Письма с фронта: история одной семьи

Проект не получил поддержку
Сроки реализации 01.02.2023 - 31.05.2024
Источник финансирования Фонд президентских грантов (Первый конкурс 2023)
Подробнее
Направления проекта
Общая сумма расходов на реализацию проекта
2 578 331 руб.
Размер гранта
1 488 600 руб.
Cофинансирование
1 089 731 руб.

Проект реализует:

Целевые аудитории

  1. Жители городов Югорск, Советский и Урай ХМАО-Югры, а также города Ивдель и поселка Зайково Свердловской области
  2. города Вязьма Смоленской области
  3. поселка Эммаус Калининского района Тверской области в возрасте 18 - 35 лет.

Описание проекта

Проект продолжает работу с уникальным эпистолярным архивом времен Великой Отечественной войны — 140 писем, адресованных П.М. Рыбальской, эвакуированной из Вязьмы Смоленской области в Свердловскую область. Архив был случайно найден в разрушенном строении в г. Тюмень и передан в ИКПЦ "Музейная инициатива" в 2019 г. В проекте «Письма с фронта — исторический источник на все времена», поддержанном грантом Губернатора ХМАО-Югры в 2020 г. , была задействована часть архива — 80 писем младшего сержанта В.М. Виноградова. Письма расшифрованы, оцифрованы и опубликованы в издании «Здравствуй, дорогая Паничка...», размещены на портале «Письма Победы», тем самым 80 новых исторических источников введены в публичный и научный оборот. Письма были использованы при проведении выставки "Стальное поколение" в музее г. Югорска. Изучение писем В.М. Виноградова позволило установить степень его родства с адресатом писем П.М. Рыбальской, понять, как складывалась жизнь их родных в годы войны. Обращение к открытым Интернет-ресурсам позволило выявить фронтовой путь В.М. Виноградова, узнать о его боевых наградах. Проект отмечен специальным дипломом Международной премии "МыВместе" 2022 года.
Настоящий проект будет реализован в четырех направлениях:
(1) Деятельность по сохранности архива: 19 фронтовых писем - от Филиппова П.Г., Семянцева А.А., Кочановского В.М. ; 41 письмо из тыловых городов - от Каченовской А.М. и ее дочери Милы из Москвы; от Каченовского М.М. из Свердловска; Каченовского Н.М. из г. Сокол Вологодской области; Тимофеевой М.И. из Вязьмы - будут оцифрованы, трудночитаемые рукописные тексты расшифрованы и напечатаны. Будет создан электронный реестр, позволяющий работать с письмами без ущерба их сохранности. Оригиналам писем на бумаге будет обеспечено надлежащие хранение.
(2) Поисково-исследовательская деятельность: будут изучены внешние признаки писем и проанализировано их содержание; с целью выяснения фронтовой биографии участников переписки будут изучены открытые Интернет-ресурсы о Великой Отечественной войне; с целью выявления потомков участников переписки будут направлены поисковые запросы в различные организации. Для встречи с информантами, располагающими сведениями об участниках переписки и их потомках, организована поездка в Тюмень, где П. Рыбальская проживала с июля 1944 г. К поисково-исследовательской деятельности будут привлечены волонтеры из целевой группы.
(3) Публичное представление архива: будут проведены передвижная выставка и просветительские мероприятия для молодежи 18 - 35 лет г. Югорска, г. Советского, г. Урай и г. Ивдель; организованы просветительские поездки членов команды и активных волонтеров по местам жительства П.М. Рыбальской в г. Вязьму и в Свердловскую область и по боевому пути В.М. Виноградова в Тверскую область.
(4) Обеспечение широкой доступности архива: письма в формате электронного издания будут размещены на Интернет -ресурсах организации и тематических сайтах в том числе для молодежи.

Обоснование социальной значимости

Сохранению исторической памяти и вопросам исторического просвещения уделяется сегодня повышенное внимание. Эта тема поддержана рядом законодательных инициатив Российской Федерации:
• положение о сохранении исторической памяти закреплено в ст.67.1. Конституции РФ;
• сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования объявлены целями государственной культурной политики Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики»;
• воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций установлено в качестве одной из целей национального развития, определенных Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
• патриотическое воспитание как обязательный компонент возвращено в образовательный процесс всех уровней согласно поправкам в закон «Об образовании в РФ», утвержденным Федеральным законом №304-ФЗ от 31 июля 2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
• Федеральный проект «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование», стартовавший с 1 января 2021 года, предполагает усиление воспитательного компонента на уроках, во внеурочной деятельности, на занятиях по интересам и на массовых мероприятиях.

Великая Отечественная война оставила значимый отпечаток в памяти нашего народа. Но с каждым годом новые поколения россиян всё меньше знают об этой войне. Сегодня лишь небольшая часть молодёжи знает историю того времени. Информация о Великой Отечественной войне воспринимается молодежью как календарь дат и событий. Молодым людям трудно в полной мере понять, как жили и что чувствовали тогда люди. Такая ситуация развивается из-за обезличивания истории Великой Отечественной войны в школьных учебниках, с уходом из жизни свидетелей той эпохи и прерыванием семейной памяти. По данным опроса россиян о сохранении семейной памяти о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., представленного ВЦИОМ 5 мая 2021 г., лучше всего с военной историей семьи знакомы россияне 45-59 лет (51%), 60 лет и старше (56%), реже других получали информацию на этот счет напрямую от родственников либо из семейных архивов наши соотечественники 18-24 лет и 25-34 лет (24% и 26% соответственно).
Реальное представление о человеке на войне можно получить только из источников личного характера, какими являются письма фронтовиков. При прочтении писем открывается их значимость не только для ограниченного круга лиц, а в целом для изучения фронтовой повседневности и военных будней в тылу. Президент РФ Владимир Путин на встрече с лауреатами премий в области культуры, литературы и искусства 25 марта 2022 года, рассказывая о фронтовых письмах своего деда к сыновьям, отметил, что эта переписка позволила ему по-новому посмотреть не только на свою семью, но и на страну в целом. В силу цензурных ограничений фронтовики не пишут боевых подробностей, но фронтовая переписка дает возможность из первых уст узнать как одет боец, что ест, как проводит часы затишья между боями. Актуальность изучения фронтовых писем еще и в том, что они содержат ценную информацию для анализа психологии человека военного времени. Это особенно важно в нынешних условиях специальной военной операции на Украине. Письма позволяют узнать о фронтовой жизни и чувствах фронтовиков того времени и помогают понять, что испытывают сегодня участники боевых действий. Учитывая, что участникам военной переписки из архива П. Рыбальской было 30 - 35 лет, целевой аудиторией нашего проекта мы выбрали их сегодняшних ровесников и людей лишь немногим их моложе. На мероприятии в югорском музее в 2021 г. была проведена сравнительная параллель между взглядами и убеждениями молодежи 1940-х годов и сегодняшнего времени, такой подход был интересен молодым людям. В дальнейших мероприятиях проекта мы будем подводить их участников к размышлениям о том, что нового они узнали, что «зацепило» в письмах — удивило, растрогало или осталось непонятным. Воспитание патриотов требует постоянной кропотливой работы. И каждый на своем месте и своими средствами должен этому способствовать. Мы делаем и будем продолжать это делать, используя уникальный архив писем Великой Отечественной войны Прасковьи Рыбальской.
Реализация проекта позволяет:
• сохранить для истории и потомков свидетельства современников о событиях Великой Отечественной войны;
• получить дополнительные сведения о фронтовой повседневности и военных буднях в тылу;
• раскрыть историю одной советской семьи на фоне войны;
• создавать новые музейные экспозиции и выставки;
• разрабатывать и проводить просветительские мероприятия патриотической направленности.
Большой удачей станет обнаружение потомков людей, упоминающихся в переписке, и возвращение им семейной истории.мероприятиях

Цели

  1. Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне среди молодых людей в возрасте 18-35 лет, проживающих на территории РФ, через знакомство их с уникальным эпистолярным архивом П.М. Рыбальской

Задачи

  1. Обеспечить условия для сохранности уникальных исторических источников
  2. Провести поисково-исследовательскую работу, направленную на получение новых знаний о фронтовых буднях и жизни в тылу в годы Великой Отечественной войны, на уточнение биографических данных участников переписки, на поиск потомком участников переписки
  3. Провести публичные мероприятия, расширяющие исторический кругозор молодежи, с использованием писем из архива П. Рыбальской, и обеспечить широкую доступность фронтовых писем для их дальнейшего использования

Команда