованием VR/AR технологий.
Применение технологий виртуальной реальности открывает новые возможности для развития soft-skills у молодежи, таких как коммуникабельность, креативное мышление, работа в команде. Участие в VR-квестах, тренингах, научных дискуссиях, деловых играх позволит школьникам приобрести важный опыт для личностного развития и будущей карьеры.
В ходе обучения в Центре школьники также смогут получить базовые навыки программирования, 3D-моделирования, работы с VR-технологиями. Лучшие проекты будут представлены на региональных выставках.
Виртуальные экскурсии на ведущие предприятия Югры дадут учащимся уникальную возможность познакомиться с производственными и технологическими процессами в IT-отрасли, машиностроении, нефтегазовой сфере.
Для школьников и студентов будет реализована обширная программа образовательных активностей с использованием технологий VR/AR, включающая:
-Развитие soft-skills: коммуникации, креативного мышления, работы в команде, лидерских качеств, ораторского мастерства, и пр.
-Участие в VR-квестах, деловых играх, тренингах в виртуальной реальности.
-Знакомство с профессиями в IT-сфере через погружение в среду IT-компаний, участие в работе программиста, дизайнера, разработчика ботов и приложений.
-Профориентационные экскурсии на предприятия и организации региона в режиме виртуальной реальности.
-Виртуальные симуляторы инженерной деятельности и управления высокотехнологичным оборудованием.
-Обучение основам программирования, 3D-моделирования, разработки мобильных и VR-приложений.
-Проведение онлайн конкурса цифровых проектов среди школьников и студентов, выставка лучших работ.
-Онлайн-формат обучения и коммуникации для расширения охвата участников.
-Тренинги по профориентации и построению карьерной траектории в IT-сфере.
Проект позволит не только развить востребованные soft-skills и hard-skills у школьников, но и качественно повысить уровень их профориентации в сфере информационных технологий посредством современных интерактивных инструментов. Важным результатом станет формирование устойчивого интереса к high-tech профессиям у подрастающего поколения, что позволит расширить образовательные возможности сфере цифровых IT-технологий, обеспечит приток мотивированных абитуриентов на IT-специальности. А в дальнейшем сформирует кадровый потенциал для развития цифровой экономики в Российской Федерации.
На базе Югорского государственного университета планируется создание Центра виртуальных технологий, оснащенного современным оборудованием виртуальной и дополненной реальности. В Центре будут проводиться образовательные программы для школьников и студентов с использованием VR/AR технологий.
Применение технологий виртуальной реальности открывает новые возможности для развития soft-skills у молодежи, таких как коммуникабельность, креативное мышление, работа в команде. Участие в VR-квестах, тренингах, научных дискуссиях, деловых играх позволит школьникам приобрести важный опыт для личностного развития и будущей карьеры.
В ходе обучения в Центре школьники также смогут получить базовые навыки программирования, 3D-моделирования, работы с VR-технологиями. Лучшие проекты будут представлены на региональных выставках.
Виртуальные экскурсии на ведущие предприятия Югры дадут учащимся уникальную возможность познакомиться с производственными и технологическими процессами в IT-отрасли, машиностроении, нефтегазовой сфере.
Для школьников и студентов будет реализована обширная программа образовательных активностей с использованием технологий VR/AR, включающая:
-Развитие soft-skills: коммуникации, креативного мышления, работы в команде, лидерских качеств, ораторского мастерства, и пр.
-Участие в VR-квестах, деловых играх, тренингах в виртуальной реальности.
-Знакомство с профессиями в IT-сфере через погружение в среду IT-компаний, участие в работе программиста, дизайнера, разработчика ботов и приложений.
-Профориентационные экскурсии на предприятия и организации региона в режиме виртуальной реальности.
-Виртуальные симуляторы инженерной деятельности и управления высокотехнологичным оборудованием.
-Обучение основам программирования, 3D-моделирования, разработки мобильных и VR-приложений.
-Проведение онлайн конкурса цифровых проектов среди школьников и студентов, выставка лучших работ.
-Онлайн-формат обучения и коммуникации для расширения охвата участников.
-Тренинги по профориентации и построению карьерной траектории в IT-сфере.
Проект позволит не только развить востребованные soft-skills и hard-skills у школьников, но и качественно повысить уровень их профориентации в сфере информационных технологий посредством современных интерактивных инструментов. Важным результатом станет формирование устойчивого интереса к high-tech профессиям у подрастающего поколения, что позволит расширить образовательные возможности сфере цифровых IT-технологий, обеспечит приток мотивированных абитуриентов на IT-специальности. А в дальнейшем сформирует кадровый потенциал для развития цифровой экономики в Российской Федерации.
Обоснование социальной значимости
Проект, в первую очередь, нацелен на школьников и студентов, по данным Департамента образования ХМАО, в 2023 численность которых в Югре составила 75 000 человек. Дополнительная целевая аудитория проекта - инвалиды и лица с ОВЗ, испытывающие проблемы цифрового неравенства и ограниченного доступа к современному образованию. Численность этой категории в регионе составляет более 10 000 человек. Также проект ориентирован на любых желающих повысить цифровую грамотность, включая лиц более старшего возраста, которые смогут принимать участие в мероприятиях проекта в очном и дистанционном формате. Для данной категории актуальна проблема развития компетенций и навыков по работе с современными технологиями, востребованными на рынке труда.
Основная проблема заключается в недостаточном уровне цифровых компетенций и навыков использования современных технологий, необходимых для развития личностного, творческого, интеллектуального потенциала, построения карьеры. Также сказывается наличие инфраструктурных, методических и социальных барьеров в получении современного образования детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ. Причинами проблемы являются: отсутствие или устаревшее IT-оснащение, слабая материально-техническая база, неадаптированная образовательная среда, инфраструктурные барьеры, недостаточная цифровая грамотность педагогов, недостаток возможностей для развития цифровых навыков в рамках школьной программы.
Согласно исследованию НИУ ВШЭ, только 23% российских школьников обладают необходимыми цифровыми навыками. По итогам 2022 года, средний балл ЕГЭ по информатике в Югре составил 54,5, что ниже среднего балла по России (60,2). Губернатор Югры Наталья Комарова не раз отмечала необходимость "формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у жителей Югры". По результатам опроса 300 школьников Югры, проведенного в рамках разработки проекта, лишь 35% респондентов считают уровень своих цифровых навыков достаточным. Остальные отмечают потребность в развитии компетенций в области программирования, VR/AR технологий, 3D-моделирования.
По результатам опросов родителей детей с ОВЗ, проведенных региональными НКО, лишь 23% респондентов удовлетворены качеством образования своих детей, отмечая недостаток внимания к развитию их способностей. Согласно данным Росстата, менее 40% школ в регионе приспособлены для обучения лиц с ОВЗ, что существенно ограничивает их образовательные возможности.
Реализация проекта отвечает ключевым направлениям госполитики в сфере образования, цифровизации, социальной поддержки инвалидов, закрепленным в национальных проектах, федеральных и региональных госпрограммах, указах Президента РФ, а именно:
• Национальный проект "Образование": внедрение цифровой образовательной среды, обновление содержания и методов обучения предметной области "Технология".
• Федеральный проект "Кадры для цифровой экономики": ориентация образовательных программ на формирование цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий.
• Указ Президента РФ о проведении в России Десятилетия детства: формирование цифровых навыков у детей и качественного образования для детей с инвалидностью.
• Госпрограмма Югры "Развитие образования": модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с задачами инновационного развития экономики региона.
• Приоритетный проект Югры "Человеческий капитал": развитие цифровых навыков и компетенций у школьников и студентов региона.
• Федеральный закон "О социальной защите инвалидов", гарантирующий права лиц с ОВЗ на доступное образование.
• Госпрограмма области "Доступная среда", содержащая меры по развитию инклюзивного образования.
• Федеральный проект "Успех каждого ребенка", в рамках нацпроекта "Образование", нацеленный на создание возможностей для развития талантов детей с ОВЗ.
Хочется отметить, что многие педагоги испытывают профессиональные затруднения в освоении и применении цифровых новаций в образовательном процессе. Внедрение VR/AR технологий в образовательный процесс позволит:
• повысить цифровые компетенции педагогов и учеников и расширить образовательные возможности;
• снизить риски цифрового и образовательного неравенства среди молодежи;
• расширить использование технологий VR/AR в учебном процессе школ и вузов;
• увеличить число образовательных программ с применением цифровых технологий;
• создать условия для успешной социализации и развития способностей лиц с ОВЗ.
Внедрение инновационных технологий виртуальной и дополненной реальности в систему образования позволит качественно расширить образовательные возможности. Это будет способствовать решению проблемы недостаточного уровня владения цифровыми навыками, что особенно важно в условиях развития цифровой экономики. Кроме того, использование VR/AR в обучении людей с инвалидностью открывает новые перспективы для их социализации и успешной самореализации. Проект соответствует государственным приоритетам в сфере цифровой трансформации образования и имеет существенное социальное значение.
Основная проблема заключается в недостаточном уровне цифровых компетенций и навыков использования современных технологий, необходимых для развития личностного, творческого, интеллектуального потенциала, построения карьеры. Также сказывается наличие инфраструктурных, методических и социальных барьеров в получении современного образования детьми-инвалидами и лицами с ОВЗ. Причинами проблемы являются: отсутствие или устаревшее IT-оснащение, слабая материально-техническая база, неадаптированная образовательная среда, инфраструктурные барьеры, недостаточная цифровая грамотность педагогов, недостаток возможностей для развития цифровых навыков в рамках школьной программы.
Согласно исследованию НИУ ВШЭ, только 23% российских школьников обладают необходимыми цифровыми навыками. По итогам 2022 года, средний балл ЕГЭ по информатике в Югре составил 54,5, что ниже среднего балла по России (60,2). Губернатор Югры Наталья Комарова не раз отмечала необходимость "формирования цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий у жителей Югры". По результатам опроса 300 школьников Югры, проведенного в рамках разработки проекта, лишь 35% респондентов считают уровень своих цифровых навыков достаточным. Остальные отмечают потребность в развитии компетенций в области программирования, VR/AR технологий, 3D-моделирования.
По результатам опросов родителей детей с ОВЗ, проведенных региональными НКО, лишь 23% респондентов удовлетворены качеством образования своих детей, отмечая недостаток внимания к развитию их способностей. Согласно данным Росстата, менее 40% школ в регионе приспособлены для обучения лиц с ОВЗ, что существенно ограничивает их образовательные возможности.
Реализация проекта отвечает ключевым направлениям госполитики в сфере образования, цифровизации, социальной поддержки инвалидов, закрепленным в национальных проектах, федеральных и региональных госпрограммах, указах Президента РФ, а именно:
• Национальный проект "Образование": внедрение цифровой образовательной среды, обновление содержания и методов обучения предметной области "Технология".
• Федеральный проект "Кадры для цифровой экономики": ориентация образовательных программ на формирование цифровых компетенций и навыков использования цифровых технологий.
• Указ Президента РФ о проведении в России Десятилетия детства: формирование цифровых навыков у детей и качественного образования для детей с инвалидностью.
• Госпрограмма Югры "Развитие образования": модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с задачами инновационного развития экономики региона.
• Приоритетный проект Югры "Человеческий капитал": развитие цифровых навыков и компетенций у школьников и студентов региона.
• Федеральный закон "О социальной защите инвалидов", гарантирующий права лиц с ОВЗ на доступное образование.
• Госпрограмма области "Доступная среда", содержащая меры по развитию инклюзивного образования.
• Федеральный проект "Успех каждого ребенка", в рамках нацпроекта "Образование", нацеленный на создание возможностей для развития талантов детей с ОВЗ.
Хочется отметить, что многие педагоги испытывают профессиональные затруднения в освоении и применении цифровых новаций в образовательном процессе. Внедрение VR/AR технологий в образовательный процесс позволит:
• повысить цифровые компетенции педагогов и учеников и расширить образовательные возможности;
• снизить риски цифрового и образовательного неравенства среди молодежи;
• расширить использование технологий VR/AR в учебном процессе школ и вузов;
• увеличить число образовательных программ с применением цифровых технологий;
• создать условия для успешной социализации и развития способностей лиц с ОВЗ.
Внедрение инновационных технологий виртуальной и дополненной реальности в систему образования позволит качественно расширить образовательные возможности. Это будет способствовать решению проблемы недостаточного уровня владения цифровыми навыками, что особенно важно в условиях развития цифровой экономики. Кроме того, использование VR/AR в обучении людей с инвалидностью открывает новые перспективы для их социализации и успешной самореализации. Проект соответствует государственным приоритетам в сфере цифровой трансформации образования и имеет существенное социальное значение.
Цели
- Повышение уровня цифровых компетенций и навыков использования технологий VR/AR у школьников Югры для успешной самореализации в условиях цифровой экономики.
- Создание условий для качественного образования и социализации детей с инвалидностью посредством внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности.
- Формирование передовой цифровой образовательной среды в системе школьного образования Югры на базе Центра виртуальных технологий для расширения цифровых возможностей учащихся региона.
Задачи
- Создание Центра виртуальных технологий на базе Югорского государственного университета с оснащением современным оборудованием.
- Создание онлайн-платформы открытых образовательных ресурсов по VR/AR.
- Разработка образовательных программ по освоению технологий VR/AR. Создание виртуальных лабораторий и тренажеров для изучения естественных наук.
- Разработка методических рекомендаций для педагогов для повышения квалификации в образовательной деятельности по внедрению технологий VR/AR в учебный процесс.
- Реализация онлайн курсов, конференций и выставок в сфере цифровых проектов, программирования и виртуальной реальности.
- Проведение обучающих курсов по разработке VR/AR приложений для школьников и студентов.
- Реализация дополнительных общеразвивающих программ по цифровым технологиям для детей с ОВЗ.
- Организация дистанционных конкурсов и хакатонов для возможности участия любого желающего в пределах Российской Федерации.
- Привлечение IT-компаний и разработчиков Югры для проведения вебинаров и видео-лекций по внедрению технологий виртуальной реальности в образовательный процесс.
- Профориентация школьников в сфере IT-технологий посредством погружения в виртуальную среду компаний.
Похожие проекты
Учитель-волонтер
Наука, образование и просвещение
ДНР/ЛНР, ХМАО-Югра, Другие регионы РФ
РОО УЧИТЕЛЬ-ВОЛОНТЕР
+4
Важно мусор разделить и планету сохранить
Реализован успешно
Охрана окружающей среды и защита животных
Лангепас
348 000 000 руб.
Проект по наставничеству в сфере адаптивного спорта "Медиаштанга"
Наука, образование и просвещение
ХМАО-Югра
БУ ДО СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ЦЕНТР АДАПТИВНОГО СПОРТА ЮГРЫ
Учебный центр «ОПЛОТ» как региональная ресурсная площадка для получения основных навыков в военной подготовке, восстановления знаний и умений военной ...
Наука, образование и просвещение
Урай, Нягань, Югорск, Советский район
984 520 руб.
РСПОО СОЮЗ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЗАПАСА ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ СПЕЦИАЛЬНОГО...
Всего сотрудников
1
+5