Неожиданная классика: спектакль для молодёжи «Вий»
География проекта
Целевые аудитории
Описание проекта
Театральный проект «Неожиданная классика: спектакль для молодёжи «Вий» по одноименному произведению Н.В. Гоголя поможет заинтересовать школьников, студентов ссузов и вузов от 16 до 23 лет в прочтении классической русской литературы.
Литературная основа выбрана не случайно. Мистическая повесть способна привлечь внимание, разжечь интерес молодого зрителя. Благодаря оригинальному решению спектакля в жанре «сторителлинг» мы сможем вызвать вовлечённость, и на этой благодатной почве, на примере истории героев, донести до молодёжи ответственность за принятия того или иного решения. После показа спектакля зрителям будет представлен QR-код для скачивания электронной версии произведений Н.В. Гоголя на телефон, будет предложено перечитать оригинал повести, чтобы посмотреть на классику под новым углом.
В спектакле заняты 2 актёра, 1 технический сотрудник. Организационную часть проекта обеспечивают менеджер, администратор, информационную кампанию – специалист по smm. Репетиции спектакля в количестве 12 часов (3 часа х 4 недели) запланированы на февраль 2024 года. Для этих целей будут арендовано помещение.
Показы спектакля, всего 10, запланированы с марта по июнь 2024 года в образовательных учреждениях города Сургута и Сургутского района (по договорённости). Один показ рассчитан на количество зрителей от 100 человек, то есть за 10 показов в течение 3 месяцев спектакль увидят не менее 1000 человек.
Обоснование социальной значимости
Многие школьники и студенты не понимают, зачем читать классическую литературу: тексты написаны сложным языком, описываемые события далеки от современной реальной жизни, ситуации кажутся надуманными. Возьмём, к примеру, наследие Николая Васильевича Гоголя, мистическую, а потому особо притягательную, повесть «Вий». О чём она?
С помощью театра, используя нетрадиционную подачу материала, мы погрузим зрителя в произведение, ярким и современным языком донесем базовую школьную программу, поможем понять, что же хотел сказать автор, а главное, показать, что произведение интересно и актуально. При этом сохраним стилистику и дух того времени. Также мы познакомим зрителей с жанром театрального искусства – «сторителлинг», который набрал большую популярность в современном культурном обществе и достаточно часто применяется в постановках. Использование данного жанра – прекрасный способ на современном и простом языке раскрыть суть произведения. При постановке спектакля «Вий» по Н.В. Гоголю мы сможем передать зрителю основную идею автора, побудить к дальнейшему изучению русской классики. Это важно, потому что русская классическая литература богата человеческими образами, глубоко психологична и заставляет размышлять о причинах и следствиях.
Согласно Основам государственной молодежной политики в РФ на период до 2025 г. одной из целью является «развитие механизмов обеспечения доступности для молодежи объектов культурного наследия (в том числе путем формирования и развития единой системы льготного посещения театрально-концертных организаций, музеев, выставок, организаций культуры и искусства)». Действительно, театр является одним из самых доступных для понимания видом искусства, знакомство с которым начинается с самого детства. Именно театр, являясь синтезом всех искусств, становится воплощением воздействия авторитетной личности на группу людей, которая стремится создать микросоциум вокруг себя (согласно исследованию Бурьяновой И.В. «Театр как новая технология воспитания в международном инновационном университете // Гуманизация образования» 2012 г.).
В то же время существует проблема незаинтересованности молодых людей в произведениях классической литературы, которые даются в основной школьной программе. Согласно исследованию Борусяк Л.Ф. «Школьная литература: почему ее не любят школьники. По результатам исследования российских школьников и студентов» молодежь, как и население страны в целом, читает меньше. Это показывают многочисленные исследования. По данным исследования ВЦИОМ, опубликованном на сайте «Ведомости» https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/09/16/941088-podrostki-stali-menshe-chitat подростки все чаще поверхностно читают любые доступные «тексты в интернете», а чтение книг «становится все более сложным занятием для многих из них». Во время летних каникул 95% школьников с 5-го по 9-й класс читали что-то за пределами школьной программы, но 29% прочитали 1–2 книги, 22% – 3–4 книги, 26% – 7 книг и более. При этом чем старше класс, тем меньше читают подростки: если среди пятиклассников доля тех, кто за лето прочитал всего 1–2 книги, составляет 21%, то к 9-му классу их число вырастает до 35%.
Мы знаем, как заинтересовать молодежь в чтении классической литературы и передать традиционные духовные ценности в доступном для них формате.
Заявленная команда проекта «Неожиданная классика: спектакль для молодёжи «Вий» сотрудничает с АНО «Летучий театр», которое в 2023 году получило поддержку Президентского фонда культурных инициатив. Экспертное жюри высоко оценило идею, цели, механизмы решения задач проекта для молодежи «Куда расти?». Так появился спектакль «Вий», в сентябре – ноябре 2023 года театральный коллектив показал в образовательных учреждениях Сургута и Сургутского района 24 спектакля. Опыт есть. Положительные отзывы – тоже: https://vk.com/leteatr86. Считаем важным продолжить и показать спектакль ещё большему количеству молодых людей.
Цели
Повысить интерес старшеклассников, студентов ссузов и вузов к чтению классической русской литературы через 10 показов оригинального спектакля «Вий» с марта по июнь 2024 г. в образовательных учреждения города Сургута и Сургутского района.
Задачи
– Восстановить спектакль «Вий» в жанре «storytelling», адаптировать постановку под возрастную аудиторию 15+;
– организовать 10 показов спектакля в образовательных учреждениях г. Сургута и Сургутского района, с общим охватом зрителей не менее 500 человек по предварительному согласованию площадок;
– провести информационную кампанию в СМИ, соцсетях для привлечения внимания целевой аудитории;
– получить, проанализировать обратную связь от зрителей, образовательных учреждений – партнёров проекта; определить, как проект может развиваться дальше; отчитаться перед Фондом.