Няӆмәӈ - турән юнтут (игрушки, говорящие на родном языке)
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Дети от 2 до 15 лет, проживающие на территории ХМАО-Югры, учащиеся в школе или посещающие дошкольные учреждения. Дети, которым интересна культура родного народа и природа родного края.
- Педагоги детских садов, педагоги родного языка, специалисты в сфере культуры
- Туристы любого возраста, из любого региона, посетившие Югру
Описание проекта
Наш проект берет начало в 2020 году. Вопрос изучения природы нашего края, традиций и языков предков для меня стал актуальным, когда появились свои дети, мне захотелось раскрыть эти темы в понятной и интересной для них форме – деревянных играх. Мной была собрана команда, написан и выигран проект на грант губернатора Югры. Проект по гранту завершился в марте 2021 года – за это время было разработано больше 10 видов игрушек: пазлы, игры со вставками, трафареты – игры, позволяющие развивать мелкую моторику, фантазию, усидчивость, внимание и при этом знакомящие с родным краем. После завершения проекта мы продолжили работу, к нам присоединились педагоги с.Саранпауль и носители мансийского и зырянского языков. С марта 2021 года по июнь 2022 года мы перевели все имеющиеся хантыйские игрушки на мансийский и зырянский языки, но кроме этого разработали еще большую серию новых игр (больше 20 видов) о растительном и природном мире, а также о традиционной жизни. У нас появились новые темы, а также новые формы, к имеющимся добавились мемори, домино, настольные игры, фигурки для театра.
Цель текущего проекта - популяризация традиционных культурно-нравственных ценностей через современные деревянных развивающие игрушки, позволяющие прикоснуться к миру традиций и культуры северных народов ханты и обучающие родному языку благодаря звуковому сопровождению. Генеральная Ассамблея ООН (резолюция A/RES/74/135) провозгласила период с 2022 по 2032 год Международным десятилетием языков коренных народов мира. Провозглашение Международного десятилетия является одним из ключевых результатов Международного года языков коренных народов в 2019 году, глобальные усилия по проведению которого возглавляет Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Поэтому наш проект актуален на международном уровне.
В рамках проекта на звукозаписывающем оборудовании запишутся аудиофайлы к существующим играм про природу края и культуру народа, а также разработаются большие игровые панели по сказкам народа ханты и запишутся аудиофайлы к ним. Хантыйский язык будет дублироваться русским переводом. Аудиофайлы будут доступны при наведении камеры смартфона на QR код, размещенный на игрушке. По окончанию проекта комплекты игр, с разработанными QR кодами, будут подарены в культурные учреждения региона для использования в работе с посетителями учреждений.
Средства гранта будут использованы на оплаты услуг консультантов, носителей языка, дизайнера и других, а также проведение мероприятий совместно с центром "Касум ёх".
Этот проект является уникальным, потому что в нашем регионе нет аналогов таким игрушкам. Сейчас наши игрушки находятся в некоторых образовательных и культурных учреждения округа, а меня приглашают рассказывать о них педагогам региона.
Обоснование социальной значимости
Осмысление мира начинается с игры. Игра является одним из главных средств воспитания детей. Она отражает действительность, различные события жизни. Предложенные детям игрушки оказывают огромное влияние на формирование у ребенка самого ответственного этапа познания в жизни.
Проблемы, которые сейчас существуют в нашем округе:
1. Большинство детей коренных малочисленных народов не знают родной язык: В настоящее время знанием традиций и языка своего народа отличается взрослое поколение, а молодежь и дети почти не знают язык предков (исключение - дети, которые родились и выросли в традициях своего народа). Я провела опрос в соцсетях (вконтакте) и мессенджерах (viber), суммарно в опросе участвовало 80 человек, из них к коренным народам (ханты, манси, коми, ненцы) относится 75%. У большинства проголосовавших из числа коренных жителей дети не знают родной язык (24,5% знают, 75,5% не знают). А на вопрос о том, хотели бы обучать детей с помощью интерактивных игр «Да» ответили 96,3%, ответили "Нет"3,7%. Таким образом, мы действительно увидели по результатам опроса, что у коренных жителей дети в основном не говорят на родном языке, но они хотели бы их обучить с помощью интерактивных игрушек.
2. В образовательных учреждениях недостаточно наглядных современных пособий для погружения в культуру и язык народа: Изучение традиций должно иметь большое значение для современного воспитательно-образовательного процесса как национальных дошкольных учреждений, так и национальных школ. В Ханты-Мансийском автономном округе функционирует 312 муниципальных школ. На территории Югры действует 63 малокомплектных сельских школ. В 28 школах Югры школьники изучают родные языки и литературу обско-угорских народов – хантыйский, мансийский, ненецкий и зырянские языки.
3. Хантыйский язык очень сложен в произношении, много звуков, которых нет в русском языке. Язык невозможно учить без звукового сопровождения. Разработанные нами игрушки на родном языке востребованы, когда рядом есть носители языка - они правильно читают, не искажая произношения. Записанные аудиофайлы позволят пользоваться игрушками ЛЮБОМУ без нахождения рядом носителя языка. Это очень важно. Игрушки будут востребованы в любой школе, для любой категории туристов, посетителей и жителей региона.
Цели
- Популяризация традиционных культурно-нравственных ценностей через современные деревянных развивающие игрушки, позволяющие прикоснуться к миру традиций и культуры северных народов ханты и обучающие родному языку благодаря звуковому сопровождению
Задачи
- Сохранить язык коренного малочисленного народа ханты через выпуск игрушек на родном языке и их озвучке при помощи QR – кодов
- Провести презентации готовых игрушек и занятия с детьми
- Осуществить трансляцию опыта через интернет, социальные сети