Подготовка и показ пластического моралите «Шинель» по мотивам одноименной повести Н. Гоголя
Проект реализует:
Целевые аудитории
- Проект направлен на зрительскую аудиторию 12+ (6-9 классы).
Описание проекта
Проект нацелен на решение задачи популяризации классического литературного наследия России и приобщение учащихся средней школы к чтению за счет формирования у них интереса к литературе и театру.
Как сказал французский историк русской литературы, дипломат, романист, мемуарист и путешественник виконт Эжен-Мельхиор де Вогюэ в своей статье о Ф. Достоевском: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели». Обращение к классике российской литературы, уже стало доброй традицией общественной организации. Так, на сегодняшний день в репертуаре учебного театра уже есть спектакли, поставленные по произведениям В. Шукшина, Б. Васильева, А. Чехова, А. Островского, следующим шагом станет Николай Васильевич Гоголь с его бессмертной повестью «Шинель».
Работа над проектом, это не просто подготовка инсценировки, репетиционный процесс и показ спектакля, прежде всего это творческий процесс, определяемый деятельностью молодежи – будущими режиссерами, руководителями любительских театров, способных не только к концентрации, перевоплощению, эмоциональному воздействию на слушателей и зрителей, увлекающих аудиторию своим собственным творческим примером, но и создающих эффективный воспитательный процесс, формирующий ценностные ориентации зрителей, ведь именно в театре человек может проложить себе путь к общечеловеческим категориям, познать путь к нравственным идеалам, испытать эвдемонию и насладиться сопереживанием и воспринимать классическое литературное произведение эмоционально.
Обоснование социальной значимости
Проект направлен на решение проблемы, связанной со снижением интереса к чтению в молодежной среде. Снижение интереса к чтению в средней школе воспринимается как утрата культурной и национальной идентичности. По данным ВЦИОМ, в 2022 году школьники с 5-го по 9-й класс «…29% прочитали 1–2 книги, 22% – 3–4 книги, 26% – 7 книг и более. При этом чем старше класс, тем меньше читают подростки: если среди пятиклассников доля тех, кто за лето прочитал всего 1–2 книги, составляет 21%, то к 9-му классу их число вырастает до 35%» [https://www.vedomosti.ru/society/articles/2022/09/16/941088-podrostki-stali-menshe-chitat].
«Бесценный исторический опыт народа, запечатлённый в литературе, воспитывает чувство сопричастности минувшему, ответственность перед настоящим и будущим. Знакомство с классикой, восприятие гуманистических идей и чувств прогрессивных писателей духовно возвышает и обогащает человека, развивает эстетические вкусы и потребности, готовит к постижению современной литературы в ее нередко усложненными формами (перебивкой временных планов, недоговоренностям, символикой, притчевостью), формирует чувство языка». [Бессонова Л.А. Повторение литературы 19 века в выпускном классе. – Л : Просвещение, 1970 – 127 с.].
Параллельно с заявленной проблемой, проект решает еще одну задачу – задачу воспитания участников любительского театрального коллектива. Значение театра в процессе воспитания подрастающего поколения сложно переоценить, поскольку театр, как синтетическое искусство, оказывает на человека огромное влияние, обогащая его эмоциональную сферу, формируя социальную адаптивность, развивая художественный вкус и гармонизируя личность. Любительский театр, в отличие от профессионального, позволяет его участнику самореализоваться в результате исполнения многообразных социальных ролей, что безусловно является необходимым условием социализации личности. В стратегии государственной культурной политики до 2030 г. (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29.02.2016 N 326-р) говориться о том, что «в основах государственной культурной политики культура возведена в ранг национальных приоритетов и признана важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности Российской Федерации» [ https://culture.gov.ru/documents/strategiya-gosudarstvennoy-kulturnoy-politiki-do-2030-g-utverzhdena-rasporyazheniem-pravitelstva-rf-/].
Цели
- Приобщение учеников средней школы к чтению посредством: - подготовки и показа пластического моралите «Шинель» по мотивам одноименной повести Н. Гоголя
- - популяризации классической отечественной литературы как основного компонента культурного наследия России средствами театрального искусства.
- Самоорганизация и содействие развитию духовно-нравственного воспитания молодежи (организаторов проекта), удовлетворение их интересов в области самовыражения и самоактуализации в области культуры, творчества и инициативы.
Задачи
- Сформировать команду по подготовке и выполнению проекта «Подготовка и показ пластического моралите «Шинель» по мотивам одноименной повести Н. Гоголя».
- Осуществить все этапы работы над проектом «Подготовка и показ пластического моралите «Шинель» по мотивам одноименной повести Н. Гоголя», включая репетиционный процесс, приобретение костюмов, разработку музыкального и светового оформления, премьеру и последующие показы с участием не менее 700 зрителей (на бескорыстной основе).