Образовательная кинезиология в системе комплексной психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидо...

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.02.2023 - 31.12.2023
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 447 815 руб.
Размер гранта
481 465 руб.
Cофинансирование
966 350 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями речи и интеллекта от 0 до 15 лет, проживающие на территории г. Нижневартовска и в Нижневартовском районе.

Описание проекта

Проблема организации обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья очень актуальна и значима в современном обществе. На сегодняшний день она приобретает особое значение из-за тенденции роста числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих в следствии этого трудности в обучении и адаптации в социуме. Впоследствии эти дети составляют основной контингент коррекционных классов и классов компенсирующего обучения в школах.
Одним из популярных направлений сегодня является кинезиология. Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Методы кинезиологии направлены на синхронизацию работы полушарий головного мозга, активизацию различных отделов коры больших полушарий головного мозга, что позволяет развивать способности человека и корректировать проблемы в различных областях психики. Применение данных методов позволяет улучшить у детей: внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, стрессоустойчивость.

Обоснование социальной значимости

По данным Федерального реестра инвалидов, по состоянию на 2022 год в РФ насчитывается около 11 млн инвалидов, в том числе 687,7 тыс. детей-инвалидов. В структуре причин инвалидности наиболее часто наблюдаются психические расстройства и расстройства поведения (21,8 %), врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (22,6 %), болезни нервной системы (23%) и др. По данным Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на конец 2020 года, в округе проживает 6 608 детей-инвалидов, что составляет 3,7 % от числа проживающих в автономном округе.
Традиционные методы и приемы, направленные на организацию обучения, воспитания и развития детей с ОВЗ, перестали приносить результаты в системе коррекционной работы, поэтому возникла необходимость в поиске новых, эффективных, адаптированных под индивидуальные способности и возможности детей и общество в целом, направлений работы.
Использование кинезиологических методов в нашей работе с детьми с ОВЗ, позволит внести новые тенденции в оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям и семьям, воспитывающим этих детей. Данные методы позволят создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта детей, начиная с раннего возраста. Их использование в работе позволит оптимизировать и активизировать деятельность головного мозга, получить доступ к скрытым ресурсам развития человека и коррекции проблем в различных областях психики. Применение данных методов позволит улучшить у детей: внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизит утомляемость, повысит способность к произвольному контролю, стрессоустойчивость.
В нашем центре мы имеем опыт работы с детьми от 0 лет с такими диагнозами, как: задержка речевого развития, задержка психоречевого развития, тяжелые нарушения речи, умственная отсталость, расстройства аутистического спектра, синдром Дауна, нарушение опорно-двигательного аппарата. Нами уже организована служба ранней коррекционной помощи детям от 0 до 3 лет, которая пользуется большим спросом у родительской общественности не только города, но и округа. Опрос родительской общественности нашего Центра показал, что 43% опрашиваемых - слышали и искали Центры, работающие по направлению "Кинезиология"; 51 % - заинтересовались направлением и хотели бы попробовать в работе со своими детьми; 6% - кому не подходит направление по причине возраста ребенка или диагноза.
На территории г. Нижневартовска и Нижневартовского района нет специализированных и оборудованных центров со специалистами по образовательной кинезиологии; родителям требуется уезжать в соседние регионы, что требует больших финансовых затрат. Соответственно, данные методы работы, внедренные в комплексную психолого-педагогическую реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов от 0 до 15 лет, являются актуальными и будут пользоваться спросом. Это позволит расширить спектр услуг, получаемых семьями с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами на территории города Нижневартовска и Нижневартовского района.

Цели

  1. Внедрение методов образовательной кинезиологии в систему комплексной психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов от 0 до 15 лет, как наиболее актуальный способ восстановить равновесие между мышлением, телом и эмоциями.

Задачи

  1. Организовать и провести информационно-просветительские мероприятия по проведению комплексной психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов от 0 до 15 лет., с использованием методов образовательной кинезиологии (социальные сети, сайт организации)
  2. Приобрести специализированное оборудование и дидактический материал для организации работы.
  3. Оказать комплексную коррекционно-развивающую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам от 0 до 15 лет, а также психолого-педагогическую поддержку их семьям, в рамках проекта и после его реализации.