Образовательный этнокультурный проект Расти, рать богатырская!

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 20.10.2023 - 30.06.2024
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Первый спецконкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
717 239 руб.
Размер гранта
499 983 руб.
Cофинансирование
217 256 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. ЦА 1 - дети 7-10 лет, непосредственные участники проекта
  2. ЦА 2 - педагоги, будут активно задействованы в первом этапе проекта, организации цикла образовательных театрализованных встреч
  3. ЦА 3 - общественные национальные организации, задействованы как эксперты в области традиционных культур и фольклора

Описание проекта

Образовательный этнокультурный проект "Расти, рать богатырская!" рассчитан на младших школьников города Сургута, где проживают десятки народов, и призван объединить детей разных этносов в командной игре, победа в которой зависит от сплоченности ребят, их дружелюбия, умения прийти на помощь друг другу, их стойкости и выдержки в достижении общей цели.
Югра - многонациональный округ, здесь проживает более 120 национальностей, поэтому для городов округа жизненно необходимо находить разные механизмы формирования поликультурного мышления у югорчан, начиная с детского возраста, обеспечивая тем самым уважительные и добрососедские отношения между разными этносами. Поэтому важным фактором в данном проекте является выбор материала для квеста - героического эпоса разных народов, в котором, несмотря на самобытность каждого, можно найти много общих черт, схожие сюжеты и похожих героев. И действительно, богатыри или батыры, нарты или витязи, - все эти герои обладают одними и теми же качествами - огромной силой, мужеством, непревзойденной стойкостью, готовностью стоять насмерть за родную землю.
При этом за основу квеста "Сила богатырская" взяты именно русские былины, так как они обладают уникальной особенностью: русские былинные богатыри часто имеют неясное или откровенно инородное происхождение. По мнению известных фольклористов, Святогор - печенег, Илья Муромец имеет финно-угорские корни, а по другой версии он - булгарин. Дюк Степанович, возможно, из Индии... В былине богатырь может приехать из другой страны, и это не делает его чужаком. Если воин сражается на стороне добрых (то есть, своих) сил, то он автоматически становится русским в сознании сказителей и слушателей.
Космополитичность древнерусских былин делает их идеальным материалом для формирования в многонациональных школьных коллективах чувства товарищества, уважения к другим культурам. Воспитания патриотизма, желания защищать землю, на которой живешь, от захватчиков - независимо от вероисповедания и национальности, ведь земля у нас общая - Россия, а мы все - россияне. И защищать нашу землю нужно вместе, сообща. Как это делали в стародавние времена былинные богатыри.
Именно эти принципы и российские духовно-нравственные ценности продвигает и развивает проект в детской среде.

Обоснование социальной значимости

Средства массовой информации пестрят сегодня сообщениями о развернувшейся против России информационной войне. Так, 10 июля 2023 года РИА Новости Пишет: "Информационно-психологическая война Запада против России, нацеленная на то, чтобы убедить молодое поколение в том, что в России все не так, продлится дольше, чем "горячая" и экономическая война, заявил первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко.
"Целью такой смысловой войны (Запада против России - ред.) является попытка на ценностном уровне внушить гражданам России, что наша история - она такая, которой нельзя гордиться, наша политическая система несовершенна, люди по своим природным склонностям ленивые, и вообще, в общем, все как-то у нас не так, поэтому чем быстрее мы начнем заимствовать из неких глобальных, общечеловеческих ценностей, чем быстрее мы пойдем к единому западному понятию добра и зла, чем быстрее мы откажемся и забудем историю и традиции, вот только на этом пути и есть, в общем, наша нормальная возможность влиться в общую семью западной цивилизации... Задача - попробовать, чтобы в это поверило подрастающее поколение", - сказал Кириенко в ходе открытия Всероссийского форума молодых политологов и специалистов социально-гуманитарного профиля "Дигория".
Он добавил, что именно эта информационная борьба будет самой длинной. "Вот из трех войн сначала закончится горячая война - мы обязательно победим, достигнем все задачи, которые поставлены были президентом. Дольше будет экономическая война. но самая длинная, самая сложная, самая долгая будет война смыслов, информационно-психологическая и идеологическая война", - заявил Кириенко.
Что мы можем противопоставить этой информационной агрессии? Многое! И в первую очередь - примеры непревзойденного мужества наших героев, их стойкости и верности присяге, родине, своей земле. Как ничто другое подходит для этой цели героический народный эпос - сказочный и мифический, но оттого понятный и интересный детям, позволяющий использовать игровые формы, которые доступным языком донесут до подрастающего поколения важные ценности и понятия.
Проект актуален в связи с напряженной политической ситуацией, в которой сегодня находится Россия, вынужденная противостоять недружественным странам, их информационным инсинуациям и агрессивным действиям. Проект создаст благоприятные условия формирования у детей положительного образа героических защитников России и государства как могущественной державы.

Цели

  1. Сформировать у детей 7-10 лет образ России как государства многонационального, полиэтнического, объединившего разные народы.
  2. Создать условия для осознания подрастающего поколения себя как будущих защитников Отечества
  3. Воспитание патриотических чувств: любви к родной земле, верности присяге, желания защищать Родину

Задачи

  1. Организовать цикл образовательных театрализованных встреч (ребята смогут примерить на себя костюмы богатырей, а также проиграть героические сцены, управляя куклами-марионетками), во время которых ребята познакомятся с героями народного эпоса разных культур.
  2. Провести квест "Сила богатырская", который проверит, какие знания ребята получили во время первого этапа и как могут их применить.
  3. Организовать видеозапись марафона "Если бы я был богатырем!.." Дети запишут видеоразмышления на заданную тему, продемонстрировав освоение поставленных задач.
  4. Оформить фотозону с баннером и хештегом #растиратьбогатырская!
  5. Провести церемонию награждения победителей и участников проекта.
`