Ожившие игрушки народов Севера
Проект не получил поддержку
Сроки реализации
01.08.2023 - 31.07.2024
Источник финансирования
Президентский фонд культурных инициатив (Второй конкурс 2023)
Подробнее
Общая сумма расходов на реализацию проекта
4 880 558 руб.
Размер гранта
2 998 658 руб.
Cофинансирование
1 881 900 руб.
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Дети от 2 до 15 лет, проживающие на территории ХМАО-Югры, учащиеся в школе или посещающие дошкольные учреждения. Дети, которым интересна культура родного народа и природа родного края.
- Педагоги детских садов, педагоги родного языка, специалисты в сфере культуры.
- Туристы нашего округа , в том числе иностранные
Описание проекта
Изучение культуры, привитие традиций родного народа, любовь к окружающему миру - все это прививается человеку с самого детства. Наша Казымская территория до настоящего времени остается местом компактного расселения коренных малочисленных народов Севера– ханты и лесных ненцев, не утративших навыков хозяйственной деятельности, сохранивших ремесла, обычаи и традиционные верования. Поэтому мы все эти знания хотим вложить в наши игрушки и с малых лет прививать местным детям, а также детей других национальностей знакомить с культурой народов, на территории которой они проживают. При этом мы выбрали самую современную форму игр, которые есть на данный момент - интерактивные игрушки. Мы хотим, чтобы дети которые являются потомками коренных жителей прикасались к родной культуре и языку и узнавали ее с детства, даже если уже живет в селах и городах, а также чтобы все остальные дети нашего региона знали природу, животный мир глазами тех, кто постоянно живет в единстве с окружающим миром, сохраняя все традиции, переданные из поколения в поколение и знакомились я языком и культурой народов, на земле которой они живут.
Обоснование социальной значимости
Осмысление мира начинается с игры. Игра является одним из главных средств воспитания детей. Она отражает действительность, различные события жизни. Предложенные детям игрушки оказывают огромное влияние на формирование у ребенка самого ответственного этапа познания в жизни. В нашем округе наблюдается рост численности населения, на 1 января 2021 года составляет 1 688 378 человек. Национальный состав округа очень разнообразен, но в нашем проекте обратим выделим коренные народы региона - ханты и манси. По последним данным из Википедии численность коренных жителей составляет 2,1%: народа ханты - 1,33%, народа манси - 0,77%. Если посмотреть, данные национального состава по районам, то видим, что численность ханты больше всего в Ханты-Мансийском районе (9,3% от общего числа населения) и Белоярском районе (8,3% от общего числа населения), численность манси преобладает в Березовском (14% от общего числа населения) и Кондинском (10,5% от общего числа населения) районах. Таблицы из Википедии приложены ниже.
Проблемы, которые сейчас существуют в нашем округе:
1. Большинство детей коренных малочисленных народов не знают родной язык: В настоящее время знанием традиций и языка своего народа отличается взрослое поколение, а молодежь и дети почти не знают язык предков (исключение - дети, которые родились и выросли в традициях своего народа). Провели опрос в соцсетях и мессенджерах, суммарно в опросе участвовало 80 человек.
2. В образовательных учреждениях недостаточно наглядных современных пособий для погружения в культуру и язык народа: Изучать природу родного края и традиции народов, населяющих территорию, где мы живем, имеет большое значение для современного воспитательно-образовательного процесса . В Югре функционирует 312 муниципальных школ. На территории Югры действует 63 малокомплектных сельских школ. В 28 школах Югры изучают родные языки и литературу обско-угорских народов – хантыйский, мансийский, ненецкий и зырянский. В образовательную программу включены предметы этнокультурного содержания. Эти предметны дети изучают по учебникам, нет ни одного наглядного пособия, которые бы помогали закрепить материал.
3. Дети, которые приезжают в сельскую местность со стойбищ плохо знают русский язык: С новыми игрушками не только легко будет знакомиться с северными языками сельским и городским детям, но и проще адаптироваться и запоминать русские слова детям, которые приезжают в сельскую местность из мест традиционного проживания, плохо знающих русский язык.
В проекте участвуют специалисты из районов, в которых преобладает коренное население: Белоярский район (с.Казым, с.Полноват), Березовский район (с.Саранпауль, д.Теги, пгт.Березово). Ярче культура представлена - сохранились традиции народов - именно в маленьких поселениях, поэтому в первую очередь наш проект направлен именно на такие населенные пункты. Конечно, будем сотрудничать и с остальными городами ( в том числе г.Ханты-Мансийск, г.Сургут) и поселками округа.
В п.9.1 приложен опрос, проводимый с родителями детского сада Олененок с.Казым. Мы спрашивали читают ли детям хантыйские сказки? Есть ли дома? Где берут? и Какие знают. Можно сделать вывод, что знают мало сказок, родители в основном называли всего 3 сказки. Книг с хантыйскими сказками в продаже в магазинах нет, берут только в библиотеке. Игр нет никаких, в свободном доступе тем более.
Проблемы, которые сейчас существуют в нашем округе:
1. Большинство детей коренных малочисленных народов не знают родной язык: В настоящее время знанием традиций и языка своего народа отличается взрослое поколение, а молодежь и дети почти не знают язык предков (исключение - дети, которые родились и выросли в традициях своего народа). Провели опрос в соцсетях и мессенджерах, суммарно в опросе участвовало 80 человек.
2. В образовательных учреждениях недостаточно наглядных современных пособий для погружения в культуру и язык народа: Изучать природу родного края и традиции народов, населяющих территорию, где мы живем, имеет большое значение для современного воспитательно-образовательного процесса . В Югре функционирует 312 муниципальных школ. На территории Югры действует 63 малокомплектных сельских школ. В 28 школах Югры изучают родные языки и литературу обско-угорских народов – хантыйский, мансийский, ненецкий и зырянский. В образовательную программу включены предметы этнокультурного содержания. Эти предметны дети изучают по учебникам, нет ни одного наглядного пособия, которые бы помогали закрепить материал.
3. Дети, которые приезжают в сельскую местность со стойбищ плохо знают русский язык: С новыми игрушками не только легко будет знакомиться с северными языками сельским и городским детям, но и проще адаптироваться и запоминать русские слова детям, которые приезжают в сельскую местность из мест традиционного проживания, плохо знающих русский язык.
В проекте участвуют специалисты из районов, в которых преобладает коренное население: Белоярский район (с.Казым, с.Полноват), Березовский район (с.Саранпауль, д.Теги, пгт.Березово). Ярче культура представлена - сохранились традиции народов - именно в маленьких поселениях, поэтому в первую очередь наш проект направлен именно на такие населенные пункты. Конечно, будем сотрудничать и с остальными городами ( в том числе г.Ханты-Мансийск, г.Сургут) и поселками округа.
В п.9.1 приложен опрос, проводимый с родителями детского сада Олененок с.Казым. Мы спрашивали читают ли детям хантыйские сказки? Есть ли дома? Где берут? и Какие знают. Можно сделать вывод, что знают мало сказок, родители в основном называли всего 3 сказки. Книг с хантыйскими сказками в продаже в магазинах нет, берут только в библиотеке. Игр нет никаких, в свободном доступе тем более.
Цели
- Популяризация традиционных культурно-нравственных ценностей через разработку дополненной реальности для современных деревянных развивающих игрушек, позволяющих прикоснуться к миру традиций и культуры северных народов с озвучкой на хантыйском, мансийском, русском и английском языках.
Задачи
- Доработать приложение по дополненной реальности с командой проекта
- Провести презентации готовых игрушек и занятия с детьми
- Осуществить трансляцию опыта