Подкованный доктор
Проект реализует:
Целевые аудитории
Описание проекта
Основной идеей проекта «Подкованный доктор» является улучшение качества и эффективности процесса социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями посредством укрепления физического здоровья, выравнивания психологического баланса и стабилизации эмоционального состояния с помощью иппотерапии. Уникальность нашего проекта состоит в том, что впервые занятия по иппотерапии будут организованы на территории нашего города. С иппотерапевтом Орловой Анастасией будет заключен гражданско-правовой договор о реализации проекта в части оказания услуг по иппотерапии, предоставлении лошади для ухода и общения детей. Услуги будут оказываться в ее фермерском хозяйстве, в котором имеется лошадь, конюшня, двор и загон для проведения занятий иппотерапией.
Проект предусматривает организацию реабилитационных занятий, с использованием лошади, как объекта терапевтического воздействия и направлен на оздоровительную и психологическую работу. Целевая аудитория проекта - дети инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья от 3 до 18 лет, а также члены их семей. Мероприятиями проекта будет охвачено более 100 человек.
Основными задачами для достижения цели в проекте являются: укрепление и тренировка мышечного аппарата, сохранение равновесия, развитие слуховой и зрительно-моторной координации и ориентации в пространстве, развитие активности познавательной сферы, концентрации внимания, памяти, обучение навыкам верховой езды у детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями, которые осуществляются посредством организации занятий по иппотерапии. Улучшение психоэмоционального состояния участников проекта, коммуникативных возможностей, улучшение внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, развитие трудовых навыков произойдет при участии родителей в реабилитационном процессе во время занятий по иппотерапии, в коллективных театрализованных мероприятиях, экскурсиях, занятий по общению и уходу за лошадью. Перед началом занятий иппотерапией с лошадью, будут организованы занятия на электрическом иппотренажере, детских тренажерах «Бегущий по волнам», на тренажере «Уолкедж» (бордюры для прогулок), нейротренажере балансборд «Доска Бильгоу» для развития чувства равновесия, координации движений и общей моторики, тренировки вестибулярного аппарата и подготовки мышечного аппарата детей к более высоким нагрузкам при занятиях верховой ездой.
На занятиях психолог, сопровождающий наш проект, будет использовать метод ипповенции - достижения максимального психологического терапевтического эффекта в процессе общения с лошадью. Инструктор-иппотерапевт и инструктор по адаптивной физической культуре подобрали целостную систему в организации и проведении занятий по иппотерапии. Культорганизатор будет организовывать и проводить массовые культурно-развлекательные и театрализованные мероприятия для участников проекта и жителей города . Для участия в проекте будут привлечены волонтёры.
Обоснование социальной значимости
Одной из актуальных проблем современного мира является проблема социализации и интеграции в общество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Несмотря на предпринимаемые меры, в Ханты – Мансийском автономном округе-Югре, как и во всей Российской Федерации, наблюдается тенденция роста числа детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
Анализ ситуации в городе Урае, по состоянию на 01.12.2021 показал, что всего в городе проживает 140 детей-инвалидов, и 450 детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих III и IV группы здоровья, в 2020 году данный показатель составлял 134 и 420.
Рост отрицательных показателей детской инвалидности ставит острые задачи по решению вопросов, связанных с различными проблемами детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями. Одним из важнейших направлений по реализации прав и свобод инвалидов является психосоциальная реабилитация.
Для детей с ограниченными возможностями реабилитация становится ежедневным трудом. Процесс социальной адаптации личности ребенка-инвалида, имеющего ограниченные возможности, сложен и длителен. Это связано с недостатками интеллектуального и физического развития самого ребенка, а также с определенными ограничениями в социальной среде. Одной из инновационных методик реабилитации детей с инвалидностью является иппотерапия.
В России почти в каждом регионе практикуют эту методику. Функционируют как крупные реабилитационные центры, так и небольшие конно-спортивные клубы, оказывающие услуги лечения лошадьми. В России использование иппотерапии началось с открытия в 1991г. в Москве детского экологического центра «Живая нить». В Ханты-Мансийске успешно используется метод иппотерапии в конноспортивном клубе «Мустанг».
Количество таких центров иппотерапии по всей стране увеличивается с каждым годом, что свидетельствует об эффективности этого альтернативного метода реабилитации. Согласно определению доктора мед. наук профессора Цверава Д.М.: иппотерапия – есть не что иное, как форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения, выполняемые человеком во время верховой езды. Иппотерапия - одна из эффективнейших методик лечения животными посредством лошадей. Она направлена на борьбу со многими заболеваниями.
Реабилитация при помощи иппотерапии не имеет возрастных ограничений. Противопоказаний к занятиям иппотерапией очень мало. Более того, иппотерапия разрешена при сложнейших заболеваниях, когда противопоказано большинство реабилитационных приемов. Опрос 40 родителей выявил желание участвовать в проекте «Подкованный доктор» для расширения возможностей реабилитации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями с использованием альтернативного вида реабилитации – иппотерапии.
Цели
Улучшение качества и эффективности процесса социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями посредством укрепления физического здоровья, выравнивания психологического баланса и стабилизация эмоционального состояния с помощью иппотерапии.
Задачи
- Укреплять и тренировать мышечный аппарат, учить сохранять равновесие.
- Развивать слуховую и зрительно-моторную координацию и ориентацию в пространстве.
- Улучшать психоэмоциональное состояние, коммуникативные возможности, повышать уровень самооценки.
- Развивать активность познавательной сферы, концентрации внимания, памяти.
- Учить элементарным навыкам верховой езды.
- Способствовать улучшению внутрисемейных отношений в семьях, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями.
- Развивать трудовые навыки при уходе за лошадью