"Однажды в Сказке"
Проект не получил поддержку
Сроки реализации
01.08.2024 - 31.01.2025
Источник финансирования
Президентский фонд культурных инициатив (Второй конкурс 2024)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 337 098 руб.
Размер гранта
994 980 руб.
Cофинансирование
342 118 руб.
Целевые аудитории
- Дети 5-6 лет
- Дети 7-8 лет
Описание проекта
Культурный код играет ключевую роль в формировании идентичности, облегчает взаимопонимание внутри культуры и служит своеобразным фильтром, через который мы воспринимаем окружающий мир. Основываясь на традициях нашего народа, народные игры приобщают ребёнка к культуре, воспитывая в нём национальные черты эстетического искусства. В дошкольном и раннем школьном возрасте происходит становление личности , предусматривающие приобщение к национальной культуре. Это связано с тем, что в дошкольный период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые связывают ребенка со своим народом. Проблему формирования представлений детей шестого года жизни о русских народных игрушках и играх рассматривали в своих исследованиях Д.И. Фиголь, А.С. Найден, А.П. Усова, Е.А. Флерина и др. Ученые раскрыли художественную специфику народных игр как особой разновидности декоративно – прикладного искусства. В нашем проекте дети познакомятся с особенностями изготовления игр из дерева и приобретут навыки украшения изделий традиционными элементами Городецкой росписи (именно эта роспись издавна использовалась для изделий из дерева). Традиционные русские игры являются значимой частью русского культурного кода, отражая историю, ценности, образы мысли и отношения, укоренившиеся в общественном сознании. Такие игры как "Кольцеброс", "Бирюльки" и "Городки", всегда проводились в коллективе, подчеркивая значимость общинного, коллективного духа в русской культуре. Они способствовали сближению социальных связей и укрепляли чувство сообщества. На занятиях кружка также будут обсуждаться существующие обычаи и традиции, связанные с народными играми и игрушками. Вместе с нашим специалистом по работе с детьми школьники и воспитанники детских садов пройдут от начала и до конца путь украшения изделий. В искусном исполнении росписи детям помогут подготовленные нами трафареты и оборудование: кисточки, акриловые краски, стаканчики для воды. Расположенность к досугу, связанному с традиционными народными играми, будет подкрепляться игрой на занятиях, воспитанием культуры игры. На Фестивале русских народных игр обучающиеся, которые посещали кружок смогут побыть в роли наставников для ребят из других классов и групп, познакомить их с росписью и играми. Лучшие работы по росписи будут собраны на открытой выставке в учреждениях.
Обоснование социальной значимости
Исследования показывают, что народные традиционные игры могут оказывать положительное влияние на детей, в том числе помогая снизить уровень агрессии и нормализовать психологическое состояние (https://tass.ru/plus-one/5135126). Такие игры способствуют развитию творческого, социального и когнитивного мышления у детей. Помимо этого, игры способствуют снятию стресса, улучшению самочувствия и созданию ощущения комфорта и безопасности.
Последние годы эксперты неоднократно отмечали широкое распространение чуждых нашей культуре игрушек и игр среди детей и подростков, что в свою очередь приводит к подмене и искажению ценностных ориентиров: "Растет популярность монструозных игрушек, - отмечает Ольга Вихристюк, руководитель Центра экстренной психологической помощи МГППУ, - современные монстры представлены самыми разными персонажами, некоторые рождают симпатию (Шрек) и желание быть похожими на них (Человек-Паук, Халк). Но должен ли монстр быть главным героем? У нас Кощей Бессмертный или Баба-яга всегда были на втором плане, а на первом - смелый, ловкий, справедливый герой. А если ребенок все время играет с монстрами, ему сложнее разделять добро и зло, красоту и безобразность", "Это еще и символ духовной ценности, - объясняет Татьяна Семенова, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО МПГУ. - Например, наша матрешка - символ материнства, многочадия. А кукла Барби - образ независимой, красивой и свободной женщины, которая не обременяет себя заботами о семье" (https://rg.ru/2023/08/15/ekspertiza-dlia-barbi.html)
Следует также отметить, что в городах и крупных столицах регионов проблема "гаджет-зависимости" среди детей и подростков активно обсуждается, в большинстве школ запрещено использование телефонов без уважительной причины, однако в отдаленных поселках городского типа проблема организации детского досуга все еще актуальна. Мы предлагаем альтернативу в виде традиционных народных игр, как на уровне школ, так и в детских сад.
Само по себе наличие традиционных народных игрушек конечно не гарантирует вовлечение в культурные традиции. На это есть несколько причин. Важен не только сам предмет, но и контекст его использования. Необходимо особое внимание и поддержка со стороны воспитателей и других взрослых, призванных работать с детьми, чтобы прививать детям любовь, национальные культурные традиции и бережное отношение к игрушке, создать благоприятную обстановку для взаимодействия с народными играми. Кроме того, просто приобретенные игры могут не представлять для ребенка такой ценности, как игры, изготовленные собственными руками и имеющие особый смысл, связанный с традициями и культурой.
Мы хотели бы отметить, что итоговое количество благополучателей может варьироваться в зависимости от того, сколько ребят наберется в 1 классы обозначенных образовательных учреждений. Аналогичная ситуация с воспитанниками детских садов.
Последние годы эксперты неоднократно отмечали широкое распространение чуждых нашей культуре игрушек и игр среди детей и подростков, что в свою очередь приводит к подмене и искажению ценностных ориентиров: "Растет популярность монструозных игрушек, - отмечает Ольга Вихристюк, руководитель Центра экстренной психологической помощи МГППУ, - современные монстры представлены самыми разными персонажами, некоторые рождают симпатию (Шрек) и желание быть похожими на них (Человек-Паук, Халк). Но должен ли монстр быть главным героем? У нас Кощей Бессмертный или Баба-яга всегда были на втором плане, а на первом - смелый, ловкий, справедливый герой. А если ребенок все время играет с монстрами, ему сложнее разделять добро и зло, красоту и безобразность", "Это еще и символ духовной ценности, - объясняет Татьяна Семенова, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Факультета дошкольной педагогики и психологии ФГБОУ ВО МПГУ. - Например, наша матрешка - символ материнства, многочадия. А кукла Барби - образ независимой, красивой и свободной женщины, которая не обременяет себя заботами о семье" (https://rg.ru/2023/08/15/ekspertiza-dlia-barbi.html)
Следует также отметить, что в городах и крупных столицах регионов проблема "гаджет-зависимости" среди детей и подростков активно обсуждается, в большинстве школ запрещено использование телефонов без уважительной причины, однако в отдаленных поселках городского типа проблема организации детского досуга все еще актуальна. Мы предлагаем альтернативу в виде традиционных народных игр, как на уровне школ, так и в детских сад.
Само по себе наличие традиционных народных игрушек конечно не гарантирует вовлечение в культурные традиции. На это есть несколько причин. Важен не только сам предмет, но и контекст его использования. Необходимо особое внимание и поддержка со стороны воспитателей и других взрослых, призванных работать с детьми, чтобы прививать детям любовь, национальные культурные традиции и бережное отношение к игрушке, создать благоприятную обстановку для взаимодействия с народными играми. Кроме того, просто приобретенные игры могут не представлять для ребенка такой ценности, как игры, изготовленные собственными руками и имеющие особый смысл, связанный с традициями и культурой.
Мы хотели бы отметить, что итоговое количество благополучателей может варьироваться в зависимости от того, сколько ребят наберется в 1 классы обозначенных образовательных учреждений. Аналогичная ситуация с воспитанниками детских садов.
Цели
- Приобщение детей к культурному наследию нашей Родины - создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества путем организации кружка "Однажды в Сказке" в отдаленных поселениях Ханты-Мансийского автономного округа пгт. Куминский и пгт. Мортка.
Задачи
- 1. Обеспечить материально-техническую базу для реализации проекта
- 2. Организовать работу кружка "Однажды в Сказке" в детских садах и школах пгт. Куминский и пгт. Мортка
- 3. Популяризация русских народных игр среди учащихся школ пгт. Куминский и пгт. Мортка, которые не посещали занятия кружка. Оценка результатов работы кружка "Однажды в Сказке"
- 4. Осуществить подготовку отчетной документации по итогам реализации проекта с целью анализа выполнения всех поставленных задач и достижения планируемых результатов