Ожившие игрушки народов Севера

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.01.2022 - 30.04.2023
Источник финансирования Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2022)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 811 530 руб.
Размер гранта
988 530 руб.
Cофинансирование
823 000 руб.

Целевые аудитории

  1. Дети от 3 до 18 лет, проживающие на территории ХМАО-Югры, учащиеся в школе или посещающие дошкольные учреждения. Дети, которым интересна культура родного народа и природа родного края.

Описание проекта

Изучение культуры, привитие традиций родного народа, любовь к окружающему миру - все это прививается человеку с самого детства. Наша Казымская территория до настоящего времени остается местом компактного расселения коренных малочисленных народов Севера– ханты и лесных ненцев, не утративших навыков хозяйственной деятельности, сохранивших ремесла, обычаи и традиционные верования. Поэтому мы все эти знания хотим вложить в наши игрушки и с малых лет прививать детям. При этом мы выбрали самую современную форму игр, которые есть на данный момент - игры с дополненной реальностью. Мы хотим, чтобы дети которые являются потомками коренных жителей прикасались к родной культуре и языку в интерактивном формате и узнавали ее с детства, даже если уже живет в селах и городах, а также чтобы все остальные дети нашего региона знали природу, животный мир глазами тех, кто постоянно живет в единстве с окружающим миром, сохраняя все традиции, переданные из поколения в поколение и знакомились я языком и культурой народов, на земле которой они живут.

Обоснование социальной значимости

Осмысление мира начинается с игры. Игра является одним из главных средств воспитания детей. Она отражает действительность, различные события жизни. Предложенные детям игрушки оказывают огромное влияние на формирование у ребенка самого ответственного этапа познания в жизни.

В нашем округе наблюдается рост численности населения, на 1 января 2021 года составляет 1 688 378 человек. Национальный состав округа очень разнообразен, но в нашем проекте обратим выделим коренные народы региона - ханты и манси. По последним данным из Википедии (на 2010 год) численность коренных жителей составляет 2,1%: народа ханты - 1,33%, народа манси - 0,77%. Если посмотреть, данные национального состава по районам, то видим, что численность ханты больше всего в Ханты-Мансийском районе (9,3% от общего числа населения) и Белоярском районе (8,3% от общего числа населения), численность манси преобладает в Березовском (14% от общего числа населения) и Кондинском (10,5% от общего числа населения) районах. Таблицы из Википедии приложены ниже.

Проблемы, которые сейчас существуют в нашем округе:

1. Большинство детей коренных малочисленных народов не знают родной язык:
В настоящее время знанием традиций и языка своего народа отличается взрослое поколение, а молодежь и дети почти не знают язык предков (исключение - дети, которые родились и выросли в традициях своего народа).
Я провела опрос в соцсетях (инстаграм, вконтакте) и мессенджерах (viber), попросила ответить на три вопроса:
1. Какой ваш родной язык? (Варианты ответов: Хантыйский, мансийский, ненецкий, коми, русский)
2. Ваш ребенок знает родной язык? (Варианты ответов: Да, нет)
3. Вы бы хотели, чтобы ваш ребенок обучался родному языку с помощью интерактивных игр, озвученных носителями языка? (Варианты ответов: Да, нет).
Скрины с опросами приложены ниже.
Суммарно в опросе участвовало 80 человек, из них к коренным народам (ханты, манси, коми, ненцы) относится 75%. У большинства проголосовавших из числа коренных жителей дети не знают родной язык (24,5% знают, 75,5% не знают). А на вопрос о том, хотели бы обучать детей с помощью интерактивных игр «Да» ответили 96,3%, ответили "Нет"3,7%.
Таким образом, мы действительно увидели по результатам опроса, что у коренных жителей дети в основном не говорят на родном языке, но они хотели бы их обучить с помощью интерактивных игрушек.

2. В образовательных учреждениях недостаточно наглядных современных пособий для погружения в культуру и язык народа:
Изучение традиций должно иметь большое значение для современного воспитательно-образовательного процесса как национальных дошкольных учреждений, так и национальных школ.
В Ханты-Мансийском автономном округе функционирует 312 муниципальных школ. На территории Югры действует 63 малокомплектных сельских школ. В 28 школах Югры школьники изучают родные языки и литературу обско-угорских народов – хантыйский, мансийский, ненецкий и зырянские языки. В образовательную программу включены 8 предметов этнокультурного содержания: родной язык, родная литература, краеведение, география и экология и история Югры, охотоведение и рыболовство, культура народов Севера.
В нынешнюю жизнь детей, проживающих в сельской и городской местности, не просто внести традиционные игрушки народа ханты, но в рамках данного проекта мы можем создать интерактивные игрушки (6 штук), которые будут интересны современному ребенку, но при этом будут отражать хозяйственную, культурную жизнь, искусство и трудовую деятельность людей, в целом их отношение к окружающему миру. Серия игрушек создана для развития усидчивости, внимания, памяти, фантазии и мелкой моторики.

3. Дети, которые приезжают в сельскую местность со стойбищ плохо знают русский язык:
С новыми игрушками не только легко будет знакомиться с северными языками сельским и городским детям, но и проще в интерактивной форме адаптироваться и запоминать русские слова детям, которые приезжают в сельскую местность из мест традиционного проживания, плохо знающих русский язык и говорящие на родном языке.

В проекте участвуют специалисты из районов, в которых преобладает коренное население: Белоярский район (с.Казым, с.Полноват), Березовский район (с.Саранпауль, д.Теги, пгт.Березово). Ярче культура представлена - сохранились традиции народов - именно в маленьких поселениях, поэтому в первую очередь наш проект направлен именно на такие населенные пункты. Конечно, будем сотрудничать и с остальными городами ( в том числе г.Ханты-Мансийск, г.Сургут) и поселками округа - для этого нужно будет иметь нашу деревянную игрушку и сказать на смартфон приложение, с помощью которого можно оживить наших героев и провзаимодействовать с ними.

Цели

  1. Разработка дополненной реальности для современных деревянных развивающих игрушек, позволяющих прикоснуться к миру традиций и культуры северных народов с озвучкой на хантыйском, мансийском, русском и английском языках
  2. Приобщение детей, живущих в сельских и городских территориях, к жизни коренных народов севера (ханты, манси) и знакомство с окружающим нас миром в интерактивной форме

Задачи

  1. Составить техническое задание для разработки дополненной реальности с педагогами, носителями языка, художником, дизайнером
  2. Осуществить запись носителей языка для игрушек на хантыйском, мансийском языках
  3. Разработать приложение для интерактивных игрушек
  4. Напечатать тираж игрушек на лазерном станке
  5. Приобрести планшеты для занятий мобильного класса
  6. Разработать с дизайнером макет инструкций к интерактивным игрушкам и осуществить их печать
  7. Провести презентацию готовых игрушек с дополненной реальностью и подарить комплекты игрушек

`