Обучение родителей воспитанию детей

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.02.2024 - 31.05.2024
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2024)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
810 230 руб.
Размер гранта
582 731 руб.
Cофинансирование
227 499 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Родители детей от 1 до 3 лет, проживающих на территории ХМАО-Югры, желающих повысить свои психолого-педагогические компетенции.

Описание проекта

Проект «Обучение родителей воспитанию детей» рассчитан на будущих родителей и родителей, воспитывающих детей в возрасте от 1 до 3 лет, проживающих на территории ХМАО-Югры, которых насчитывается более 38 000, а также родителей из других регионов, желающих повысить свои психолого-педагогические компетенции.
К сожалению, в России ни в одном учебном заведении не учат быть хорошим родителем, нет предмета, который был бы направлен на развитие психолого-педагогической компетенции родителя. И именно в ХМАО-Югре нет ни одного центра, который бы реализовал национальный проект «Образование». https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/about. Родитель вынужден оставаться один на один в поиске ответов на главные вопросы воспитания своего ребенка. Информация им черпается из разных источников, как правило – из сети Интернет, где на ряду с актуальной информацией, зачастую располагается размышление обывателя, противоречащее законам педагогики и психологии. Родителями допускается масса ошибок в воспитании собственных детей, что вредит детской психике и здоровью.
Наша программа реализует одну из важнейших задач ФГОС ДО: «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
В рамках проекта будут организованы встречи с опытными психологами и педагогами, на которых будут рассмотрены основные принципы педагогики и психологии детей, изучены конструктивные методы воспитания в современных условиях, основанные на принципе «Не навреди», проведены тренинги, направленные на практическое применение полученных знаний в процессе теоретических занятий. При этом, родители из других регионов будут иметь возможность подключиться к занятиям посредством сети Интернет, а записи каждого мероприятия будут выложены на специально разработанной платформе в свободном доступе.
По итогам реализации проекта будут повышены психолого-педагогические компетенции родителей, сформированы представления о принципах педагогики и детской психологии. Родители овладеют конструктивными методами воспитания в современных условиях.

Обоснование социальной значимости

Проект рассчитан на будущих родителей и родителей, воспитывающих детей в возрасте от 1 до 3 лет.
На территории ХМАО-Югры проживает более 38 000 молодых семей имеющих детей в возрасте от 1 до 3 лет. Ответственность родителей и окружающих за правильное воспитание детей, особенно в таком раннем возрасте, неоспорима. Одной из распространенных ошибок является недостаточное внимание к эмоциональным потребностям ребенка. В настоящее время родители воспитывают детей в новых условиях - цифровая среда, ускоряющийся темп жизни, новации в педагогических приемах и методах, разделение общества по материальному благосостоянию и пр. Опыт воспитания детей предыдущего поколения не соответствует этим условиям, опыт собственного детства родителей не подходит для методов воспитания современного ребенка, уровень психолого-педагогической компетентности современного родителя низок. Это стало причиной большого процента не педагогических методов воспитания, родители не знают, как воспитывать подрастающее поколение.
По данным ВЦИОМ, 76 % родителей использует в процессе воспитания детей нравоучения и наставления; 19 % ставят в угол; 13 % используют физические наказания; 31 % ограничивают просмотр телевизора и прогулки. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/vospitanie-detei-vchera-i-segodnja Итогом родительских ошибок в воспитании детей является высокий процент детей с психологическими проблемами, с низкой социальной адаптацией. Растет уровень агрессивности и самих несовершеннолетних.
Почему раннее детство? Это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.
Следует отметить, что всё, что происходит с ребенком до трёх лет, идёт в подсознание, паттерны поведения в своем большинстве берут начало именно с этого возраста, и в более взрослом возрасте изменить их крайне трудно. Человек часто не помнит, откуда у него взялся тот или иной страх, комплекс или привычка, а причина зачастую скрывается именно в этом возрасте.
Именно в возрасте от года до трех ребенок впервые начинает проявлять свою волю. Что ведет к кризису, который в дальнейшем ведет к развитию. А кто говорил, что воспитывать гармоничную личность просто?
В России функционирует портал Растимдетей.рф в рамках реализации национального проекта «Образование». https://xn--80aidamjr3akke.xn--p1ai/about. Его работа направлена на обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. Большая часть работы производится дистанционно, по телефону. Встретиться со специалистом или попасть на занятие, можно только в больших городах.
На территории ХМАО, и в частности г. Нижневартовска, не действует НИ ОДНОГО института, НКО или центра, который оказывал бы услуги в рамках программы. https://wampi.ru/image/RSCyrI8 (по данным официального сайта программы от национального проекта «Образование»).
Проблемой воспитания в семье начинают заниматься в индивидуальном порядке социальные педагоги и психологи только тогда, когда эта проблема уже зашла в тупик и получила широкую общественную огласку. Предупредительных мер на уровне муниципалитета никаких не применяется. Деятельность «Центра поддержки семьи» РОО ХМАО – Югры в г. Нижневартовске основана либо на платных услугах, либо в ключе культурно-досуговой деятельности для родителей – аэройога, мастер-классы по танцам, настольные игры и совместные просмотры видеофильмов. А вот услуги психолого-педагогического сопровождения и образования родителей – не оказывает ни одно НКО или центр.
Нами ранее применялась в индивидуальном порядке психолого-педагогическая поддержка обратившихся в наше учебное заведение семей, в рамках которой проводилась просветительная работа с родителями давались разъяснения причины того или иного поведения детей и психолого-педагогические методы корректировки данного поведения, разбирались определенные негативные ситуации, которые родители самостоятельно не могли разрешить в силу незнания конструктивных методов воспитания. Родители отмечали, что после таких консультаций им легче было находить общий язык с детьми, при этом менялось и само поведение детей. В семье восстанавливалось понимание, дети становились менее агрессивными, процесс воспитания стал проходить в развивающем ключе.

Цели

  1. Совершенствование психолого-педагогической компетентности родителей детей от 1 до 3, путем просвещения в вопросах психологии и педагогики.

Задачи

  1. Создание условий для реализации программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей
  2. Организация информационной открытости проекта
  3. Повысить психолого-педагогические компетенции родителей