Обучение родителей воспитанию детей

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 03.07.2023 - 30.06.2024
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Второй конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
893 030 руб.
Размер гранта
604 030 руб.
Cофинансирование
289 000 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Родители детей от 0 до 1 лет
  2. Родители детей от 1 до 3 лет
  3. Родители детей от 4 до 7 лет
  4. Родители детей от 8 до 13 лет
  5. Родители детей от 14 до 18 лет
  6. Будущие родители

Описание проекта

Проект «Обучение родителей воспитанию детей» рассчитан на будущих родителей и родителей, воспитывающих детей в возрасте от 0 до 18 лет, проживающих на территории г. Нижневартовска, которых насчитывается более 20 000, а также родителей из других регионов, желающих повысить свои психолого-педагогические компетенции.
К сожалению, в России ни в одном учебном заведении не учат быть хорошим родителем, нет предмета, который был бы направлен на развитие психолого-педагогической компетенции родителя. Родитель вынужден оставаться один на один в поиске ответов на главные вопросы воспитания своего ребенка. Информация им черпается из разных источников, как правило – из сети Интернет, где на ряду с актуальной информацией, зачастую располагается размышление обывателя, противоречащее законам педагогики и психологии. Родителями допускается масса ошибок в воспитании собственных детей, что вредит детской психике и здоровью.
В рамках проекта будут организованы встречи с опытными психологами и педагогами, на которых будут рассмотрены основные принципы педагогики и психологии детей, изучены конструктивные методы воспитания в современных условиях, основанные на принципе «Не навреди», проведены тренинги, направленные на практическое применение полученных знаний в процессе теоретических занятий. При этом, родители из других регионов будут иметь возможность подключиться к занятиям посредством сети Интернет, а записи каждого мероприятия будут выложены на специально разработанной платформе в свободном доступе.
По итогам реализации проекта будут повышены психолого-педагогические компетенции родителей, сформированы представления о принципах педагогики и детской психологии. Родители овладеют конструктивными методами воспитания в современных условиях.

Обоснование социальной значимости

Проект рассчитан на будущих родителей и родителей, воспитывающих детей в возрасте от 0 до 18 лет.
На территории Нижневартовска проживает более 20 000 молодых семей (где возраст одного из супругов до 35 лет), имеющих детей в возрасте от 0 до 18 лет. В настоящее время родители воспитывают детей в новых условиях - цифровая среда, ускоряющийся темп жизни, новации в педагогических приемах и методах, разделение общества по материальному благосостоянию и пр. Опыт воспитания детей предыдущего поколения не соответствует этим условиям, опыт собственного детства родителей не подходит для методов воспитания современного ребенка, уровень психолого-педагогической компетентности современного родителя низок. Это стало причиной большого процента не педагогических методов воспитания, родители не знают, как воспитывать подрастающее поколение. По данным ВЦИОМ, 76 % родителей использует в процессе воспитания детей нравоучения и наставления; 19 % ставят в угол; 13 % используют физические наказания; 31 % ограничивают просмотр телевизора и прогулки. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vospitanie-detei-vchera-i-segodnja Итогом родительских ошибок в воспитании детей является высокий процент детей с психологическими проблемами, с низкой социальной адаптацией. Растет уровень агрессивности и самих несовершеннолетних. Среди российских школьников в возрасте 11 лет 23 % девочек и 27 % мальчиков подвергались буллингу 2-3 раза в месяц. По мнению 58 % россиян, драки между детьми, не сопряженные с особой жестокостью, не являются девиацией. Ответственность за них 62 % опрошенных возлагают на родителей, 30 % - на учителей и школу, 23 % - на СМИ, 12 % считают виновными самих детей.
В России функционирует портал Растимдетей.рф в рамках реализации национального проекта «Образование». https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/about. Его работа направлена на обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. Большая часть работы производится дистанционно, по телефону. Встретиться со специалистом или попасть на занятие, можно только в больших городах.
На территории ХМАО, и в частности г. Нижневартовска, не действует ни одного института, НКО или центра, который оказывал бы услуги в рамках программы. https://wampi.ru/image/RSCyrI8 (по данным официального сайта программы от национального проекта «Образование»).
В нашем городе данной проблемой занимаются в индивидуальном порядке социальные педагоги и психологи только тогда, когда эта проблема уже зашла в тупик и получила широкую общественную огласку. Предупредительных мер на уровне муниципалитета никаких не применяется. Деятельность «Центра поддержки семьи» РОО ХМАО – Югры в г. Нижневартовске основана либо на платных услугах, либо в ключе культурно-досуговой деятельности для родителей – аэройога, мастер-классы по танцам, настольные игры и совместные просмотры видеофильмов. А вот услуги психолого-педагогического сопровождения и образования родителей – не оказывает ни одно НКО или центр.
Нами ранее применялась в индивидуальном порядке психолого-педагогическая поддержка обратившихся в наше учебное заведение семей, в рамках которой проводилась просветительная работа с родителями давались разъяснения причины того или иного поведения детей и психолого-педагогические методы корректировки данного поведения, разбирались определенные негативные ситуации, которые родители самостоятельно не могли разрешить в силу незнания конструктивных методов воспитания. Родители отмечали, что после таких консультаций им легче было находить общий язык с детьми, при этом менялось и само поведение детей. В семье восстанавливалось понимание, дети становились менее агрессивными, процесс воспитания стал проходить в развивающем ключе.

Цели

  1. Совершенствование психолого-педагогической компетентности родителей, путем просвещения в вопросах психологии и педагогики.

Задачи

  1. Создание условий для реализации программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей;
  2. Привлечь целевую группу проекта к участию в обучающих мероприятиях;
  3. Повысить психолого-педагогические компетенции родителей;
  4. Разработать «Методический портфель родителя» - цикл справочных пособий для родителей.