Ожившие игрушки народов Севера 2.0
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Дети от 2 до 15 лет, проживающие на территории ХМАО-Югры, учащиеся в школе или посещающие дошкольные учреждения. Дети, которым интересна культура родного народа и природа родного края.
- Педагоги детских садов, педагоги родного языка, специалисты в сфере культуры.
- Туристы нашего округа, в том числе иностранные
Описание проекта
В рамках проекта планируется "оживить", то есть создать дополненную реальность для современных деревянных игрушек, связанных с природой Ханты-Мансийского округа и культурой коренных северных народов ханты и манси.
В сотрудничестве объединились специалисты из разных областей: с одной стороны - это носители языка, педагоги, специалисты по культуре коренных народов, а в другой стороны - это дизайнеры, программисты и другие IT специалисты. Родилась совместная идея создать интерактивную игру, которая в игровой форме ребенка погрузит в традиционную жизнь на севере, покажет отношение к окружающему миру, познакомит с языками. В 2020-2021 году совместно с педагогами и носителями языка партнерами проекта «ЛЮКАН» был создан современный учебный материал - развивающие деревянные игрушки, показывающие всю красоту и разнообразие нашего региона.
Мы хотим идти в ногу со временем и сделать игрушки более интересными и понятными для современного ребенка – совместить современные технологии, увлечения детей с культурным наследием территории, на который мы проживаем.
В 2022 году получили поддержку на конкурсе гранта губернатора Югры IT-ведется разработка дополненной реальности для одной игры (одна карта) «Жизнь на стойбище», в ней показана жизнь в традиционных условиях мальчика Ювана и девочки Татьи: собирают ягоды, ловят рыбу, запрягают оленя и тд, а ребенок управляет их действиями.
В рамках данного проекта планируем добавить к игре 4 новые карты, основанные на четырех играх, которые будут связаны с текущей игрой:
- Животные: изображены все животные тайги, с каждым животным будет настроено взаимодействие, будет показано отношение в культуре народов ханты и манси к животным. Дополнена фольклорным материалом.
- Рыбы: изображены все рыбы региона, заложен большой фольклорный материал про рыб, собранный на нашей территории, в игровую форму. Сыграть в игру Поймай рыбку.
- Птицы: изображены птицы нашего региона. В интерактивной форме изучим повадки птиц и отношения к ним людей. Дополнить фольклорной информацией, например, сказки: как гагара ныряла, почему у дятла красные глаза и тд. А также традиционное понимание в культуре: Лебедь – священный образ Колтащ анки, про вороний день, глухарка сна – оберег детского сна.
- Деревья: объемные изображения всех деревья. Возможность изучить всего, что растет на каждом дереве, а также что из каждого дерева изготавливается в традиционной жизни ханты и манси.
Благодаря слаженной работе всей команды мы создадим уникальный для нашей территории продукт, а скорее всего уникальный даже для всей территории нашей страны, у которого на данный момент нет аналогов. В будущем можно это приложение дорабатывать, например, добавлять еще языки других северных народов, у которых схожа с нашими традиционная жизнь. Добавление в игру английского языка существенно расширит возможности возможности применения игры.
Полное описание и презентация проекта по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1LTWUJ2E8rJTBa-w-3DDjlaNFUH7jiFtz?usp=sharing
Обоснование социальной значимости
Осмысление мира начинается с игры. Игра является одним из главных средств воспитания детей. Она отражает действительность, различные события жизни. Предложенные детям игрушки оказывают огромное влияние на формирование у ребенка самого ответственного этапа познания в жизни. В нашем округе наблюдается рост численности населения, на 1 января 2021 года составляет 1 688 378 человек. Национальный состав округа очень разнообразен, но в нашем проекте обратим выделим коренные народы региона - ханты и манси. По последним данным из Википедии численность коренных жителей составляет 2,1%: народа ханты - 1,33%, народа манси - 0,77%. Если посмотреть, данные национального состава по районам, то видим, что численность ханты больше всего в Ханты-Мансийском районе (9,3% от общего числа населения) и Белоярском районе (8,3% от общего числа населения), численность манси преобладает в Березовском (14% от общего числа населения) и Кондинском (10,5% от общего числа населения) районах. Таблицы из Википедии приложены ниже.
Проблемы, которые сейчас существуют в нашем округе:
1. Большинство детей коренных малочисленных народов не знают родной язык: В настоящее время знанием традиций и языка своего народа отличается взрослое поколение, а молодежь и дети почти не знают язык предков (исключение - дети, которые родились и выросли в традициях своего народа). Провели опрос в соцсетях и мессенджерах, суммарно в опросе участвовало 80 человек.
2. В образовательных учреждениях недостаточно наглядных современных пособий для погружения в культуру и язык народа: Изучать природу родного края и традиции народов, населяющих территорию, где мы живем, имеет большое значение для современного воспитательно-образовательного процесса . В Югре функционирует 312 муниципальных школ. На территории Югры действует 63 малокомплектных сельских школ. В 28 школах Югры изучают родные языки и литературу обско-угорских народов – хантыйский, мансийский, ненецкий и зырянский. В образовательную программу включены предметы этнокультурного содержания. Эти предметны дети изучают по учебникам, нет ни одного наглядного пособия, которые бы помогали закрепить материал.
3. Дети, которые приезжают в сельскую местность со стойбищ плохо знают русский язык: С новыми игрушками не только легко будет знакомиться с северными языками сельским и городским детям, но и проще адаптироваться и запоминать русские слова детям, которые приезжают в сельскую местность из мест традиционного проживания, плохо знающих русский язык.
В проекте участвуют
Цели
- Популяризация традиционных культурно-нравственных ценностей через разработку дополненной реальности для современных деревянных развивающих игрушек, позволяющих прикоснуться к миру традиций и культуры северных народов с озвучкой на хантыйском, мансийском, русском и английском языках.
Задачи
- Доработать приложение по дополненной реальности с командой проекта
- Провести презентации готовых игрушек и занятия с детьми
- Осуществить трансляцию опыта