Ожившие игрушки народов Севера
Проект не получил поддержку
Сроки реализации
01.01.2022 - 30.04.2023
Источник финансирования
Президентский фонд культурных инициатив (Первый конкурс 2022)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
1 811 530 руб.
Размер гранта
988 530 руб.
Cофинансирование
823 000 руб.
Целевые аудитории
- Дети от 3 до 18 лет, проживающие на территории ХМАО-Югры, учащиеся в школе или посещающие дошкольные учреждения. Дети, которым интересна культура родного народа и природа родного края.
Описание проекта
Изучение культуры, привитие традиций родного народа, любовь к окружающему миру - все это прививается человеку с самого детства. Наша Казымская территория до настоящего времени остается местом компактного расселения коренных малочисленных народов Севера– ханты и лесных ненцев, не утративших навыков хозяйственной деятельности, сохранивших ремесла, обычаи и традиционные верования. Поэтому мы все эти знания хотим вложить в наши игрушки и с малых лет прививать детям. При этом мы выбрали самую современную форму игр, которые есть на данный момент - игры с дополненной реальностью. Мы хотим, чтобы дети которые являются потомками коренных жителей прикасались к родной культуре и языку в интерактивном формате и узнавали ее с детства, даже если уже живет в селах и городах, а также чтобы все остальные дети нашего региона знали природу, животный мир глазами тех, кто постоянно живет в единстве с окружающим миром, сохраняя все традиции, переданные из поколения в поколение и знакомились я языком и культурой народов, на земле которой они живут.
Обоснование социальной значимости
Осмысление мира начинается с игры. Игра является одним из главных средств воспитания детей. Она отражает действительность, различные события жизни. Предложенные детям игрушки оказывают огромное влияние на формирование у ребенка самого ответственного этапа познания в жизни.
В нашем округе наблюдается рост численности населения, на 1 января 2021 года составляет 1 688 378 человек. Национальный состав округа очень разнообразен, но в нашем проекте обратим выделим коренные народы региона - ханты и манси. По последним данным из Википедии (на 2010 год) численность коренных жителей составляет 2,1%: народа ханты - 1,33%, народа манси - 0,77%. Если посмотреть, данные национального состава по районам, то видим, что численность ханты больше всего в Ханты-Мансийском районе (9,3% от общего числа населения) и Белоярском районе (8,3% от общего числа населения), численность манси преобладает в Березовском (14% от общего числа населения) и Кондинском (10,5% от общего числа населения) районах. Таблицы из Википедии приложены ниже.
Проблемы, которые сейчас существуют в нашем округе:
1. Большинство детей коренных малочисленных народов не знают родной язык:
В настоящее время знанием традиций и языка своего народа отличается взрослое поколение, а молодежь и дети почти не знают язык предков (исключение - дети, которые родились и выросли в традициях своего народа).
Я провела опрос в соцсетях (инстаграм, вконтакте) и мессенджерах (viber), попросила ответить на три вопроса:
1. Какой ваш родной язык? (Варианты ответов: Хантыйский, мансийский, ненецкий, коми, русский)
2. Ваш ребенок знает родной язык? (Варианты ответов: Да, нет)
3. Вы бы хотели, чтобы ваш ребенок обучался родному языку с помощью интерактивных игр, озвученных носителями языка? (Варианты ответов: Да, нет).
Скрины с опросами приложены ниже.
Суммарно в опросе участвовало 80 человек, из них к коренным народам (ханты, манси, коми, ненцы) относится 75%. У большинства проголосовавших из числа коренных жителей дети не знают родной язык (24,5% знают, 75,5% не знают). А на вопрос о том, хотели бы обучать детей с помощью интерактивных игр «Да» ответили 96,3%, ответили "Нет"3,7%.
Таким образом, мы действительно увидели по результатам опроса, что у коренных жителей дети в основном не говорят на родном языке, но они хотели бы их обучить с помощью интерактивных игрушек.
2. В образовательных учреждениях недостаточно наглядных современных пособий для погружения в культуру и язык народа:
Изучение традиций должно иметь большое значение для современного воспитательно-образовательного процесса как национальных дошкольных учреждений, так и национальных школ.
В Ханты-Мансийском автономном округе функционирует 312 муниципальных школ. На территории Югры действует 63 малокомплектных сельских школ. В 28 школах Югры школьники изучают родные языки и литературу обско-угорских народов – хантыйский, мансийский, ненецкий и зырянские языки. В образовательную программу включены 8 предметов этнокультурного содержания: родной язык, родная литература, краеведение, география и экология и история Югры, охотоведение и рыболовство, культура народов Севера.
В нынешнюю жизнь детей, проживающих в сельской и городской местности, не просто внести традиционные игрушки народа ханты, но в рамках данного проекта мы можем создать интерактивные игрушки (6 штук), которые будут интересны современному ребенку, но при этом будут отражать хозяйственную, культурную жизнь, искусство и трудовую деятельность людей, в целом их отношение к окружающему миру. Серия игрушек создана для развития усидчивости, внимания, памяти, фантазии и мелкой моторики.
3. Дети, которые приезжают в сельскую местность со стойбищ плохо знают русский язык:
С новыми игрушками не только легко будет знакомиться с северными языками сельским и городским детям, но и проще в интерактивной форме адаптироваться и запоминать русские слова детям, которые приезжают в сельскую местность из мест традиционного проживания, плохо знающих русский язык и говорящие на родном языке.
В проекте участвуют специалисты из районов, в которых преобладает коренное население: Белоярский район (с.Казым, с.Полноват), Березовский район (с.Саранпауль, д.Теги, пгт.Березово). Ярче культура представлена - сохранились традиции народов - именно в маленьких поселениях, поэтому в первую очередь наш проект направлен именно на такие населенные пункты. Конечно, будем сотрудничать и с остальными городами ( в том числе г.Ханты-Мансийск, г.Сургут) и поселками округа - для этого нужно будет иметь нашу деревянную игрушку и сказать на смартфон приложение, с помощью которого можно оживить наших героев и провзаимодействовать с ними.
В нашем округе наблюдается рост численности населения, на 1 января 2021 года составляет 1 688 378 человек. Национальный состав округа очень разнообразен, но в нашем проекте обратим выделим коренные народы региона - ханты и манси. По последним данным из Википедии (на 2010 год) численность коренных жителей составляет 2,1%: народа ханты - 1,33%, народа манси - 0,77%. Если посмотреть, данные национального состава по районам, то видим, что численность ханты больше всего в Ханты-Мансийском районе (9,3% от общего числа населения) и Белоярском районе (8,3% от общего числа населения), численность манси преобладает в Березовском (14% от общего числа населения) и Кондинском (10,5% от общего числа населения) районах. Таблицы из Википедии приложены ниже.
Проблемы, которые сейчас существуют в нашем округе:
1. Большинство детей коренных малочисленных народов не знают родной язык:
В настоящее время знанием традиций и языка своего народа отличается взрослое поколение, а молодежь и дети почти не знают язык предков (исключение - дети, которые родились и выросли в традициях своего народа).
Я провела опрос в соцсетях (инстаграм, вконтакте) и мессенджерах (viber), попросила ответить на три вопроса:
1. Какой ваш родной язык? (Варианты ответов: Хантыйский, мансийский, ненецкий, коми, русский)
2. Ваш ребенок знает родной язык? (Варианты ответов: Да, нет)
3. Вы бы хотели, чтобы ваш ребенок обучался родному языку с помощью интерактивных игр, озвученных носителями языка? (Варианты ответов: Да, нет).
Скрины с опросами приложены ниже.
Суммарно в опросе участвовало 80 человек, из них к коренным народам (ханты, манси, коми, ненцы) относится 75%. У большинства проголосовавших из числа коренных жителей дети не знают родной язык (24,5% знают, 75,5% не знают). А на вопрос о том, хотели бы обучать детей с помощью интерактивных игр «Да» ответили 96,3%, ответили "Нет"3,7%.
Таким образом, мы действительно увидели по результатам опроса, что у коренных жителей дети в основном не говорят на родном языке, но они хотели бы их обучить с помощью интерактивных игрушек.
2. В образовательных учреждениях недостаточно наглядных современных пособий для погружения в культуру и язык народа:
Изучение традиций должно иметь большое значение для современного воспитательно-образовательного процесса как национальных дошкольных учреждений, так и национальных школ.
В Ханты-Мансийском автономном округе функционирует 312 муниципальных школ. На территории Югры действует 63 малокомплектных сельских школ. В 28 школах Югры школьники изучают родные языки и литературу обско-угорских народов – хантыйский, мансийский, ненецкий и зырянские языки. В образовательную программу включены 8 предметов этнокультурного содержания: родной язык, родная литература, краеведение, география и экология и история Югры, охотоведение и рыболовство, культура народов Севера.
В нынешнюю жизнь детей, проживающих в сельской и городской местности, не просто внести традиционные игрушки народа ханты, но в рамках данного проекта мы можем создать интерактивные игрушки (6 штук), которые будут интересны современному ребенку, но при этом будут отражать хозяйственную, культурную жизнь, искусство и трудовую деятельность людей, в целом их отношение к окружающему миру. Серия игрушек создана для развития усидчивости, внимания, памяти, фантазии и мелкой моторики.
3. Дети, которые приезжают в сельскую местность со стойбищ плохо знают русский язык:
С новыми игрушками не только легко будет знакомиться с северными языками сельским и городским детям, но и проще в интерактивной форме адаптироваться и запоминать русские слова детям, которые приезжают в сельскую местность из мест традиционного проживания, плохо знающих русский язык и говорящие на родном языке.
В проекте участвуют специалисты из районов, в которых преобладает коренное население: Белоярский район (с.Казым, с.Полноват), Березовский район (с.Саранпауль, д.Теги, пгт.Березово). Ярче культура представлена - сохранились традиции народов - именно в маленьких поселениях, поэтому в первую очередь наш проект направлен именно на такие населенные пункты. Конечно, будем сотрудничать и с остальными городами ( в том числе г.Ханты-Мансийск, г.Сургут) и поселками округа - для этого нужно будет иметь нашу деревянную игрушку и сказать на смартфон приложение, с помощью которого можно оживить наших героев и провзаимодействовать с ними.
Цели
- Разработка дополненной реальности для современных деревянных развивающих игрушек, позволяющих прикоснуться к миру традиций и культуры северных народов с озвучкой на хантыйском, мансийском, русском и английском языках
- Приобщение детей, живущих в сельских и городских территориях, к жизни коренных народов севера (ханты, манси) и знакомство с окружающим нас миром в интерактивной форме
Задачи
- Составить техническое задание для разработки дополненной реальности с педагогами, носителями языка, художником, дизайнером
- Осуществить запись носителей языка для игрушек на хантыйском, мансийском языках
- Разработать приложение для интерактивных игрушек
- Напечатать тираж игрушек на лазерном станке
- Приобрести планшеты для занятий мобильного класса
- Разработать с дизайнером макет инструкций к интерактивным игрушкам и осуществить их печать
- Провести презентацию готовых игрушек с дополненной реальностью и подарить комплекты игрушек
Похожие проекты
Кондитерское шоу
Проект не получил поддержку
Креативные индустрии
Нижневартовск, ХМАО-Югра, Другие регионы РФ
683 630 руб.
Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2023 года)
Байк-пост "Слон"
Проект не получил поддержку
Креативные индустрии
Нефтеюганск
133 333 руб.
Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2023 года)
MediaSoft
Реализуется
Поддержка проектов в сфере новых медиа
Нефтеюганск, Нефтеюганский район
862 701 руб.
Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2023 года)
Научное киношоу "Свет, камера, сингулярность"
Проект не получил поддержку
Наука, образование и просвещение
ХМАО-Югра, Другие регионы РФ
249 694 руб.
Грант губернатора (физ.лица) (Конкурс 2023 года)